Игорь Солнцев
Критический обзорОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.12.2007
«Отчего одним поется, А другие – не поют?»
Этот риторический вопрос прозвучал в одном из стихотворений Инны Заславской. Ответу на этот вопрос и посвящён данный критический обзор.
Поэтический ноябрь был представлен на сайте семью авторами. Насколько слаженным был хор наших авторов? Кто из них фальшивил? Кто делал вид, что умеет петь, а сам лишь открывал рот? И, самое главное, кто же действительно обладает чистым и звонким голосом?
Считается, чтобы лучше понять стихи человека, нужно не только их прочитать, но и узнать что-то об авторе. Поэтому я отправился гулять по страничкам наших поэтов. Кто-то написал о себе обстоятельно и подробно, начиная с места рождения и заканчивая перечислением изданных книг и сборников, а кто-то обошёлся одной коротенькой фразой, надеясь, что его стихи расскажут о нём намного лучше и полнее. Хозяин, как говорится, барин. Ну что ж, тогда сразу окунёмся в пучину поэтических волн. В смысле, строк. Тем более что у Инны Заславской в сборнике «Домашнее кино» стихотворений аж сорок пять. Они разделены на три группы, по времени написания.
В первой – интересные переходы от пейзажных зарисовок в начале стиха до параллелей с миром человеческим в конце. Очень образно показана природа: простыми, но ясными и сочными мазками-словами. На смену осеннему багрянцу приходит слепящая зимняя белизна. А потом, упомянув о весне лишь вскользь, сразу «глухо каплет июньская ночь». Жизнь быстротечна и в стихах, и наяву. «И все ж дела совсем не хороши: Замечательные размышления о Пушкине («Нет, не могу себе представить...») и лодочнике Хароне. Интересны и колоритны семейные зарисовки («Из чемоданов платья доставали...», «Семейный обед» и «Дочки-матери»).
Во второй группе стихов явственно слышны мотивы одиночества и грусти. Что ж за поэт без этого? «От нафталинового духа...», «Ну вот ты и уходишь...», «Замкнулся круг...» именно об этом. Ну и о Москве, в которой «реют тени Маргарит» и «умирают Мастера». Тоска по чему-то ушедшему и невозвратному сквозит в последних строчках большинства стихов: «Луна. Окно. К стеклу прижатый лоб: Из пяти последних стихов выделил бы «Разговор с музой».
В общем, от прочтения этого цикла, остались приятные ощущения. Чувствуется владение слогом и рифмой. В каждом стихотворении есть свой, понятный и определённый, сюжет. Стихи предстают перед читателем единым целым, а не сборищем строчек, сложенных в столбики: «парят свободно вереницы, друг друга отыскавших слов». От стихов веет жизнью. Даже когда описывается обычный маленький паучок. «Ему на время наплевать! Единственным неосвоенным белым пятном остался стих «Разгадываем сны...» с каким-то сложноопределяемым ритмом. Но это не стало для меня пресловутой ложкой дёгтя и общего впечатления не испортило.
После прочтения стихов Кирилла Алейникова остался привкус непонимания. Красивые авторские образы, замечательные идеи и сюжеты, но... Какофония ритма настолько мешает вжиться во всё это, что становится обидно. Может быть, Кириллу стоит писать в стиле вольного стиха, тогда за нечёткостью ритмического рисунка не потеряется самобытность его мыслей. И читатель, и автор от этого, мне кажется, только выиграют.
Не могу не выделить у данного поэта следующие строчки: «Пусть самый любящий был обречен на боль
Кстати, о философии. В стихах автора Това, как говорят в Одессе, «этого есть». Иногда даже, на мой дилетантский вкус, многовато. Мысли, смыслы, подсмыслы, ассоциации третьего порядка. Это всё наслаивается во время чтения стихов и наступает момент, когда ты останавливаешься и задумываешься: «А стоило ли прятать так глубоко?»
Сюжеты зачастую сюрреалистичны, а с их помощью довольно тяжело объяснять простые истины. А может, Това этого и не хотела. Может, я это себе понапридумывал под воздействием её стихов. Поди разберись теперь...
У Товы были ассоциации, а у Татьяны Быченко – вариации (на тему состояния). Именно с этого начинается подборка её стихов «Февраль в Петербурге». Вариации, в которых почему-то выборочно отсутствуют знаки препинания. То, вроде, вот они есть. А то, сразу их нет. И на фоне этого очень здоровские попадаются вещи. Вот как эта, например: «болею импрессионизмом Или вот эта: «хочешь быть ежиком – И эта тоже ничего: «желтое – вместо оранжевого Вроде – штришки. А какая «картина маслом» вырисовывается – красота! Или, пользуясь авторской терминологией, можно было бы воскликнуть: «переведем в зеленое «Нахрен», «кончим», «трахаемся», «генитально», «насрано» – термины, на мой взгляд, не совсем для поэзии подходящие, вернее, совсем неподходящие. Это всё можно назвать записками на полях личной жизни. По-хорошему, многое бы почистить, а некоторое и вовсе выбросить. «И я смотрю, как где-то во тьме исчезает кто-то, кто в итальянских терминах рискует развоплотиться». И это тоже есть. Через эти завалы читателю подчас трудно добираться до хороших стихов, коих у Татьяны немало, на мой взгляд. Но: «катастрофически не хватает жизни
Следующий автор – Андрей Баранов. Его стихи читаются на одном дыхании: на первом – вдох, на последнем – выдох. Стихи-осмысление или, даже, переосмысление прожитых дней. Порой кажущаяся простота лишь подчёркивает умение автора поделится с нами важным и наболевшим, сделать так, чтобы его услышали и поняли. В одном из произведений Олеси Брютовой есть замечательные слова: «Поэтический дар – это дар ясного зрения. Умение видеть так, чтоб потом даже слепому объяснить, что такое – солнечный свет». Эти слова, как нельзя лучше, на мой взгляд, характеризуют творчество Андрея Баранова. Монах из детства Умение перевести в видимую плоскость то, что витает в воздухе и занимает твой ум. Рассказать просто и ясно о сложном. Это дорогого стоит. «...я услышал, как деревья листали / томик избранных стихов сентября». Услышал и поделился с нами. Спасибо, Андрей!
Дождимир Ливнев. «Твой взгляд для меня». Довольно интересное по задумке стихотворение «Вечный герой», которое, судя по ритмическому рисунку, задумывалось, как песня. Читая «Твой взгляд для меня», я постоянно ловил себя на мысли, что чего-то не хватает стихам. Чего-то малого и неуловимого. Того, что превращает простые стихи в чудо. Того, что превращает простые слова в волшебство.
Единственный ноябрьский автор, со стихами которого я уже встречался в интернете до «Новой литературы» – Олег Блажко. У него я впервые увидел стихи, записанные в строчку вместо привычного столбика. Сейчас это можно встретить повсеместно, а тогда было в диковинку. Поэзия Блажко – это колокольный звон, эхом вернувшийся с поднебесья на землю. Иногда это звон неземной крылатости, иногда – приземлённый глуховатый гул. А иногда – это телефонные гудки брошенной кем-то трубки. В зависимости от того, что хочет своими стихами нам сказать автор. Но всегда – это музыка. И даже когда она на короткий миг междустишия смолкает, то: «Слышно, как в камень замёрзла земля,
Разные авторы. Разные ощущения от стихов. Пока что наш оркестр звучит не всегда сыграно и красиво. Но и звания «Лебедь, Рак и Щука» он явно не заслуживает. Всё таки, эти стихи – это попытки «сеять разумное, доброе, вечное». А это уже хорошо само по себе.
С уважением к авторам, Игорь Солнцев.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские плечики для одежды купить magazin-veshalok.ru. . элизабет гилберт аудиокниги |