Владимир Соколов
Статья
![]() На чтение потребуется полтора часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Оглавление 2. 0 – 10 лет 3. 11 – 20 лет 4. 21 – 30 лет 11 – 20 лет
11 лет. Гроциус начал учиться в Дельфтском университете. Это был необыкновенно ранний возраст для студента даже для тех времён, когда 16- и даже 14-тилетние оболтусы считались вполне созревшими для студенческой жизни.
12 лет. Абеляр был посвящён в священническое звание. Тогда это был единственный путь к гуманитарной карьере.
13 лет. Дидро по настоянию дяди выбривают темечко, что значит посвящение в священническое звание.
14 лет. Фома Аквинский поступает в Неаполитанский университет, где ему следует приличия ради научиться богословию ради будущей аббатской синекуры. Однако вместо чисто формальных занятий он напрочь увлекается богословием, посещает монашеские ордена, знакомится с их уставом и долбит Аристотеля гораздо больше, чем это требуется для выполнения учебного плана.
15 лет. В школе иезуитов с будущим философом произошёл обладающий очарованием старинного рассказа эпизод. Однажды Дидро не пошёл в школу. «Ну и чем ты собираешься заняться?» – спросил его отец. «Буду, как и ты, ножовщиком». – «Ну что ж, это дело, а пока ложись спать». Наутро отец дал Денису шкурку для обработки. А у Дидро при всех его способностях руки росли из жопы. За что бы он ни брался, только портил. Естественно, чуда не произошло и на этот раз: провозившись час со шкуркой и искромсав её всю, он сел к окну и ударился в свою обычную мечтательность.
Отдадим должное отцу: он не стал настаивать на продолжении школьных занятий, а отвёз сына в Париж и устроил в другую школу (коллеж д'Аркур) учиться на адвоката. Потом он перебрался в коллеж Великого Луи и там в этот же год получил степень адвоката.
Не по дням, а по часам зреет Гроциус. В свите правителя Нидерландов он живёт в Париже и получает докторскую степень в Орлеанском университете. Король Генрих IV называет его голландским чудом.
16 лет. Кант поступает в университет, такой же заштатный, в том же заштатном городке, что и школа. Но в данном случае заштатность шла ему на пользу. Здесь не было той муштры и надзора, как в лучших университетских центрах Германии, и потому, кто хотел, могли развивать довольно свободно свои идеи. Большинство развивали их в сторону разгильдяйства и ограниченности. В том числе и богословы, и философы, и филологи. Зато физику и математику вёл Кнутецен – человек одержимый и нестандартных взглядов.
Он знакомил учеников с ньютоновской философией (натур-, разумеется: тогда ещё такого деления на гуманитарные и общественные науки, как ныне, не было). Наверное, там и заронились в Иммануиле эти размышления о пространстве и времени, над которыми он так много поломал голову позднее и заставил поломать многих. У Ньютона же всё было просто: пространство – это громадный пустой ящик, возможно, без границ, в который напиханы разные тела, от микробов и атомов до планет. А время течёт себе потихоньку и течёт: всё в одном направлении и само по себе, независимо от того, что там делают и чем занимаются тела.
Гроция принимают в цех адвокатов, то есть он становится профессиональным юристом. Растёт как на дрожжах.
Августин теряет девственность. Стоят ли такие вещи упоминания в биографии великих людей? В случае с Августином – да, ибо он по этому поводу испытывал мерзость и отвращение к себе до конца своей жизни, и каялся так, как среднестатистические работники органов внутренних дел не каются за участие в массовых репрессиях.
17 лет около. В этот год или позже – сам Макиавелли пишет, что с ранней юности – он начинает записывать всё достопримечательное, что происходит, как вокруг него, так и внутри. Эти записи потом оказывают неоспоримое влияние на его историографические труды.
18 лет. Гроций составляет «Историю Голландии» на латинском языке. В этом же году он становится юрисконсультом Ост-Индской компании, мощнейшей торговой организации, бюджет которой превосходил бюджет большинства тогдашних европейских стран, включая такие, как Англия или Польша. Одновременно становится советником по праву правителя Голландии Ольденбарвельта.
19 лет. Дидро в Парижском университете получает магистерскую степень (Maitre es art). Его принимают в коллегию адвокатов. Но он не занимается делами, а целыми днями гоняет балду. То есть изучает языки, математику, физику, увлекается философией. Патрон пожаловался родителю. Отец приструнил сына, но тот взбрыкнул, сказав, что ему и так хорошо. На этом его адвокатская карьера закончилась, и он стал вести жизнь умственного пролетария.
Для ради вразумления семья скрадывает Фому из Неаполя и помещает его для перевоспитания в одном из замков. Чуть ли не с ножом к горлу от него требуют отречения от христианства, не формального, а по сути: слишком уж он всерьёз отдаётся богу.
Мамардашвили с золотой медалью расстаётся с десятилеткой. Почему так поздно? Конечно, была война, но всё же он жил в относительно благополучной Грузии, посещал одну из самых престижных тбилисских школ. Как бы то ни было, но он поступает на философский факультет МГУ, как раз в разгар космополитических чисток. Но – и в разгар очень плодотворных общественных дискуссий по философии, языкознанию.
20 лет. Дидро становится репетитором. Но свои занятия он ценит дороже. Однажды через друзей он получает хорошо оплачиваемое место у генерального откупщика Путуа. Но через несколько месяцев оставляет его: «Мне так хорошо у вас в доме, что лучшего я и желать не могу: и комнатою, и столом я свыше всякой меры доволен. Денег у меня гораздо больше, чем мне нужно. Но пока я делаю из ваших ребят людей, сам опускаюсь в умственном отношении, становясь ребёнком. Я умираю у вас, а умереть я не хочу».
Поняв, что с Фомой не справиться, неверующим он ни за что не будет, ему дают вольную, и он отправляется в Париж, где слушает лекции Альберта Великого, стремясь понять Аристотеля. По дороге брат сжалился над целомудрием Фомы и ночью впихнул к нему в комнату юную обольстительницу. Та молчком легла с ним рядом, и когда Фома обнаружил провокацию, он как ужаленный подскочил, прогнал девушку (выбросил вслед за ней её одежду) и начертал крест над входом.
Спиноза поступает в амстердамскую школу ван Энде. Причиной было желание действительно чему-то научиться, что в узком мирке еврейской диаспоры было невозможно. Совершенствовался у ван Энде Спиноза прежде всего в латинском языке, который кое-как освоил самостоятельно, но весьма плохо, по его собственному мнению. Из чего ясно, что будущий философ уже определил свой путь, и путь этот лежал вне проторенных узких тропинок своей среды.
К этому же времени относится роман Спинозы с дочерью ван Энде, красивой и образованной девушкой. Роман, не кончившийся ничем, кроме массы легенд и домыслов уже в наше время. «Любовь ...была для Спинозы мимолётной мечтой, за которой навсегда последовал отказ от счастья. Это отречение не представляло для Спинозы чего-либо тяжёлого; оно соответствует его привычному, основному душевному настроению. Спиноза никогда не знал бурных страстей, страсти никогда не оказывали на него подавляющего влияния. Ошибочно было бы смотреть на его роман с сентиментальной, меланхолической точки зрения. Ум его слишком ясен и светел для того, чтобы обольщаться чувством счастья и впадать в угнетённое настроение под влиянием грустных ощущений. В герои романа Спиноза не годится. Те, которые превращают биографию Спинозы в слащавую любовную драму, забывают об его уме, обнаруживают непонимание силы его характера» (Куно Фишер).
![]()
Оглавление 2. 0 – 10 лет 3. 11 – 20 лет 4. 21 – 30 лет |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|