Ольга Тиасто
Повесть(Приключения ростовских челночниц в Азии, Африке и Европе) Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.09.2015
На чтение краткой версии потребуется 5 часов 45 минут, полной – 6 часов 15 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf Купить в журнале за сентябрь 2015 (doc, pdf):
Оглавление 4. Глава 2. Мазина в условиях развитого социализма 5. Глава 3. Кугутство и интеллигенция в челночном движении 6. Глава 4. Мазепа «крутится» Глава 3. Кугутство и интеллигенция в челночном движении
Говоря о челночном движении, важно разобраться в его классовом составе. А то может создаться неправильное представление о том, что его начали, как всегда, вечно всем недовольные, избалованные евреи и интеллигенты. Пластинок и книжек им не хватало! Нет. Рабочий класс тоже участвовал. И люмпены. И даже некоторые крестьяне. Всем чего-то не хватало, всем что-то было нужно. Деньги были нужны, в том числе. Даже напротив: в челночном деле, как и во многих других отраслях производства и бизнеса, в любом общественном движении, как вообще – везде и повсюду – кугуты составляли большинство. Кугуты?! Кто такие кугуты? Какие ещё такие кугуты?..
Объяснить этот термин трудно; может, за пределами Ростовской области он и не используется. Хотя феномен присутствует повсеместно. В Италии их называют «cafoni»и «zoticoni». И если это и не совсем одно и то же – кугуты и cafoni – то понятия эти очень близки. Кугут – антагонист интеллигента. К кугутам можно было бы условно причислить последние категории – рабочих и крестьян; но только условно, так как встречаются рабочие и, возможно, крестьяне, которые не кугуты. Не говоря уже о загадочных и непредсказуемых люмпенах. С другой стороны, никакой уровень образования не спасёт вас от возможности быть причисленным к кугутам. Это не класс общества и не уровень образования. Кугутство – это особое мироощущение и образ бытия. Это что-то семейно-наследственное, связанное с генетической предрасположенностью. Хотя иногда и в семье кугутов в виде исключения может родиться и вырасти человек со вкусом и духовными запросами. Само слово, видимо, произошло от Кугуейки, речки, текущей где-то в Краснодарском крае, в районе Кущёвки и прочих станиц. Где-то там, на берегах задумчивых Еи и Кугуеи, и зародилось исконное кугутство, а теперешний его феномен связан с историческим переселением деревенских жителей в город, куда они подались в поисках работы и развлечений, и куда перенесли свою культуру, быт, нравы и, частично, язык – свое фрикативное, тяжёлое, как мужицкий выдох, «г». Интересная гипотеза. От слияния этих двух образов жизни и мышления, городского и сельского, ейско-кугуейского, и народилось, должно быть, на свет, кугутство как явление. В общем, настоящего деревенского жителя нельзя назвать кугутом: деревенский житель – он и есть деревенский. А определение «кугут» всё же относится к городскому жителю, который почему-то напоминает нам деревенского... Ну, если он и разговаривает неправильно («ходють», «смотрють», «трыдцать тры»), и плюс ко всему живёт в частном секторе, разводит кур и гусей и стоит у калитки с соседями в пижаме, лузгая семечки – то это стопроцентный, классический кугут. А если живёт в нормальной квартире и кур не разводит и подсолнухи не выращивает – то есть другие признаки. Характерная речь – да, потом ещё – определенные вкусы, суждения. Любовь к советско-русской эстраде, например, к цирковым представлениям, к костюмам «Том Клайм», к застольям с неизбежным пением «Ой, цветёт калина»... что ещё? Слабость к салфеточкам, пластмассовым цветам, хрустальным вазам – китч, который не меняется со временем (не путать только с китчем как модой сезона, когда он считается прогрессивным и свежим течением). Причёска «под тракториста»: всё от затылка зачёсано наперёд (не путать с причёсками братьев Галлахер). Кугут может много читать: детективы или про любовь. И этим ещё не сказано, что интеллигенты книг таких не читают. Потом – свадьбы. На свадьбах кугут гуляет вовсю. Хотя и интеллигенты напиваются. Легко можно отличить кугутскую свадьбу от «нормальной»: гости с перевязями через плечо, чудовищные цветы в петлице с кочан капусты; гармонист горланит частушки... Я смотрю, многие уже готовы губы, готовые защищать свои семейные и народные традиции, которые тоже легко можно спутать с кугутскими обрядами... Эй! Выше голову, не дуться! Никто не сказал, что кугуты – плохие. Уже не может быть плохим большинство. Никто здесь не собирается хвалить интеллигентов. Известно, что это за типы: длиннолицые, высоколобые, в очках (если это классический случай), изводят себя и других своими комплексами, неврастениями... зануды. Кугута отличает простота. Неизысканность. Незатейливость. В Италии, например, где сильны левые настроения, слово «простой» звучит как комплимент. Например: «Какой ты простой!» (с восхищением), «Как мне нравится твое лицо – такое простое... » или «Видишь, как ты одета – всегда так просто!». «Непросто» – значит нехорошо, вычурно и с претензией – хочешь выглядеть «синьорой», выделиться из народных масс. Хотя, кугут может быть одет как раз и непросто, с кугутским шиком. ...Зачастую имеют металлические зубы во рту. Но и у меня, смотри-ка, есть во рту две булатных, советского ещё периода, коронки. Значит, я – кугут? Тьфу ты!.. Совсем тут запутаешься. Вроде бы и ясно, кто такой кугут, а чётких критериев нет, потому и дать определение – трудно. Плебей – не плебей, кокни – не кокни, деревенщина – не деревенщина. Зато узнаешь его сразу – и в слесаре, и в профессоре университета, и даже в главе иного правительства... Интеллигенты – они почему редко возглавляют правительства? Потому что у них – всегда сомнения, вечно они ни в чём не уверены, политически ненадёжны, колеблются. Критиковать – критикуют, а так – ни о чём чёткого представления у них нет. А у кугутов чёткое представление обо всём есть. Пусть ошибаются, но рубят с плеча, и не боятся взять на себя ответственность. Часто заслуженно занимают ответственные посты. Лица у них бывают, чаще всего, круглыми или квадратными, хотя, опять-таки, не у всех; цвет лица (вспомним землистую бледность интеллигентов!) здоровый, психика – в норме. Бледнолицые и шизофреничные, интеллигенты создают мировую культуру, они же её и потребляют. Варятся как бы в собственном соку; но всегда нужен кто-то решительный и румяный, чтобы выловить из этого варева в нужный момент кусок мяса... На первом курсе один профессор, знакомясь со студентами, задавал каждому один и тот же вопрос: «Зачем вы поступили в институт?». Ответы были разными, патетическими и вполне предсказуемыми: «Хочу служить обществу, науке и прогрессу» (...«И Коммунистической партии Советского Союза», можно было добавить, но в те времена уж так перебарщивать стало как бы и стыдно...) или: «Хочу спасать жизни людей и бороться с болезнями». А один мальчик смущённо сказал: – Хочу стать интеллигентом. На что профессор не нашелся, что ответить, а Тостик, сидевшая впереди и всегда несдержанная на язык, обернулась к мальчику и заметила: – Что ж ты, батенька, так поздно-то спохватился? В институте интеллигентом не становятся. Или ты уже интеллигент, или уж – не взыщи... Таково было её горячее убеждение. Но встретила взгляд, полный горечи и антипатии. Потом она пожалела, что брякнула, не подумав. Обидела человека, и никак не могла вспомнить, кому она это сказала. Наверняка нажила себе ещё одного врага, сто процентов.
Да, и ещё, очень важно: только некугут может идентифицировать, безошибочно выявить кугута... К тому же, в кугутстве, как в любом сложном социальном явлении, существует множество видов, подвидов, прослоек, промежуточных стадий, градаций... А не можем толком объяснить – так приведем наглядный пример. Кто был настоящим интеллигентом? Мы тут с Тостик посоветовались: для нас, без сомнения, Владимир Ильич. И оставим в покое всякую там политику и Октябрьскую блаженной памяти революцию – не о ней сейчас речь, а об интеллигентности. Кто добро щурился и закладывал большие пальцы под мышки? Кто мягко картавил или, как говорят, «грассировал»? (кугуты картавят; интеллигенты – грассируют). Кто обращался вежливо: «батенька» и «милостивый государь» даже к тем, кого назвать «милостивыми государями» и язык-то не поворачивается? И «Лунную сонату» любил, и октябрят в парке, которых туда специально напускали, чтобы Ильичу гулять было не скучно?.. Поэтому даже похабный анекдот, облагороженный персонажем, теряет всяческую вульгарность.
– Что, Феликс Эдмундович? Mастуг’бигуете?.. – Что вы, Владимир Ильич!.. Как можно! – З’гя, з’гя, батенька! Наип’гиятнейшая, знаете ли, штучка…
Мило и гуманно. Как-то... по-человечески, а?
А кто настоящий кугут? Далеко и ходить не надо. Возьмём хотя бы Мазепу. Вот она как раз и была настоящей ростовской кугуткой.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 4. Глава 2. Мазина в условиях развитого социализма 5. Глава 3. Кугутство и интеллигенция в челночном движении 6. Глава 4. Мазепа «крутится» |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|