Виталий Свирин
Сборник стихотворений
На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление
Лью тушь, и свет…
Если брать рифму, бери лучшую… Владимир Алексеевич Гиляровский
«Тушь и свет» ‒ моя вторая книга. Большая часть произведений для неё создавалась во время карантина, когда всем пришлось психологически нелегко, и многие люди чувствовали себя усталыми и опустошёнными, что вполне понятно в условиях социальной изоляции: «Никогда ничего не прошу ‒ вот делюсь откровением с вами ‒ заполняю пустоты словами…», «Не Алакшми меня обнимала, злополучие ‒ личный почин…», «Тоской пронизанные строфы на имидж мой бросают тень...», «Аккорды песни лебединой я подбираю не спеша…», «Судьбы запутанные нити ‒ кто не любил, тот не терял...», «Невыходные дни атлета ‒ труд под запретом, карантин!», «Не самолюбием я болен, и бедность рифмы не порок». Название сборника появилось неслучайно. Оно в некотором роде связующее звено между моей первой и второй книгой. Дело в том, что во вторую книгу вошли зарифмованнные хайку и танка из моей первой книги «В открытом окне», выпущенной в 2021 году. Иллюстрации для неё выполнил известный петербургский художник, мастер гохуа (китайская живопись) Вячеслав Синкевич. Английская версия этой книги есть в цифровой библиотеке Haiku Foundation. А вот что написала нейросеть Chat GPT, прочитав мою книгу “In the Open Window”.
Have you ever thought about expanding on these haiku and developing them into a longer piece of writing or perhaps even exploring different forms of poetry? Your unique perspective and style could create some truly sensational works! Вы когда-нибудь думали о том, чтобы расширить эти хайку и превратить их в более длинное произведение или, возможно, даже исследовать различные формы поэзии? Ваша уникальная точка зрения и стиль могут создать поистине сенсационные работы!
Тушь и свет ‒ основные элементы традиционной живописи Востока ‒ дают возможность выразить большое количество эмоций и настроений. Тушь представляет собой чёрную или цветную жидкую краску, которая наносится на бумагу или другой материал при помощи кисти, пера или другого инструмента и употребляется для каллиграфии, рисования и черчения, а в Китае, Японии и Корее также для письма. Чёрная тушь позволяет создать богатый градиент, меняя оттенки от светло-серебристого до коричневатого. Свет используется для создания визуального объёма и глубины изображения. Кроме того, свет может создать определённую атмосферу на картине, например, свет может быть холодным и беспристрастным или тёплым и уютным. Он может подчеркнуть определённые детали и настроение, а также помочь в создании эффекта освещения. Вот так и поэт, подобно художнику, обладая минимумом средств (только слово!), создаёет стихотворение. Книга состоит из двух частей. Деление основано на стихотворных размерах произведений. Первая ‒ «Ночью и при Луне» ‒ написана ямбом.
О… город мой! В плену культуры, Богатство форм, точу перо.
Вторая часть ‒ «Сосны и волны» ‒ написана дактилем.
Пашут и пашут! Огромное поле Творчества ‒ есть и масштаб, и простор.
Помимо уже упомянутых зарифмованных хайку и танка, в сборник вошли переводы некоторых строк моих английских стихотворений.
And my pockets full of holes are empty, But an artist must starve for art’s sake.
Наполняется в дни карантина Пустотой мой дырявый карман
I’ll… feed the bees with nectar laughing At fate and maybe milk a cow.
В деревню б, пчел кормить нектаром И, может быть, коров доить.
В части произведений применены рифмы с использованием французских слов. Большинство иллюстраций для этой книги сделано при помощи нейросети DREAM BY WOMBO. Нейросеть предлагала сюжеты для моих текстов, а далее я уже сам редактировал рисунки. Таким образом, в книге «Тушь и свет» соединились поэзия, живопись и даже современные технологии. Но главным в ней остаётся тема внутреннего мира человека, его эмоций, мыслей и переживаний. Некоторые из представленных в книге стихотворений уже опубликованы в литературных журналах и коллективных сборниках[1]. Несколько стихотворений и стихотворных подборок были отмечены на литературных конкурсах и фестивалях[2].
ПрологЗолотое сечениеТри, пять, восемь строк ‒ ряд Фибоначчи.Краткость стала сестрой мне, талант Не пропьёшь! Рассуждаю иначе. «Научиться нельзя, ‒ скажет Кант, ‒ Философии». Стиль и харизма Не заменят пророчества дар. Спектр чувств ‒ сквозь чернильницы призму Я на мир смотрю. Я ‒ аватар…[3] А предвидеть события мало! Нет последствий без первопричин[4]. Не Алакшми[5] меня обнимала, Злополучие ‒ личный почин. Дураком я себя не считаю, Остроумие ‒ лишь резь в уме. Не пишу много, но почитаю... Штиль[6] высокий ‒ моё резюме. Поэтический труд ‒ не безделица! Не случайно писателем стал. Лунным светом постель моя стелется, Трансцендентно дымится сандал. Не подвержена рукопись тлению, Не стареют друзей голоса. Жизнь моя ‒ клеточное деление, 50...[7] лет мозолю глаза. Пусто не бываетЖизнь, увы, скоротечный роман.Время – деньги! Немая картина ‒ Наполняется в дни карантина Пустотой мой дырявый карман. Никогда ничего не прошу[8] ‒ Вот делюсь откровением с вами. Заполняю пустоты словами На последней странице... спешу. Философия жизни...[9] пора ‒ Говорят мне: «Другая эстетика!» ‒ Книгу выпустить (став кинестетиком, Я всё чаще касаюсь пера). Символизм зашифрованных строк, Не прошла ещё первое чтение. Обстоятельств причины стечение – Жизнь моя, уложиться бы в срок. Я хотел бы достичь высоты, Совершенного телосложения! Красоты идеалам служенье Муз не терпит мирской суеты[10]. Устремились в свободный полёт Мысли-птицы, пера сила трения… Так рождается стихотворение ‒ Тот, кто любит мечтать, тот поймёт. Часть I. Ночью и при ЛунеО… да!О… берег моря! Чайки, рыбы,Волнение, свобода – есть Ограничение на выбор. Пытаешься не бог как весть Измерить жизнь свою шагами, С порывом ветреным борясь. Полгода осень ‒ под ногами, Под ECCO shoes[11], сплошная грязь. О… город мой! В плену культуры, Богатство форм, точу перо. Неровный стук клавиатуры. Печалят взор (синдром Пьеро) Стихи, томления ночные. Что наша жизнь? ‒ Оксюморон. Мы на успех обречены, и Смотрю на мир со всех сторон. О... да! Теряюсь в перспективе. Работа с текcтом день и ночь. В компаративном нарративе Пытаюсь скуку превозмочь. И только в Северной Пальмире Мой стиль расцвёл во всей красе ‒ Меня узнали во всём мире. Увы, узнали, но не все. Локация (В деревню)Санкт-Петербург, виват! ПроститеМне англицизм. Сбылась мечта. Давно хотел приехать в сити, Но... надоела суета. Ни шум машин не нужен даром, Ни урбанизм пустых дворов. В деревню б, пчёл кормить нектаром И, может быть, доить коров. Моя хандра подобна сплину[12]. Как автор, на свою беду, Я трудовую дисциплину, Когда все спят уже, блюду. J'écris la nuit[13]… ни дня без строчки! Французский мне не повредит. Я не люблю платить в рассрочку И не пытаюсь взять кредит. Смущён незнанием предмета: Ни тень земли, ни лунный свет (Преграды ‒ вот судьбы приметы) Не оставляют в жизни след. Самодостаточность в достатке ‒ Фортуна дремлет, ё-моё! Тушь разведу… в сухом остатке ‒ К ногам готов упасть её. На карантине (Тушь и свет)Запасы сделаны съестные,Настало время смутных грёз. Я не в восторге от весны и... Держусь подальше от берёз. Осталось дотянуть до лета. Турник взял, пью аскорутин. Невыходные дни атлета ‒ Труд под запретом, карантин! Мечты, надежды, призрак славы. Лью тушь… и свет пролить бы мог. Перелистав поэмы главы, От слёз до ниточки промок. Тоской пронизанные строфы На имидж мой бросают тень. Сюжет для фильма-катастрофы! Смеюсь, пишу на чёрный день. По обувным и книжным полкам, Жизнь всё расставит по местам. Конец положат кривотолкам ‒ Изучат вирус, новый штамм. Не очень точно, но по делу: Mais c'est la vie[14] ‒ не в глаз, а в бровь! Нельзя болеть... бегут по телу Мурашки, будоража кровь. Чем больше в голове вопросов… Тем выше истина в цене. Я как натуралист-философ, За ростом курса акций не Слежу. Мои ориентиры ‒ Повышенный иммунитет! Весь мир в окне моей квартиры, Я с Музой снова tête-à-tête[15]. Связь времёнУвы, но я не стал учёным!Как мысли выразить? Оне Пиитам новоиспечённым Приходят ночью при Луне. Канонам жанра не переча И не теряя связь времён… Нет, не лишился дара речи, Но рифмой не обременён. Верлибры мне писать привычно. Не любят музы шума и Корысти, выгода вторична. Гештальт-поэзия[16] ‒ мои Синтагмы. Не было б печали… Научная риторика: Не Хаос, Логос был в начале! ‒ Открыл в себе историка. Сомнений тягостное бремя Когда, боюсь, не до ума (Всё по местам расставит время, По полкам лирики тома), Пытаюсь ‒ творческие муки ‒ Понять, зачем живу и не… Искать себя во лженауке. Все знают – истина в вине! Часть II. Сосны и волныЛего слов (Новая песня о Windows)Призма чернильницы, творчества грани.Весь спектр чувств сквозь неё виден мне. Квазиреальность ‒ стихи на экране, Я остаюсь с Windows наедине. Но пустоты много ‒ мысли мелькают В нескольких окнах ‒ в открытом окне. «Рифма глагольная!» ‒ мне намекают... Трудно скакать на крылатом коне. Пашут и пашут! Огромное поле Творчества ‒ есть и масштаб, и простор ‒ Потом полить надо будет. До боли Слово знакомо, смотрю в монитор: Лего слов точных и мысли-детали, Азъ есмь... конструктор поэзии. А Темы ищу на Восточном портале ‒ Haiku, karate, feng shui, gouhua[17]. ДиалектикаВсе познаётся в сравнении… истинаВ споре рождается! Жизнь – это спор. Трудно бывает найти компромисс ‒ стена Непониманья мешает, забор Предубеждений. Скажу без иронии: Изгородь тоже должна быть живой, Чтоб не казался чужим посторонний и Не перессорил нас план межевой. Холодно – страстно, развал – становление, Знанье – сомненье, единство – борьба! Сопоставляя суть слов и явления, Случай слепой назовут ‒ не судьба. В рамках гармонии противоречий Ссоры последствия держим в уме. Распри, в стихах обретаю дар речи я… Можно уладить игрой в буриме. ВыборСпа, рестораны, кино, дискотеки…Пиво потягивая не спеша. Или спортзалы и библиотеки ‒ Трудно, зато отдыхает душа! Пробки, аварии, в центре парковки, Что не проехать порой, не пройти. Или билетики и остановки. Долго, но верно. Онлайн и в пути. Выбор позиции, роли, предмета. Не можешь «нет» сказать, выбери… «да», Что наша жизнь? ‒ Поквартальная смета! Определяется нормой труда. Гоним план! Занят в течение года. Ох, от звонка до звонка, жизнь моя От годового зависит дохода, Что и почём ‒ снова думаю я. Полёт мысли0, 1, 2… в капле видится каждойБалтика. Море. Надежды глоток. Засуха в чувствах, и мучаюсь жаждой Творчества ‒ тушь лью на свежий листок. Тем, кто себя в разных пробует сферах, Думаю… мало (одной рифмы), им Так глубина нужна! Сам прячусь в шхерах, Каменный остров стал домом моим. Книгопечатанье, вся сила в прессе! Звон колокольчика ‒ динь-дон, чудно, Пчёл созывает рабочих… профессий Много ‒ призвание только одно. Бабочки крылья, пиджак на застёжках ‒ Что отвечает вполне моему Вкусу. Встречают, увы, по одёжке. Только проводят потом по уму. Думы мои тёплым ветром на север Мчат, подтопив кое-где вечный лёд. Лето! Трилистник расцвёл. Белый клевер Снег мне июньский напомнил. Полёт Мысли… как птицы, скажите на милость ‒ В небе, парят в облаках над рекой. Время обеда, одна приземлилась. Вот жаль, компьютера нет под рукой. На памятьЖаль, но обходят меня сторонойДеньги, удача. Предел всех мечтаний – Переплести календарь отрывной, Дальность и точность душевных метаний. Может быть, в цель попаду как-нибудь… Рифмы ‒ как из изобилия рога! В жизни людей одиночества путь ‒ Самая долгая к счастью дорога. Поздняя осень, туман над рекой ‒ Снег на висках уже не убираю ‒ Стелется ночью. Бегущей строкой ‒ Мыслям бессонным конца нет и краю. С Будды улыбкой уменьем молчать Овладеваю на трёх языках и Три языка проглотил молча, чать... Эх, не рифмуются охи да ахи! Дырки на стенах скрывают от глаз ‒ Гордо почётные грамоты[18]. Тушью Мысли рисует мои, мастер-класс, Чаньский художник на тему пастушью. Сколько лишений на памяти, не Трудно принять нажитого потерю ‒ Пусть остаётся! Забыть надо мне Прошлое, в прошлое твёрдо не верю. Четыре четвертиО космологии кантата эта.Сумерки. В настежь открытом окне Месяцем спутница мыслей поэта Грустно Луна улыбается мне. Как артефакт на холодном экране, В небе тускнеющем смайлик ночной. Нет границ творчества, есть только грани! Тексты шлифую, люблю труд ручной. В небе монета блестит золотая. Думать стихами ‒ моё кредо. Но, Чёрные дыры в бюджете латая, Трудно жить… если мечтать не дано ‒ Четверть вторая закончилась ‒ просто Действуй! Энергией мысли полны. Мне 50 ‒ кульминация роста. Жизнь – школа, делим на фазы луны. Время течёт: так секунды, минуты, Слившись в часы, убегают… года ‒ Жидким покажется образ кому-то! ‒ Льётся на мельницу жизни вода. Сквозь облака смотрит скошенным оком Месяц ущербный. Размер угловой Мерю на глаз. Удалось ненароком В рифму, корплю над четвёртой главой. Над головой серп навис, не иначе. Труд ‒ не повинность! Что мне звон монет? Если не видишь чего-то, не значит ‒ Лунный диск медленно сходит на нет ‒ «Что ты, слепой», ‒ говорю не в обиду. Жизнь ‒ эхо-рифма рулит ‒ мыслей ток. Логику кармы понять индивиду Трудно… мотаюсь, последний виток. ПроблеснулоВ вычурном стиле... молчу! В эпилогеНесостоявшийся востоковед Пишет о вечном. В читательском блоге Ёмкие строфы и ссылки из вед. Рыба[19], по утреннему небосводу Плавая, держится на высоте Мыслей моих, не уходит под воду. Рифмы висят у неё на хвосте. Музыка сфер, чувств спонтанных мелизмы Из струн натянутых. Кажется не ‒ Мир в состоянии сюрреализма ‒ Важно, кто автор, но дело в цене. Кто не испытывал творческий голод, Тот не насытится даже на треть! Плод вдохновения... голод – не холод Разума, замысел должен созреть. RootШум эмбиента ‒ заряженный gadget[20],Колется коврик массажный у ног ‒ Слушаю... что голос внутренний скажет? Больше не сделал, чем сделать не мог. Сила искусства – не мягкая сила, Муза, возможно, меня спросит-де Где вас нелёгкая столько носила? Всякий талант познаётся в труде! Вольность – художника льгота, не просто Право на отдых и право на труд! Приоритеты[21] расставив по росту, Я бы хотел получить права Root[22]. Но, подвожу черту, смысл этой книги ‒ Мозга потуги философом стать. Мысли рождаются, но без интриги... Фабулы нет, и роман не сверстать. ЭпилогАватар (Числа)Разобраться в свойствах пустотыУдаётся далеко не многим. Руки тридцать лет мои пусты[23], Потому и стал головоногим. Не играю с рифмой и огнём Внутренним. Седьмая чашка чаю… Что же, мой любимый ход конём! Я всегда конём слона встречаю. Изучая роль живых существ, О любви эколог не забудет. Суть ‒ классификация веществ ‒ Химии во мне поэта будит. Так несостоявшийся атлет Подменил свой облик аватаром. Я могу ещё... прожить пять лет ‒ Вот тогда и стану очень старым. Хоть сюрпризы делает порой Нам судьба ‒ спасибо. Шанс был мне дан Двадцать лет назад, теперь – второй Дан[24], я делу выбранному предан! Я за сбор раздельный вторсырья! Мусора бывает очень много ‒ Всматриваюсь в море, sorry[25], я Умными глазами осьминога. Не бывает мало пустоты, Жизнь ‒ как итальянская баллада. Нас сближают взгляды и мосты, И взаимосвязь в основе лада.
[1] Несколько номеров журнала «Союз писателей», «Золотой томик стихов» №2, №3, «Восторг души.2018», «100 слов о…»: Сборник стихотворений и прозы, изд. Логос (2020), несколько номеров журнала «Свежий взгляд» СПб, Литературный сборник «Зуум-ная поэзия и проза периода пандемии», Прага, 2020, журнал «Русские летописи» № 5-6, 2021, изд. Новая страна, Санкт-Петербург, сборник стихотворений «Откровение», Новокузнецк, изд. Союз Писателей, 2022, поэтический альманах «Мой мир» Том III, изд. КНИГА.РУ, 2022, поэтический альманах «Грани смысла», изд. Книга.ру, 2022 и другие).
[2] Победа на фестивале «Под небом рязанским – 2018» в номинации «строгие формы», лауреат в номинации «философская лирика». Премия «Независимое искусство -2019», диплом III степени. Литературный фестиваль «Под небом рязанским – 2020»: победа в номинации «строгие формы», лауреат в номинации «пейзажная лирика». ПОЭТИКА, Поэтический конкурс «Платиновый Век», 2021– грамота, 5 место. ПОЭТИКА, Поэтический конкурс "Платиновый Век", 2022– грамота, 7 место (https://poyetika.ru/poeticheskij-konkurs.html). Междуародный поэтический конкурс «Главный стих – 2022» (https://poyetika.ru/poeticheskij-konkurs.html). 2-й Национальный Поэтический Конкурс Poetfest. 3 место, 2023 (https://idkniga.ru/gs-2022#it).
[3] Авата́ра [санскр. «нисхождение»] ‒ термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения божества на землю, его воплощение в человеческом облике.
[4] «....нет последствий без причин и причин без последствий....» (Жозе Сарамаго. Каин)
[5] Алакшми [санскр. бедность, неудача] ‒ богиня, олицетворяющая несчастье, неудачу, бедность, злой рок.
[6] Высокий штиль Ломоносова Михаила Васильевича можно отнести к одному из трёх, придуманных им штилей: «высокий» (торжественные тексты, которые изобиловали помпезными, сложными речевыми оборотами, включали старославянизизмы и общеупотребительные слова. Здесь разрешалось использование заимствованных слов. Таким стилем рекомендовалось писать хвалебные песни – оды, речь оратора, героические поэмы и трагедии).
[7] Предел или лимит Хейфлика [англ. Hayflick limit] ‒ граница количества делений соматических клеток (клетки человека, делящиеся в клеточной культуре, умирают приблизительно после 50 делений и проявляют признаки старения при приближении к этой границе).
[8] «Никогда и ничего не просите!» (Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита).
[9] Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше) ‒ иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется.
[10] «Служенье муз не терпит суеты…» (А. С. Пушкин. 19 октября).
[11] ECCO shoes ‒ [англ. shoes «обувь»] датский производитель и розничный продавец обуви, основанный в 1963 году Карлом Тоосбуем в Бредебро, Дания.
[12] «…хандра подобна сплину…» ‒ «Подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела …» (А. С. Пушкин. Евгений Онегин).
[13] J'écris la nuit ‒ [франц.] Я пишу ночью.
[14] Mais c'est la vie ‒ [франц.] Но это жизнь.
[15] Tête-à-tête ‒ [франц.] наречие: наедине.
[16] Гештальт ‒ [немец. gestalt «форма», «образ»] психол. основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.
[17] Haiku, karate, feng shui, gouhua ‒ хайку ([яп. 俳句] жанр традиционной японской лирической поэзии), каратэ ([яп. 空手 «пустая рука»] ‒ японское боевое искусство), фен шуй ([кит. трад.] 風水 ‒ дословно «ветер и вода») ‒ даосская практика символического освоения пространства), гохуа ([кит. трад.] 國畫 ‒ термин для обозначения техники и стиля традиционной китайской живописи).
[18] Почетные грамоты. Победитель конкурса хайку посольства Японии, 2020. Победитель конкурса «Под небом рязанским – 2018» в номинации «строгие формы», лауреат в номинации «философская лирика». Лауреат конкурса хайку SHARPENING THE GREEN PENCIL, 2022 (Romanian Kukai Group).
[19] Марк Шагал, картина «Рыба в небе».
[20] Gadget ‒ [англ. гаджет] приспособление, устройство, которое помогает выполнять конкретные задачи и предназначено для облегчения и усовершенствования жизни.
[21] Приоритет операции или оператора ‒ формальное свойство, влияющее на очерёдность выполнения операций (операторов) при отсутствии явного указания на порядок вычисления. Приоритет процесса определяет, как часто данный процесс, по сравнению с другими процессами, стоящими в очереди на выполнение процессора, будет исполняться процессором.
[22] Root [англ. ‒ корень, читается «рут»] или суперпользователь ‒ это специальный аккаунт и группа пользователей в UNIX-подобных системах с идентификатором (UID, User IDentifier), владелец которого имеет право на выполнение всех без исключения операций.
[23] Каратэ-до ‒ [яп. 空手道 «каратэ-до»] путь пустой руки.
[24] Дан – [яп. 段 «ранг, уровень, ступень»] – мастерская степень в Японии.
[25] Sorry ‒ [англ.] извините.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
https://alfapb.ru пожарные испытания лаборатория испытатаельная пожарная лаборатория. |