Наталья Соколова
Роман
![]() На чтение потребуется 5 часов 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 18. Аудиофайл восемнадцатый 19. Аудиофайл девятнадцать 20. Аудиофайл двадцать Аудиофайл девятнадцать
Очень я по ней скучаю, по Бабале. По музыке. С ней исчезла и прежняя ласковая, пропитанная гармоничными звуками заповедная тишина, от которой зависела душевная полнота и равновесие. Хорошо сказал. Да… Мне теперь и фигурное катание посмотреть не с кем. Очень мы с Бабалей его уважали. Просто фанатели. С той лишь разницей, что мне нравилось, когда фигуристы катались под знакомую музыку – вечную «Калинку», «Время, вперед!», «Лунную сонату» (ну, вы меня поняли), а Бабале – наоборот. У нее была на этот счет целая теория. – Это слишком просто, – говорила она, – скользить по готовой мелодической колее, совсем другое дело – поломать стереотипы, несмотря на сопротивление деятельных критиков из шебутных зрителей. Непривычная музыка – это… Вот представь, что ты входишь в чужое жилище, в малогабаритную квартиру (если это короткая программа), на взгляд со стороны ты просто шагаешь с лестничной площадки в дверной проем, но, прежде чем за тобой захлопывается дверь, ты понимаешь, что уже что-то не так, что двери в комнаты расположены на разной высоте и вообще по горизонтали, потом замечаешь, что мебель в них отсутствует, хотя нет, нет-нет, вот же она – легко выдвигается, или раскладывается, или, словно шутя, собирается из убористых модулей. И уж вовсе странным кажется поначалу, что вся квартира задумана в белом, только в белом тоне (не слишком ли это стерильно, госпитально, когда так и ждешь появления сиделки тоже вся в белом: платье, сестринский прямоугольный фартук, полумонашеский платок балдахином до плеч и умытое холодной водой с огуречным лосьон лицо?), а впрочем, нет, нет-нет, это кто-то догадливо и счастливо, опередив тебя, пошел навстречу и дал возможность утолить твой собственный визуальный голод – жми на клавишу, и чувство потерянности оставит тебя: по стенам и потолкам развернутся, разбегутся завитки и связки цветовых символов и смыслов в любой непредсказуемой последовательности. А потом с каждым новым прокатом темп и ритм незнакомой музыки раз от разу приручает, привязывает тебя к себе так, настолько, что на смену дезориентации приходит трепет, и ты легко выбираешься к свету и уже ждешь этих новых нот: то подъема, чтобы вместе с партнершей взмыть в головокружительной поддержке вверх, то под низкие тона и аккорды вытягиваешься отзывчивой стрункой для вращения в тодосе и накручиваешь спирали у самого льда. Ты забываешь про все свои недавние капризы и обиды из-за отвергнутых канонов и только в самом конце спохватываешься, приходишь в себя и снова начинаешь дышать. А Дед изредка проходил мимо нас и отпускал комментарии, типа: «О, вот эта зело женская!», или «Какая леди!», или «А это попрыгунчик! Смотреть не на что!». Мне-то как раз нравились «попрыгунчики». У меня с каждым их прыжком внутри роились пузырьки как от лимонадной шипучки, пузырьки счастья. Я не умел так, как Бабаля, комментировать прокаты. Она говорила: «Какое хорошее владение коньком!», «Какие пластичные руки!», «Замечательно додержанные позиции!». Она просто профессионал. А Дед снова ворчал: – Вот всё у вас так: девочка в красном пальто, девочка в красной пачке, девочка на шаре… А где же оно, женское катание?! Прыгают и прыгают. – Прыжки – это красиво, – возражала Бабаля. Это приправа, перчик. Хотя в самом начале, исторически, ими пользовались, чтобы рисовать коньками на льду сложные фигуры и оценки за них не ставили. – Как по мне, они все на один салтык. Ну, вон, смотри! Какая разница! – Ну, полно дурачиться, – увещевала его Бабаля, – первый она прыгнула с той ноги, на которой скользила, это реберный прыжок. А второй – она перед ним как бы ударила носком, зубцом свободной ноги по льду, это прыжок зубцовый. – Зря стараешься, всё равно не вижу никакой разницы, – не сдавался Дед. – Не хочешь видеть, Мотя. Реберные тоже разные: одни исполняют с внутреннего ребра конька, как бы от большого пальца, другие – с внешнего, от мизинца. – Ну, это не искусство, а сплошная акробатика. – Конечно, главное – в чувстве меры и в нюансах. Лучшими из них становятся те, кто находит золотую середину, равновесие. Тут в спор ввязывался частенько гостящий у нас Бразэ. – Четыре, четыре раза обернуться вокруг собственной оси – это противоестественно. – А я читала, – не сдавалась Бабаля, – что в теории человеческое тело может выдержать прыжок и в пять оборотов, но в действительности пока никто такие прыжки делать не пробовал. – Ты бы жрал поменьше, – опрометчиво советовал брату Дед и тут же получал ответочку. – Зато в армрислинг ты меня не перепукаешь. Дед с Бабалей начинали смеяться. А потом за спиной у нее показывали друг другу безымянные пальцы. – Вот эта коза ничего прыгнула, – иногда подлизывался к Бабале Дед. – Только чо-то она то одну руку поднимает, то сразу обе. – Поднятые руки усложняют элемент, – поясняла Бабаля. – Если одна рука поднята, это «тано», если две, это «риппон». – Ух.ух,ух! – не мог сдержать восхищения Бразэ. – Как распрыгалась! Три кряду! – Это каскад, – комментировала Бабаля, – мне, правда, больше нравится когда прыгают через ойлер – одиночный прыжок. Бразэ потянулся за салфеткой, достал ручку и принялся что-то черкать. – Ну, вот! – минуту спустя заявил он. – Во время многооборотного прыжка спортсмен испытывает нагрузки до 10g, больше, чем переносит космонавт при спуске с орбиты. – Господи Боже мой! – воскликнула Бабаля. – Но! – продолжил Бразэ. – Перегрузки эти длятся доли секунды, поэтому фигуристы их практически не чувствуют. Бабаля просветлела лицом. – А вот приземляются спортсмены с силой, превышающей их вес в пять-восемь раз. Но на этих словах Бразэ вышла выступать любимая Дедом «курочка», и наступила тишина. Первым нарушил ее Бразэ: – Вот фигачит девка! Как рыбка из воды! – Золотая рыбка! – прошептал Дед. Я тоже смотрел, затаив дыхание. Я ждал: в самом конце она неизменно посылала мне воздушный поцелуй. Пусть остальные говорят и думают, что хотят. Я-то знаю, что это именно мне. Когда фигуристка с тренерами уселись в Кике (Kiss and сry), Бразэ задумчиво сказал: – Нет, это не для меня: сальхов, ритбергер, тулуп… Как по мне, штопор, он штопор и есть – разбежался, подпрыгнул, рухнул. – Сальхов она первым прыгнула, – тихо, чтобы не спугнуть оценки, – сказала Бабаля. – Швед Ульрих Сальхов, первый олимпийский чемпион в мужском катании, десятикратный чемпион мира. Бразэ с Дедом присвистнули. – А для женщин прыгать сальхов в то время считалось плохим тоном – юбка при выполнении прыжка задиралась выше колен. Тереза Вельд на олимпиаде 1920 года осилила его, но судьям он не глянулся, и ей досталась только бронза. Да и сама Вельд стеснялась своей юбки, ужасно короткой – всего на пятнадцать сантиметров ниже колена. Оценками, как всегда, мы все остались недовольны. Очень хотелось, чтобы наша фаворитка получала только золото. – Ну, опять цыплята табака, – поморщился Дед при выходе следующей фигуристки. – Суповой набор студента-очника, – поддержал его Бразэ. – Пятнадцать лет, – заступилась за девушку Бабаля. – Ну, мы пойдем, = поднялись братья. – Счастливо вам с Коко оставаться. – Аксель! Аксель! – радостно закричала Бабаля. – Сделано! – явно подражая кому-то, уходя, съехидничал Дед. – Шеврально! Вкусно! – тем же тоном подпел ему Бразэ. Но мы с Бабалей уже не обращали на них внимания. – Самый старый и самый сложный прыжок, – немного успокоившись, поделилась со мной она. – Аксель Паульсен, 1882 год. Он так любил конькобежный спорт, что и в фигурном катании выступал на беговых коньках. В них он и аксель в Вене сделал, а ему дали только второе место. Хотя, правды ради, ни чемпионатов мира, ни олимпийских игр тогда в помине не было. У Паульсена есть только уникальное звание: «любительский чемпион мира по фигурному катанию». Я почистил нос о перышки и приосанился. Очень мне всё это нравилось: музыка, скачущие девушки, крики трибун, восторженные вопли комментаторов. Это такой драйв. Это так заводит. А теперь Бабали нет, она в ковидном госпитале. В одиночку я сижу перед экраном, слушаю, смотрю и не ощущаю никакой радости. Промучившись так с полчаса, я поплелся к Деду. Сегодня Дед, вообще, обо мне сказал, что я стал сдавать. Дело было так. С утра позвонил по скайпу Бразэ и с ходу заметил, что давненько они с Дедом «не набирались». Дед заулыбался. Вообще-то это Бабалино выражение, именно так она разгоняла этих выпивох, когда они «частили» и «злоупотребляли». – Давай через часок, – предложил Дед, – мне за хлебом сгонять надо. И корму засранцу купить, что-то он у меня стал сдавать. Исхудал, точно изработался. Днем то и дело носом клюет, точно в ночную смену работает. – Или по бабам шарится. Дед, впрочем, тему эту не поддержал. Прибавил – до скорого! – отключился. Авоську в карман и в соседнюю «Высшую лигу». Я старался выглядеть равнодушным, хотя на самом деле сгорал от нетерпения. Дед имел обыкновение побаловать и порадовать меня чем-нибудь новеньким. На то и вышло. Корм кормом, а пакетик с фруктовыми вкусностями оказался как нельзя более кстати – весенний авитаминоз давал о себе знать. По обыкновению Дед и Бразэ, каждый себе, накрыли стол перед компьютерами, я пристроился у Дедова плеча, разлили, и потекла неторопливая беседа. Бразэ, конечно, молотил обо всем на свете, не политкорректничая и не церемонясь в выражениях. Но постепенно разговор впал в одно русло, и мне стало легче следить за ним. – Ты ведь не будешь спорить, – сказал Дед, что терапевтическое воздействие, которое домашние питомцы оказывают на людей, давно стало аксиомой? Бразэ кивнул: не будет. – Да, история с Гундой, свиньей, и фильмом о ней, номинация на Оскара, настоящий прорыв. Сюжет этот надолго стал инфоповодом. Ну, Дед! Он словно читал мои мысли. – Я вот покопался в сети на этот счет и – ты будешь смеяться – решил завести себе свинью. – Ха-ха-ха! – как и было предсказано, зенитной батареей времен Великой Отечественной захохотал Бразэ. – Это ты зря, – миролюбиво возразил Дед. – Они чрезвычайно умны, чистоплотны и привязчивы. – Ха! Ха! Ха! – закинув голову и распахнув рот, как жерло крупнокалиберного артиллерийского орудия, снова захохотал Бразэ. Дед только слегка поморщился. – Экий ты пересмешник. – Да она сожрет тебя! А соседи? Ты же ее выгуливать поведешь! Ха-ха-ха-ха! Дед вздохнул. – Соседи… Можно завести минипига. Правда, там случаются осечки. Недобросовестные продавцы могут подсунуть бигпига. – Уверен, это твой случай. Твоя русская рулетка. При твоей-то удаче да минипига заводить! Тебе обязательно подложат самую настоящую свинью. Ха-ха-ха! Дед открыл где-то на середине общую с кольцами тетрадочку и начал читать: – Издание Daily Mail сообщило, что у американки Марсель Иглесиас (Marcela Iglesias) из Лос-Анджелеса, которая на фермерской распродаже купила питомца минипига, выросла свинья весом сто четырнадцать килограммов. При совершении сделки она выбрала самого пухлого поросенка и назвала его Чуи. – Чуня по-нашему, – довольно кивнул Бразэ. – Иглесиас полагала, что, когда вырастет, он будет весить не больше двадцати килограммов. Но «карликовая» свинка до трех лет не прекращала расти и толстеть. Когда хозяйка наконец поняла, с кем имеет дело, степень ее привязанности к животному была так велика, что ничто не могло бы ее заставить отказаться от своего pet. В многочисленных интервью она рассказывала: «Я научила Чуи сидеть по команде, давать лапу…» – Ногу? – Читаю, как есть, – ответствовал Дед и продолжал, – «…давать лапу, отзываться на кличку и охранять дом от посторонних…» – Едрён батон! – воскликнул Бразэ. – А выгодно, однако! Ну, что, вот так – свинья, а вот так – вышибала. Ничто не предвещает, а рыпнешься, три раза в воздухе переобуешься – сто четырнадцать килограммов живого веса. Супертяж. И он погладил себя по мохнатой седой груди в вырезе красной майки-алкоголички. – «Многим людям я открыла глаза на то, какие свиньи на самом деле чистоплотные». Дед перелистнул страницу. – Вот тут еще пишут, – принялся дочитывать он, – что Иглесиас «считает Чуи членом семьи и даже оформила на него документы как на терапевтическое животное, которое помогает ей бороться с тревожностью. Это позволило ей сохранить свинку у себя вопреки жалобам соседей и попыткам городских властей в 2014 году отобрать Чуи». – Соседи у меня первые в списке на отстрел, когда я отменю мораторий на смертную казнь и вступлю на тропу войны, – кровожадно заметил Бразэ. – Ну, у нее фальстарт, шальной выстрел, а вообще чуваки частенько заводят свиней вполне преднамеренно. Вот, к примеру, история Элли, которую пятидесяти четырехлетний Виверн Флэтт завел в 2018 году, – сказал Дед и снова поискал нужную страницу. – Погоди, притормози, – попросил Бразэ и добавил себе виски, – чин-чин! И он поднес граненый стакан к самому монитору. – Давай, жги дальше! Я весь внимание! Дед отпил свой Хеннеси и снова начал читать. – «The Associated Press сообщает: в американской деревне Канаджохари свинья по кличке Элли стала лучшим другом Виверна Флэтта после того, как помогла ему пережить развод и смерть матери. Мужчина завел свинью, когда она была совсем маленькой – не больше ботинка…» – Хе-хе, – умильно хрюкнул подобревший от третьей порции виски Бразэ. – «…В 2019 году Флэтт переехал из Южной Каролины в деревню и забрал свинью с собой. Кроме Элли он перевез на новое место жительства двух собак и двух кошек» – Однако, – покачал головой размякший братец наш. – «Флэтт купил дом недалеко от центра и планировал открыть на первом этаже ресторан. Сотрудник деревенской администрации во время делового визита для оформления разрешения на открытие ресторана заявил Флэтту, что тот содержит Элли незаконно, и потребовал ее убрать. – Как фамилия? – нахмурился Бразэ. – У нее нет фамилии, она свинья, – сказал Дед. – Закусывать надо. – Не умничай. Эмигрант? – Кто? – Администрация эта. – Почему? – По кочану. Как фамилия? – Почем мне знать?! Тут не пишут. – Эмигра-а-нт! – утвердительно протянул Бразэ. – Шкура совковая. Из на-а-ших. – Да поди ты! – огрызнулся Дед. – Совок – это не национальность, а состояние души. Мало дураков на белом свете водится! Ты слушать будешь? – Буду! – снова подливая на два пальчика, кивнул Бразэ. – Про Элли и Тотошек буду. Дед поискал глазами потерянный абзац. – «…и потребовал ее убрать. Но Флэтт и не подумал избавляться от свиньи. Через полгода, когда местные жители наконец заметили, что она по-прежнему живет у него, между ними вспыхнул конфликт. – Вот скажи, – снова перебил Деда Бразэ, – чего людям не хватает? Дед «пропустил ход» и продолжил читать. – «В итоге разбирательств американца уведомили, что он пренебрегает мнением соседей и нарушает кодекс деревни, в соответствии с которым содержание сельскохозяйственных животных запрещено». Я взглянул на Бразэ. Он подпер пухлые щеки кулаками и, вслушиваясь в каждое слово, как мне показалось, уже копил слезу. – Гм! – хмыкнул на этот раз уже я и снова уставился на Деда. Тот читал: – «В свое оправдание Флэтт заявил, что он «никогда бы не подумал о том, чтобы отдать кого-то, кто является членом моей семьи. Элии очень умная. Она умнее моих собак. Мне кажется, что она чувствует, когда мне плохо – она приходит и прижимается ко мне». Ух ты! – сказал я про себя, заметив, как Бразэ потянулся за салфеткой, а потом промокнул глаза и даже нос. Хорошее виски! – «Флэтт настаивает на том, что Элли помогает ему справляться с тревожностью и преодолевать депрессию, оказывает эмоциональную поддержку и по этой причине имеет полное право жить с ним как терапевтическое животное. Правда, пока нет никаких официальных подтверждений терапевтического воздействия свинки на хозяина, хотя к делу и присовокуплена записка от местного фельдшера, в которой он зафиксировал благотворное влияние Элии на здоровье мужчины. Флэтт не намерен сдаваться. Он готов доказывать, что сельскохозяйственные животные не еда, а настоящие питомцы. Ему оказывают поддержку защитники свиней и кое-кто из соседей». Дед закрыл тетрадь. Бразэ высморкался. – Я приглашаю тебя в зоомагазин. – Не модно, – отрезал Бразэ. – Что, песеля заводят нынче тоже по моде? – удивился Дед. – Ты свинью хотел! – уперся Бразэ. – Я уже привык к твоей будущей свинье. – Сам заведи и судись с соседями. Ну, так чо, в магазин идем? – Эва, проснулся! Приличные люди теперь и здесь и за границей животину из приюта забирают. – А как же заводчики? Перевелись? – В строгих рамках дозволенного за границей они рожают один раз в два года. – Кто? – Ну, не кобели же. – А у нас? – А у нас, если повезет суке, то два раза в год. – А если не повезет? – Пока не сдохнет. – Ммм-да, – дед поморщился. – А чо, тебе мало невесомой твоей старушки? – Бразэ ткнул в меня пальцем. – Кого? – не понял сразу Дед. – Да недоразумендель твой! – Ну, ты его не обижай. Он у меня сдавать стал. Вот и фигурку один смотреть не захотел, переживает, скучает по Алле. – Шалишь, брат, – покачал головой Бразэ. – Не на того напал. Здесь не так всё просто. – Я не лягу под стилягу! – неожиданно даже для себя вдруг заорал я что было силы. Дед, возле плеча которого я сидел, аж подпрыгнул. – Ну, что я тебе говорил! – остался невозмутимым Бразэ. – Тут такие подвалы! – Залей трюмы пивом и залакируй водкой! – парировал я его невозмутимость. – Хрюкай и сёрбай горячими зелеными щами! под водочку! – Маленькая злобная радость, – услышал я в спину, когда Дед потащил меня из кухни в комнату. – Ну, что ты, брат, – тихо уговаривал меня Дед. – Всё вернется на круги своя. Всё наладится. Сиди, отдыхай. И я остался один. Потом, когда Дед с Бразэ набрались по самые брови и разошлись придавить Храповицкого, я перебрался к окну поглазеть на двор. Последняя неделя февраля, а снег уже подтаивает и корочка по краям с крупными блинными дырками. Настроение у меня было в крайней степени меланхолическое – перспектива обзавестись собакой меня совсем не радовала. С котами проще, они тоже интроверты. А псы в каждой бочке затычка. Сначала бесятся, заначки по всей квартире закапывают, потом умудохаются, повалятся и пукают, и каждый раз удивляются – жопку нюхают и сами себе не верят. Чтобы немного успокоиться, я прибегнул к проверенному средству, к игре в лингвистические парадоксы. Я учусь старым пословицам давать новую жизнь Это бодрит и одновременно успокаивает. Вот что сегодня получилось. Есть еще порох в пороховницах: Не всё то золото, что блестит, одной пробы. Без труда вынешь рыбку только из мутного пруда. Слово не воробей, а и синица в руках и журавль в небе. Лежачий камень вода и беда стороной обходят. Береженой копейкой Бог и рубль бережет. Колобок – это первый блин, который комом. Готовь телегу зимой, сани летом, а ложку к обеду. Дареному коню смотрят не в бровь, а в глаз. Так, слово за слово я успокоился да и сам задремал.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
Оглавление 18. Аудиофайл восемнадцатый 19. Аудиофайл девятнадцать 20. Аудиофайл двадцать |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|