Алекс Ведов
Философская поэма
На чтение потребуется 4 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
От автора Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма». По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.
Оглавление 16. Часть 16 17. Часть 17 18. Часть 18 Часть 17
Таким образом, ещё в момент рождения Вселенной вместе с жёсткими причинно-следственными связями была заложена и некоторая свобода. Прежде всего – пространственная: новорождённому миру была предоставлена возможность расширяться неограниченно; а тому, из чего состоял этот мир – произвольно перемещаться в просторе, отвоёванном у небытия. Но была и другая форма свободы, проявлявшаяся в несравненно меньшем масштабе и для космического наблюдателя до поры до времени незаметная, но ничуть не менее важная. Это по сути была некоторая неоднозначность, неопределённость в поведении первоэлементов и во взаимодействии их друг с другом. Да, суммарная энергия, законсервированная в этих мельчайших частицах, никуда не могла исчезнуть из Вселенной при любых изменениях, происходивших с ними. Не могли пропасть бесследно также и их некоторые другие предзаданные качества. Но всё же изначально существовал небольшой зазор между причинами и следствиями, в котором оставалось место чему-то такому, что не относилось ни к первым, ни ко вторым. То, как совершались превращения, уже на самом первом структурном уровне, предполагало некоторую свободу пути к результату любого превращения. Да и сам результат был далеко не всякий раз однозначен: трансформации могли происходить так и этак, давать то или это – при этом не выходя из коридора естественных законов. Другими словами, в глухой стене детерминизма (по сути, продолжения Великого Барьера), которой новая реальность была отгорожена от своего Источника, с самого начала существовали микроскопические лазейки. Через эти крохотные бреши свобода могла просачиваться в мир жёстких причинно-следственных связей; впрочем, не отменяя и не нарушая их, а только внося свою вроде бы незаметную лепту во всё происходящее. Самое существенное в таком подспудном проникновении свободы было то, что оно приводило к образованию условий, в которых неопределённость изменений была ещё большей. Но неопределённость какого рода? Не механическая бессмысленная хаотичность, с которой двигались большие и малые тела в Космосе, а та сложная неоднозначность в поведении атомов и молекул, которая побуждала их объединяться во всё более замысловатые ассоциации – как по структуре, так и по динамическим свойствам. Иначе говоря, вещество во Вселенной обнаружило в некоторых условиях способность к самопроизвольному усложнению. Что примечательно: это не диктовалось напрямую никакими законами. Как раз общая тенденция движения в Космосе была обратной: направленной в сторону беспорядочного всеобщего перемешивания и рассеивания в Великой Пустоте; постепенного сглаживания всех неоднородностей. Звёзды, отнюдь не густо рассыпанные в необъятных космических просторах, продолжали необратимо сгорать и разменивать своё пламя на потоки световых и прочих первоэлементов, исторгающиеся во все стороны. И таким образом общее распределение вещества и энергии во Вселенной становилось всё более равномерным. Тем не менее, где-то из хаоса возникал порядок, из простого – сложное. И созерцатель космической панорамы, наведя свои окуляры на самое малое, с удивлением убедился бы в очередной раз: это происходило не вопреки законам физической реальности, а в полном согласии с ними. Как бы проходя сквозь них.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 16. Часть 16 17. Часть 17 18. Часть 18 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|