HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 г.

Андрей Усков

Примечания к жизни

Обсудить

Очерк

На чтение потребуется 50 минут | Аннотация | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 18.08.2013
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

В медицинской практике есть такое заболевание – болезнь Альцгеймера. Это болячка связана с потерей долговременной памяти, утратой рассудка, и т. д. и т. п. Открыл её в наших мозгах в 1901 году немецкий психиатр Алоис Альцгеймер. В литературе её очень хорошо описал Николас Спаркс в «Дневнике памяти». Главный герой романа каждый день читает своей больной жене историю её жизни, главная героиня временами вспоминает что-то и начинает бороться с болезнью, начинает бороться силой творчества, созданной её мужем с силой старости в голове, созданной прелестями цивилизации. Так приблизительно в нескольких словах можно передать фабулу этого романа.

Болезни, вообще, надо сказать, посещают человека неслучайно. Вспомним чуму, холеру, тиф, туберкулёз, гепатит, СПИД. Все эти болячки возникали у человека по мере его развития, как ни странно. Создаётся впечатление, что как только человек переходит из одного класса в другой, так тут же ему новый урок от учителя. Говорят, например, что детские формы идиотизма зачастую связаны с инфекционными заболеваниями. Другими словами, с точки зрения микробиолога, можно сказать, что в человека проникает некий робот, жучок, паразит, который пробирается к мозгу и начинает там своё пагубное воздействие.

Раньше этих жучков называли бесами. Скажем, читая житие протопопа Аввакума, я не раз таких изгонял. А в прозе Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова, Платонова, Лавренёва, Домбровского, Астафьева, Соколова именно это мне и приносило удовольствие. Все эти люди знали, что человек сам по себе – горемыка, что он, лишённый творческого заделья своей жизни, в конце концов, быстро теряет себя и обращается к бесам, как это говорится: преждевременно. При всём при этом эти милые люди радели за этого горемыку-человека, изгоняли «нечистого», били поклоны, молились о выздоровлении. Конечно, литература не медицина, и диагноз, выданный от литератора, мало кого утешит. Больной, со всей своей сентиментальностью, скорее всего будет мыслить о себе намного лучше, чем он есть на самом деле. Этот, некоторого рода, оптимизм в нас зачастую работает пагубно. Вообще, оптимизм, вероятно, стоит разделять по качеству в людях. Есть сентиментальный оптимизм, он говорит: не говорите мне ничего плохого, у меня и так голова трещит. Другой оптимизм можно назвать объективным, этот вид оптимизма примерно представляет всю прекрасную и ужасающую структуру вселенной – о д н о в р е м е н н о, он знает, что ничего хорошего впереди у человека не существует, однако, он прогрессирует исключительно на благодати человека, на его иронии. Человека нельзя вылечить, его можно только утешить, так приблизительно работает этот оптимизм.

 

Когда-то наш народ так и жил. Мы мечтали о светлом будущем и рыли могилы друзьям, мы были моложе, чище и благородней, и Что-то нам возвышало дух… а теперь у нас есть будто бы демократия, типа свобода слова, короче, есть разнообразие, да только поговорить не с кем, да и не о чем. Горемыки мы все. Одним словом. Приходится считываться с покойниками. Уж они-то ничем не грешат. Примечание очень меткое, от самого Якова Титыча: «Если сравнивать мёртвых с живыми – все живые – дерьмо». Это известие, возможно, шокирует публику в своей общей массе, но здесь есть всё-таки и грусть, и юмор, и все остальные необходимые вещи для самой, как говорится, души.

Должно быть, о качестве этой грусти, о её коэффициенте полезного действия здесь, на земле, и написан роман «Чевенгур». Автор взял текущий момент революции и, как наблюдатель, описал исцеление. Сначала по живому вырезаются все отмершие ткани общества, а потом человека оставляют в том виде, в каком он сам завсегда себя вылечит. Кучка уцелевших клеток, если сравнивать Чевенгур с живым организмом, начинает жить, оживать, исцелятся элементарной заботой о ближнем. Практика, надо сказать, коновальная. Но тут можно приметить, что именно так и живут все растения, у них нет глаз, но они чувствуют друг друга «сырой силой своего воображения». Кто назвал этот роман утопией? Можно мне плюнуть тому в морду? Это скрижали исцеления человека. Коммунизм тут ни при чём. Так творится любой режим, любой его вид имеет последствия. Вот, скажем, Америку нынче пожирает Альцгеймер. Африка съедает себя от бескормицы и безкультурия, Индию сушит склероз почек, а Австралия, вообще, тонет где-то у копчика и страдает, по всей видимости, простатитом. Все континенты в основной своей массе пропитаны людским мучениями. Кайфово живут единицы. Исходить следует только из этого. Эта книга – просто рецепт другим поколеньям от человека творческого: можно забыть всё, природу забыть нельзя. Мы только думаем, что мы о ней думаем, на самом деле она нас имеет в виду пока, вот и всё.

 

Это был у одного приятеля другой приятель-таксист; и вёз этот приятель приятеля неприятеля-пассажира. Последний, в свою очередь, был свидетелем чернобыльской катастрофы. Вся птица, которая там была, свалила за сутки оттуда, говаривал тот неприятель-мужик-пассажир тому таксисту-приятелю, птицу, как муху не нае.ёшь, приговаривал, она нам, старик, от бога дана, а ты говоришь: Чубайс, демократия. Ну и, в общем, в таком ключе шёл диалог этих приятелей и неприятелей. Редкое примечание от народа: даже птица чувствует запахи катастрофы. Но почему мы-то ничего не чувствуем? Почему? Хотя вопрос этот уже похож на гнойную рану на нашей душе. Гной этот засел в наших душах, мы понимаем, что живём истреблением своей земли, истреблением жизни потомков, но сделать ничего не можем. Это ужасное состояние вещей, однако, становится вполне объективным и трезвым в платоновском примечании:

«Добро требует неизмеримо больше энергии, времени, чем зло. Вот почему добро – трудно, доброму – некогда, а злой легко преуспевает».

Боже, как просто! Неужели это опять про нас? Боже, миленькай, если сможешь, ну прости ещё раз, пожалуйста. Нас: юродивых, неблагодарных, несчастных!

 

 

 

Николас Спаркс. Дневник памяти. Издательство: АСТ, АСТ Москва, 2008 г.   Дневник памяти. Художественный кинофильм. Кинокомпании: Avery Pix, Gran Via, New Line Cinema, 2004 г.   Е. А. Яблоков. Путеводитель по роману А. П. Платонова

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
Акция на подписку до 1 июля
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.




Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!

Акция! Скидка за отзыв – 15%


Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!

Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!