HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Анастасия Бабичева

Из прошлого в будущее по страницам сетевой литературы: обзор журнала «Открытая мысль»

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 23.10.2011
Иллюстрация. Название: "Мысли". Автор: Виталий Околеснов. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4173045/

 

 

 

С момента выхода в свет первого выпуска Философско-литературного журнала «Открытая мысль», посвящённого сетевой литературе и являющегося бумажным продолжением онлайн-проекта «Новая Литература», прошло 6 лет. Для современного летоисчисления с его всё более ускоряющимся потоком времени срок, действительно, значительный. За это время даже определяющее для направления слово «интернет» стало писаться иначе, получив заглавную букву. И если в 2005 году мотивировка создателей проекта, представленная во вступительном слове первого выпуска, казалась вполне обоснованной («…Возможность воспользоваться интернетом для чтения новейшей литературы или для публикации своих произведений есть далеко не у всех»К читателям // Открытая мысль. Философско-литературный журнал. Выпуск №1: М, 2005. – С. 2., то сегодня, когда уже год 2011 неуклонно движется к завершению, такое обоснование сложно принять на веру. С другой стороны, за прошедшее время целый отряд критиков и рецензентов успел поделиться своими соображениями относительно каждого номера «Открытой мысли» в отдельности и всего проекта в целом, единогласно резюмируя: сетевой литературе на бумаге – быть!

В итоге этих нехитрых наблюдений возникает закономерный вопрос: для чего же готовится быть написанной ещё одна статья о журнале, если и изначальная цель, заявленная его создателями, потеряла былую актуальность, и критического внимания изданию вроде бы хватило? Имеет ли смысл рефлексия, выраженная исключительно в прошедшем времени? Тем более что сетевая литература, по своей специфической природе существующая преимущественно здесь и сейчас (в топ-списке недавних обновлений, на главной странице, на экране именно в момент чтения), обычно не демонстрирует склонность к осмыслению былого опыта. И все же я пишу эти строки. Почему? Наверное, потому что после перерыва в пять лет (третий и последний из имеющихся на данный момент выпуск «Открытой мысли» датирован 2006 годом) создатели проекта Игорь Якушко и Леон Хамгоков планируют возобновить работу журнала. А с учётом этой поправки получается, что рефлексия, обращённая в прошлое, всё же существует ради будущего. И главный вопрос, который стоит передо мной сейчас, в начале этой статьи, звучит так: ради чего существовать новому витку проекта, какими могут быть его новые – образца 2011 года – цели, и могут ли они оправдать возобновление работы?

 

 

*   *   *

 

«Открытая мысль» организована по принципу жанровых и тематических разделов, каждый из которых предваряет эпиграф от великих. Разные эпохи и широкая география, представленные авторитетными мыслителями, являются, таким образом, проверенным способом создания художественного контекста. Но если в первых двух номерах эпиграфами всё и ограничивается (иные внутри- и межкультурные связи отсутствуют), то третий номер – это настоящая попытка взглянуть за пределы одного направления, одного «здесь-и-сейчас». Но обо всём по порядку.

Первый раздел всех трёх выпусков – раздел «Поэзия». На мой взгляд, наиболее уязвимое место журнала. Впрочем, спорный характер поэтических изысканий свойственен, пожалуй, всей сетевой литературе. Склонность к традиционной форме здесь как будто призвана оправдать неоригинальное, а порой и просто клишированное содержание. Оригинальная поэтическая форма также представлена: это поэзия, отражающая современный литпроцесс чуть более адекватно, более актуальная по форме, но, увы, редко – по содержанию и идейному наполнению (например, М. Лизогуб: Выпуск 1). А между тем сетевая литература и, в частности, интернет-издание «Новая Литература» знают немало примеров поэзии и актуальной, и качественной, и самобытной.

Следом за поэзией – раздел «Художественная проза»: в трёх номерах здесь собраны тексты самые разные. Есть среди них и те, что не определишь иначе, как «ни о чём» (например, Э. Байков «Невезение»: Выпуск 1), и те, благодаря которым и существует эта рубрика (например, О. Брютова: Выпуски 1, 2 и 3; Н. Мицкевич: Выпуск 1; И. Юсупова: Выпуск 2). Такие тексты одинаково выигрышно смотрятся как на просторах глобальной сети, так и на печатных страницах. Есть здесь и нечто среднее – тексты, удачные по замыслу, обладающие потенциалом, но как будто недоработанные, не добирающие какую-то малость, несколько штрихов (например, Тайфер: Выпуск 1 и 3). Различна и тематика раздела: от простых и порой очень удачных зарисовок из повседневной жизни (например, В. Поникаровский: Выпуск 1 и 3; Б. Лурье: Выпуск 2) до полуфантастической тематики новейших (и что вполне закономерно – часто компьютерных) технологий (например, И. Юсупова: Выпуск 1; Х. Ребане: Выпуск 2). Есть здесь и детектив, и любовная литература, и мистика, и фэнтези, и литературные анекдоты, и деревенская стилистика, и военная тематика. Одним словом, раздел художественной прозы столь же неоднозначен, как и сама сетевая литература. И несомненным благом для читателя является то, что, путешествуя по страницам как первого, так и второй, навык отделения зёрен от плевел неумолимо совершенствуется.

Следующий постоянный раздел журнала «Эссеистика. Философия» представлен во всех номерах немногочисленными текстами, среди которых есть и завсегдатаи (например, В. Рубцов со своими радикальными антирелигиозными афоризмами – со своего рода «доказательством от противного»), и неожиданные гости (например, Сенилга: Выпуск 1 и 2), и вполне традиционная публика (например, С. Алхутов: Выпуск 3).

Раздел «Миниатюры» также представлен во всех трёх выпусках. И представлен, наряду с остальными, столь же неоднозначно – текстами очень разного качества. Впрочем, полагаю, что жанр миниатюры имеет для сетевой литературы совершенно особое значение, являясь её (сетевой литературы) идейной концентрацией. Именно миниатюра, как никакой иной жанр, способна отразить характер и специфику сетевого литпроцесса. Именно краткость, динамизм, даже некоторая сиюминутность интернет-формата (однако при необходимости содержательной полноты и цельности художественного целого), как нельзя лучше, иллюстрируются миниатюрой. Вот почему в этом разделе я ожидала от редакторов не просто коллекционирования текстов, но и некой, пусть и не прямой, рефлексии формы, содержания, художественных особенностей. Если таковая и была, то, увы, уловить её не удалось. Радует же то, что среди прочих «Открытая мысль» предлагает читателю и по-настоящему замечательные образцы жанра миниатюры (например, Лачин: Выпуск 1 и 3).

 

Помимо постоянных разделов, перечисленных выше, в третьем номере журнала появляются новые тематические рубрики. Вообще, третий номер, а также развитие издания от первого к третьему выпуску требует отдельного рассмотрения. Качество представленных текстов всех описанных разделов растёт параллельно взрослению издания. Размышляя о том, чем вызван такой рост, я полагаю, что за год, разделяющий первый и третий номера, едва ли успело существенно измениться качество сетевой литературы. Скорее, выросло качество редакторской работы. Подтверждение этому я нахожу и в текстах, обрамляющих «Открытую мысль» – в текстах за авторством главного редактора Игоря Якушко. Впрочем, здесь важно не строго авторство (например, в первом выпуске вступительное слово подписано и вторым именем – координатора проекта Леона Хамгокова), но именно образ редактора, запечатлённый на страницах журнала. Итак, редактор в начале первого номера – это ожидаемый тип с ожидаемыми бесхитростными помыслами и надеждами. Редактор же в заключение третьего номера – это живой мыслящий человек, это его искренность и философичность, его серьёзность и чувство юмора. Его открытая мысль.

Кстати, к вопросу о названии. Смысл его, конечно, прозрачен. Но если в первом номере открытость мысли – это скорее чрезмерная лояльность по отношению к публикуемым текстам, то к третьему выпуску эта самая мысль взрослеет, обретает ещё и глубину. А вместе с ней взрослеют и тексты, предлагаемые читателю. Рост качественного уровня очевиден уже во втором выпуске: и поэзия, и художественная проза, и философия, и миниатюры становятся более разнообразными по форме и содержанию, но более единообразными по предъявляемым к ним художественным требованиям. При этом второй выпуск имеет наименьший объём, словно бы повышение качества материала потребовало жертв его количества. Третий же номер, как упоминалось выше, демонстрирует и наиболее качественную редакторскую работу, и большее тематическое разнообразие, и, что важно, более широкий, более качественно очерченный художественный контекст.

Начнём хотя бы с того, что выпуск посвящён памяти Джона Фаулза. А это моментально отсылает к классике современной литературы и становится своего рода планкой, которую редактор сам себе задаёт, и опуститься ниже которой не может себе позволить (при должном самоуважении, конечно). Новая рубрика «Вне разделов» (В. Морозённая: Выпуск 3) создаёт дискуссионное поле, например, с упомянутыми выше афоризмами Рубцова и, более того, делает это на качественно ином уровне, чем, например, наивно-религиозные зарисовки из предыдущих номеров (например, Н. Тимофеева: Выпуск 1). Достойна внимания и попытка саморефлексии, реализованная в третьем номере в виде раздела «Критика». И хотя, как я замечала выше, критики по большей степени сходятся в оценках и мнениях, ответная реакция читающей аудитории всё же полезна для издания. Раздел «Заповедник» не только добавляет жизни и глубины образу редактора, но и выступает своего рода посланием будущим участникам издания: если посвящение номера было планкой для самого редактора, то «заповедные» тексты стали планкой для авторов. «Редакторский раздел» – находка не только третьего выпуска, но и всей «Открытой мысли». Именно в нём образ редактора оживает, именно благодаря ему становятся понятными редакторские ценности и надежды, в том числе, по отношению к самому изданию. И, хотя не выраженные буквально, они находят гораздо больший отклик и понимание, чем, например, шаблонное приветственное слово, открывающее выпуск №1. Наконец, финальный и самый маленький раздел «На правах сотрудничества», представляющий пресс-релиз творческого объединения «Фантасофия», уже знакомого читателю по предшествующему разделу редакторских рефлексий, может быть понят по-разному. Например, лично для меня это ещё один штрих в понимании замысла «Открытой мысли», ещё одно «доказательство от противного».

Впрочем, благодаря описанным особенностям, третий номер в какой-то момент перестаёт восприниматься как издание, посвященное именно литературе сетевой. Современной – да. Но сетевой – совсем не обязательно. А хорошо это или плохо – решать, в конечном итоге, создателям «Открытой мысли».

 

 

*   *   *

 

Итак, простор для размышления преодолён и остался позади. Пришло время делать вывод и отвечать на главный вопрос, заданный самой себе выше.

Я вижу продолжение «Открытой мысли» как проект, который помогает узнать сетевую литературу тому, кто предпочитает чтение с листа чтению с экрана. Именно так. Потому что, анализируя прочитанный материал, я все же не нахожу оснований для желанного (ведь я и сама, в том числе, сетевой автор) заключения о том, что перенос текстов на бумажный носитель помог преодолеть пропасть между двумя уровнями качества литератур печатной и сетевой (либо распространённое мнение о наличии такой пропасти). Нет, не помог. И продолжая логическую цепочку, возникает важное «но»: но можно ли зафиксировать и передать специфику и уникальность феномена, вырвав его из естественной среды? Возможно ли понять, почувствовать и, как следствие, принять сетевую литературу вне Интернета? Ведь не родное для неё пространство печатного листа качества не прибавляет, а специфику (более выраженные динамизм и актуальность, существование здесь и сейчас, естественную афористичность и другие) в лучшем случае редуцирует, а иногда и вообще сводит на нет. Сейчас, по прочтении первых трёх выпусков «Открытой мысли», мой ответ скорее отрицательный. Но впереди продолжение проекта! И, возможно, именно перерыв в шесть лет позволит создателям найти новый угол зрения на сетевую литературу: такой угол, под которым бумажное воплощение не будет лишать феномен самобытности, но лишь подчеркнет её. Поживём – увидим.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!