HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Беседы об истории религий

О совести, знании и вере. Монголы

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за май 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

 

На чтение потребуется 45 минут | Цитата | Аннотация | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 19.06.2016
Иллюстрация. Название: «Под властной рукой Чингизхана». Автор: Александр Каи. Источник: www.photosight.ru/photos/6047144/

 

 

 

Лучшая вера – истина.

 

 

Минувшие 17–20 вв. для обитаемого мира в прямом смысле слова были государствообразующими. На печатных европейских картах стали возникать национальные границы для французов, англичан, испанцев, шведов, итальянцев, немцев... греков, украинцев, которые впервые, не на словах из учебников истории, а уже на деле образовали собственные национальные институты.

Что бы ни говорили по этому поводу историки старой школы, но основной бум обретения народами Европы и Азии государственности пришёлся отнюдь не на античность или раннее средневековье. Включая сюда разрекламированных в 17–18 веках «древних греков», «древних египтян», «древних италийцев», «древних китайцев»… все они начали обретать самостоятельность и ощутимую независимость только со времени надлома, ослабления и развала так называемого «Монголо-татарского ига». Вместе с его падением с ещё большей силой продолжила свой распад и единая до того русская Церковь, прямым наследником которой и стало нынешнее отеческое православие с его многочисленными ответвлениями и осколками: сектами и целыми конфессиями, разбросанными ныне по всему белому свету.

Об этом и о многом другом Сергей Крышин беседует с человеком, немало лет посвятившим вопросам взаимосвязи религии и светской истории. Ограничиваясь в этой первой части пока лишь беседой о «Монгольском иге» на Руси, в наших следующих беседах мы коснёмся также и других, не менее редких и интересных, с точки зрения традиции и здравого смысла, религиозных тем, о которых до последнего времени принято было молчать. И, как всегда, в конце я, ведущий рубрики, расскажу случай из жизни, который теперь так и будем называть – «Случай из жизни…».

 

 

И где же эти зловещие монголы?

 

С. К. Андрей Андреевич, зная вас как человека увлечённого и в то же время несговорчивого по принципиальным вопросам, хочу спросить: неужели является правдой утверждение, что монголы на Руси верховодили гораздо дольше, чем об этом сообщают учебники истории?

 

А. А. В этом можно не сомневаться. Новейшие исследования не оставляют шансов старой исторической школе, определившей ему менее 250 лет. Однако понятие монгол – это всего лишь одно из имён русичей-татар (вместе с прочими обитавшими на Руси коренными народами). Но монголами их называли в Западной Европе, точнее, моголами, без буквы «н» (светские источники) или гогами-магогами в Библии, притом это имя, судя по сохранившимся письменным источникам и географическим картам, появляется там только в 16–17 вв. Если кто-то считает, что европейские карты России отражали ареал завоеваний настоящих монголов, то он сильно ошибается. Согласно официальной истории, к концу 15 века «монгольское иго» практически развалилось, и уже не могло представлять для кого-либо опасности. Но это по официальной истории. А вот согласно новейшим исследованиям это самое Иго (русская Орда) длило своё существование, по крайней мере, до 17 века.

Самые последние европейские упоминания о реально угрожающем Европе Иге в виде его синонима Орда приходятся даже на период начала правления отца Петра I, т. е. на середину 17 века. Несмотря, казалось бы, на полный разгром Орды к началу 17 века, у западных правителей ещё сидел страх перед её возрождением и реваншем. Можно вычислить приблизительный период так называемого «Ига на Руси», которое, кстати, распространяло своё политическое и военное влияние далеко за пределы привычной нам средневековой географии.[1] Это период с середины 13-го и до начала 17-го века, т. е. эпоха длиною более чем в 350 лет! Другое дело, что даже и в середине 17 века у самоорганизовавшихся к тому времени западных европейцев всё ещё сохранялся трепет и ужас перед русской Ордой, как недавней ещё метрополией и, по сути, властительницей Европы. Отсюда и страхи европейцев, прослеживаемые даже в правление царя Алексея Тишайшего, прозвище которого оправдывалось, кстати, отнюдь не спокойствием и мирностью нрава, а высокой требовательностью и твёрдостью правления. На Западе только-только создавалась общая картина мировой истории, и ещё не было сколь-нибудь чёткого понимания, что Русь-Монголия, даже после большой Московской Смуты и смены деспотичного Рюрика на лояльного Европе юнца-царя Романова, вновь не поднимет голову и не пойдёт на повторное завоевание Европы и островов.[2]

Если бы азиатские монголы действительно владели Русью 250 лет, она бы преобразовалась кардинально, и ни одного, так сказать, русского и вообще ничего русского от такой генетически доминантной культуры не осталось бы. 250 лет – это слишком большой срок для оккупации. Так не бывает. Даже если 50 лет, т. е. два поколения, это уже ассимиляция. Нас же не инопланетяне бесполые захватили в 13-м веке!

 

С. К. И всё же, почему Орда получается русская?

А. А. Потому, что Орда и Иго, которыми, по большому счёту, только с 18 века стали официально называться выдуманные западными политиками азиаты-чингизиды, не имеют отношения ни к современным монголам, ни к их предкам. Проще говоря, «Монгольское иго» из учебников это не чужеземная Орда, пришедшая с азиатского востока, а всего лишь собственное национальное регулярное войско. В которое, кстати, действительно входили так называемые туземные татары, т. е. свои татары, а не пришлые из неведомых земель. Иначе и быть не могло. Но татарами или татарво́й называлось на Руси почти всё нерусское население вплоть до 17 века, например, узкоглазые и широкоскулые башкиры или калмыки, поволжцы или крымчане. Были, например, узбекские и даже бурятские татары. Многие сибирские народы первое время назывались татарами. До той поры, пока не разобрались, кто есть кто. Нынешние казанские татары – знаменитые покорители византийских и восточных земель в Европе 14-16 вв. – это булгары, чьё имя созвучно их великой водной артерии – реке Волге. А сам этноним «татары» не такой уж и старый, и пошёл он, судя по письменным источникам, из Западной Европы в значении – преисподняя, подземный мир, ад, тартарары́.[3]

 

С. К. Булгары – это болгары?

А. А. Булгары – одно из названий «покорителей с Востока». Их было немало в период завоевательных походов. Историки называют их по-разному, от варваров и до готов. Надо полагать, булгары, приходя на европейские земли, представлялись как люди с Волги, как волгаре. Отсюда и название болгарской страны. В Кабардино-Балкарии до сих пор проживает народ, называющий себя балкарцами,[4] по гаплогруппе, вероятно, близкий ашкеназам.

 

С. К. Но как же монголы?

А. А. Этого названия и вообще могло не быть. Названные монголы – это одно из обобщённых имён неких «великих и больших народов на Востоке», где, как сообщают сами же иностранные источники, правит белый император. Других императоров на планете просто не было. Эти же европейские источники (17–18 вв.) описывают тогдашнюю Русь как «Великую Тартарию», а русских людей (русичей), стало быть – тартарами (татарами). К «Великой», в свою очередь, примыкали более мелкие Тартарии, раскинувшиеся почти по всей обитаемой на то время евроазиатской земле. Сомневаться, что в своей политической и военной (ордынской) деятельности все они управлялись из единого центра, не приходится. Историческая Европа и Азия изобилуют свидетельствами присутствия на их землях выходцев с Руси, начиная от имён «древних» ордынских правителей и заканчивая сохранившимися даже до сих пор русско-тюркскими и финно-угорскими топонимами в Испании, Италии, Франции, Англии, Шотландии, Ирландии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Австрии, не говоря уже о Германии и Восточной Европе. Влияние и роль ордынцев на сознание европейцев можно отдалённо сравнить с периодом рэкета в наших 90-х гг., только в государственном масштабе. Правда, методы «работы с клиентом», не смотря на известную жёсткость, были куда гуманнее постперестроечных российских бандитов. По крайней мере, создавалась огромная европейская инфраструктура, городская инженерия, флот, культовая архитектура, строились десятки тысячи километров мощённых камнем дорог, мосты, акведуки и т. д., в общем, всё то, что потом историки приписали достижениям Древнего Рима, Эллады или иных античных культур. Здравый смысл подсказывает, что оставить эти многочисленные следы по всей Европе предки нынешних монголов никак не могли. Многое в этом плане можно подчеркнуть из летописных или гражданских письменных источников, из Библии. Все эти Тартарии обозначены на соответствующих европейских картах 17–18 веков, о которых никому из нас не рассказывали в советской школе.[5] Например, конкретные материалы об этом публиковались в первых же оригинальных изданиях Британской энциклопедии конца 18 века.[6]

Но здесь одна тонкость. На Руси русскую землю с её многочисленными народами не называли ни Моголией, ни Тартарией (т. е. ни Монголией, ни Татарией). Этот, по-своему хитрый термин, появился на картах откалывающейся от метрополии Европы лишь с началом эпохи написания мировой истории, позволяя тем самым переводить стрелки с имени рус, русич, на чужие для нашей земли татарин, монгол, что и дало позже историку Карамзину возможность выдвинуть историческое обоснование «Монголо-татарскому игу», в котором, мол, были и пришлые татары, и пришлые монголы. А у европейских летописцев доходило до того, что им приходилось писать так же и о белых татарах, чтобы лишний раз не упоминать слово русич или русский. И то верно, лет 500 назад трудно было отличить предка нынешних волжских татар и проживающего рядом с ним русского.

Вот и родословные книги российского дворянства неумолимо свидетельствуют, что род Годуновых идёт от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 г., род Ермоловых – от Арслан‑Мурзы‑Ермола, который в 1506 г. приехал на Русь от Золотой Орды, а также Голицыны, Булгаковы, Куракины, Дашковы, Суворовы, Ушаковы, Кутузовы, Мусины‑Пушкины, Тургеневы, Аксаковы, Тимирязевы, Барановы, Таракановы, Карамзины, Чаадаевы и другие дворянские роды из русских областей, которые ещё 400 лет назад назывались татарами. Были донские, белгородские, рязанские и другие татары. Разве не любопытно, что старинные кладбища в той же Рязани, Орле или Туле до сих пор называются татарскими? Другими словами, чтобы «сделать» из татарина русского (или наоборот), достаточно, чтобы он пожил в соответствующей среде, говорил и молился языком своего кровного брата. И ещё одно замечание. Считается, что цвет глаз у всех чистокровных (древних) казанских татар сегодня был не карий, а цветной, а волосы – светлые.

Налицо родство русских и татар, которые когда-то были единокровным народом. Противопоставление древних русских и древних волжских тюрок – это во многом бессмысленная трата времени. Различия произошли только в последние 400–500 лет, в том числе в результате размежевания первичного христианства на православных и мусульман. В нашем случае, и Монголо‑Татария, и Великая Русь – это названия одной и той же территории, одного и того же государства. Эта мысль, невозможная ещё 10-20 лет назад, сегодня уже хорошо известна. В том числе, благодаря открывшимся иностранным источникам.

Что до монголов, то достаточно вспомнить, что на тех же западных средневековых (поздних) картах, например, индийская территория названа землей «Великих моголов». Сегодня эта большая страна называется Индией, но ведь и наши, и индийские специалисты (из собственных же источников) знают, что моголы – это пришлые люди «с Севера, с белой бородой и кожей, высоким ростом, небесно-голубыми глазами, у которых полгода день и полгода ночь». Но одно дело, знать новые факты, и совсем другое – делать из этих фактов обновлённые выводы. Которые могут оказаться ненужными и даже «вредоносными».[7]

Этимология этого слова достаточно прозрачная: моголы – могучие, мо́гущие. Это русское значение (МОГА, МОЧЬ, МОГУТА), скорее всего, и попало в разговорник Эллады, как греческое ΜΕΓΑΣ (большой, великий, могучий), ΜΕΓΑΛΟΣ (то же) и как англ. MAGE (маг, мудрец), чтобы потом вернуться на Русь уже как прозападное название Руси в форме Tartaria Magna, т. е. всё та же Великая (Могучая) Тартария.

Между прочим, поэту Фёдору Тютчеву ведь ничего не помешало в середине 19 века открыто обозначить пределы русского царства, включая в него почти всю Евразию! Иначе, на каком основании этот глубокий поэт, серьёзный учёный и гражданин писал:

 

Москва, и град Петров, и Константинов град

Вот царства русского заветные столицы...

Но где предел ему и где его границы –

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам их судьбы обличат

Семь внутренних морей и семь великих рек

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...

Вот царство русское... и не прейдёт вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

 

Вероятно, это не могло быть шуткой или самообманом. Тютчев же не писал просто так, не понимая значения слов, не осознавая последствий.[8] Другое дело, что опираясь в немалой степени на простодушные «догадки и доводы» славянофилов, которые на то время не были ещё достаточно полными, он невольно даже принизил масштаб монгольского (русского) влияния и охвата русь-ордынской географии. Это только сегодня, благодаря открывшимся вновь множественным источникам, удалось вычислить и признать, что её наибольший охват, пришедшийся на пик правления Ивана Грозного (2-я пол. 16 в.), куда шире, чем это описал Фёдор Тютчев. Но одно уже то, что он упомянул африканский Нил, индийскую Гангу и «древнего» пророка Даниила, говорит о многом. Совсем не о том, чему нас учит традиция. Так же и знаменитый византийский Константинополь, вкупе с «Ближним Востоком до Евфрата», оказался в широте влияния русского царства. Работая и живя значительное время в Западной Европе, поэт, вероятно, имел не только совесть, но и доступ к письменным историческим или географическим источникам 16–18 вв., скажем, к той же английской «Британнике» с её картами Руси, их описаниями и межевыми метками.

 

Беседы об истории религий. О совести, знании и вере. Монголы (статья)С.С. К. Значит, греческое Мега или Мегалион это нечто Великое?

А.А. А. Да, например, фоторепродукции мозаик из храма Христа в современном Стамбуле не оставляют сомнений, что на одной из них изображена дева Мария, называемая византийцами Мария Монгольская. То, что это именно она, сомневаться не приходится. На другой мозаике – её сын Иисус, названный также именем Хор.[9] Оба этих образа «писались» задолго до того, как Царьград (затем Константинополь) был переименован в турецкий Истанбул (İstanbul).[10] И посмотрите, как именно на этой мозаике титулована мать Иисуса Мария. Последние три слова хорошо прочитываются: «…мугулион мелани монахини», в дословном переводе – «Монгольская Меланья монахиня».[11] К тому же, не секрет, что в Стамбуле до сих пор существует старейшая христианская церковь, веками оберегаемая турецкими султанами, которая так и называется «Церковь Марии Монгольской». То есть Марии русской, пришедшей в Византию с Руси.

 

В начале 20 века у Николая Морозова была версия, что термин могол или Моголия – это греческое ΜΕΓΑΛΕΙΟ – величие, или ΜΕΓΑΣ, ΜΕΓΑΛΟΣ – большой, великий, высокий. Отсюда и скрываемое долгое время от нас хитрое европейское название Руси в форме Tartaria Magna, т. е. Великая Тартария (европейские летописи) или страна Гог-Магог (Ветхий Завет).

 

Беседы об истории религий. О совести, знании и вере. Монголы (статья)С. К. И всё же, давайте ближе к религии. Историкам известно, что монголы были либо язычниками, либо буддистами, либо мусульманами...

А. А. И при этом помогали русским строить храмы? Притом так помогали, как уже никто и никогда не сделает этого в будущем? Но ведь самый большой накал в закладке монастырей, соборов и приходов пришёлся как раз на так называемый период «Монгольского ига». И историки вместе с церковным священством об этом хорошо знают. Скажите, какой смысл захватчикам заботиться о чужом для них христианском Боге? А ведь монголы, если верить традиции, вышли из своей Монголии, будучи ещё язычниками, а когда захватывали Русь с Европой (≈1260 г.) в Монголию пришли первые буддистские веяния с Тибета. Очень странная ситуация. Думаю, и сами историки путаются. Ведь буддизм жил и процветал совсем близко, практически по соседству с монголами (державшими одно время в узде даже «великих китайцев») уже более 1000 лет. И что же, всё это время монголы оставались язычниками и шаманили по аулам? И это при том, что все прочие «узкоглазые соседи» (китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы…) уже давно освоились с этой просветляющей вся и всё религией! Например, Япония – с 5 века, Корея – с 4 века, Вьетнам – со 2 века, Китай – ещё в начале новой эры. Про Северную Индию, родину Будды, и говорить не приходится, как-никак 6 век до начала эры! Каким же образом монголам удавалось сотни лет оставаться вне влияния буддизма или иной монорелигии?

 

Беседы об истории религий. О совести, знании и вере. Монголы (статья)С. К. Да уж, скажете сейчас, что монголы – христиане! Это болезненный удар!

А. А. Надо иметь мужество признать те фактические роли, которые действительно имели место в истории. Ничего более. Если мы признали, что на Руси верховодили не узкоглазые монголы – пастухи заброшенных богом степей, а монголы белолицые, так сказать, широко-голубоглазые, то почему они должны быть непременно язычниками или буддистами? К чему настаивать на абсурде? Одно обстоятельство непременно тянет за собой другое. Или вы считаете, что логика по отношению к историческому прошлому неприменима?

Здравый смысл говорит – если при монголах не разрушались, а создавались христианские храмы, если монголы сами и поддерживали, и справляли христианский культ, если налогообложение русского (местного) населения укладывалось «захватчиками» лишь в десятину (10%), то, стало быть, монголы и были этими самыми христианами. Почему-то в новейших исторических исследованиях об этих фактах говорится достаточно много и открыто, а вот старая историческая фактология, как оказалось, вообще не имеет на свой счёт сколь-нибудь убедительной доказательной базы. Какой процент с зарплаты или с предпринимательской деятельности мы отдаём сегодня государству? Значительно больше тех 10 процентов, которыми монгольские казначеи и мытари облагали «порабощённый» ими народ. Но разве так ведут себя чужеземные угнетатели, пришедшие грабить, убивать и насиловать? Посмотрите, ведь даже сверхцивилизованные немцы во вторую Мировую и те обращались с покорёнными ими европейцами и славянами куда хуже придуманных западными политиками азиатских монголов.

 

С. К. Хорошо, если монголы были христианами и, тем более, «русскими», то почему отечественные летописи рассказывают о монгольских ярлыках, о тагме, о ханах?[12] Одних монгольских имён там десятки, если не больше.

А. А. И ещё много о чём якобы монгольском рассказывают. Но монгольского во всём этом нет абсолютно ничего. Наоборот, многие возникшие на Руси в период «Монгольского ига» якобы монгольские термины, имена, названия и проч. были русско-татарскими и, спустя время, из Руси действительно были перенесены (заимствованы и счастливо прижились) стараниями историков в будущую Монголию, столетний юбилей которой, между прочим, отмечался пять лет назад, т. е. в 2011 году. Например, само название страны – Монголия. Догадайтесь, когда монголы узнали, что они монголы? А я вам скажу. Значительно позже, чем даже об этом узнали европейцы и россияне. Судя по раскладке в мировой истории, впервые монголы могли узнать, что они монголы, ближе к концу 18 века. То есть к тому моменту, когда уже во многих справочниках развитых стран появились сведения о «Монгольском нашествии» на Запад. Тут, хочешь не хочешь, станешь монголом, ведь про тебя все учебники пишут! Однако, учитывая тогдашнюю невероятную отсталость и малочисленность этого народа, новое европейское название, надо полагать, не вызвало у них никаких эмоций.

Любопытно, но татарские термины фигурируют в античных описаниях, когда ни татар, ни их языка ещё не было. Скажем, слово тагма оказалось в греческом языке (τάγμα) в значении – батальон, а также в историографии Ромейской империи, где она обозначала основную единицу деления войска в Византии. Даже такая наука, как биология, с 19 века пользуется этим татарским ордынским словом, называя тагмой «отдел тела у сегментированных (членистых) животных, каждый более-менее обособленный отдел тела».[13] Могли ли ромеи называть татарским словом свои военные подразделения?

Конечно, современная монголица[14] удивительно созвучна современному русскому языку.[15] Но чаще это бывает обманчивое созвучие. С одной стороны складывается впечатление, что некоторые слова попросту взяты из русского языка. С другой – далеко не все они близки заложенному в них смыслу, который мы ждём от похожих на них русских слов. Покопайтесь в монгольском словаре (вариант кириллицы).[16] Даже базисные монгольские слова, которые просто обязаны нести собственное графическое лицо, (не говоря уже о семантике), подозрительно схожи с русскими:

 

ДУРЛАЛ – любовь, ДУР – оргазм, ДУУРЬ – опера, ДУРИАЛ – верх совершенства, АД – изворотливость, ЗАХИРАГЧ – губернатор, ЗАХИРАЛ – директор, АХУЙ – бытие, БУЯН – доброе дело, МУЖАН – столяр, ГАВ – наручники, ЗАДРАЛ – коллапс, ХРИСТОСЫН – обращать в христианство, БАЙДА – апатия, МУУДАХ – испорченный, ЗАСАЛ – лечение, хирургия, АГУ – великан, БАРДАХгордиться, БУХ – всё, вселенная, бык-производитель, БУХАЛ – копна сена, БАРАНЫ – товары, НЕХЕР – товарищ, ДУРИЙН – актёр, БОГ – сор, БАНДИДАХ – педерастия, БАЛ – медовый месяц, ГОГОД – лук порей и ещё, кажется, около сотни таких русско-звучащих слов.

Вероятно, здесь только совпадение, иначе лингвисты давно бы обратили на этот странный межъязыковой сюжет внимание.[17] Ведь ДУРЕТЬ от прослушивания оперы или ГОГОТАТЬ от лука, когда все нормальные люди от него плачут, согласитесь – это неожиданный ход! А чего стоит очень древняя монгольская хирургия (ЗАСАЛ) или вся вселенная, которую Бог, конечно же, создал одним мановением руки – БУХнул![18]

На деле же, фонетически монгольское произношение очень близко тюркскому звучанию, если можно так говорить.[19] Что также свидетельствует в пользу вторичности этого якобы сугубо монгольского, древнего языка.

Кстати, не только монголы до последнего времени не знали своего «подлинного» имени. Не знали ничего такого о себе ни египтяне, ни китайцы, ни индийцы, ни израильтяне, ни многие другие народы. Как и не ведало большинство из них (вплоть до 17 века) о том, что их предки в далёком прошлом были великими, захватывали обширные территории, управляли могущественными государствами и создавали культуры, до которых некоторым из них даже и сейчас, спустя тысячелетия, всё равно, что до Луны. Те же народы коми только к концу 18 века впервые услышали от учёных, что они, оказывается, пермяки и зыряне. Княжество «Великая Пермь» упоминается в старинных источниках задолго до появления этого топонима на романовских картах, тогда как на месте современной Перми с 17 и до конца 18 в. на Каме стояла все лишь небольшая деревня Егошиха.[20]

 

С. К. На чём же держится гипотеза о монгольском завоевании? Если монголов на Руси не было, это же переворачивает историю Церкви!

А. А. Это – мягко говоря. «Монгольское иго» – краеугольный камень не только для Церкви, но и для исторической науки в целом. Весь костяк исторических событий сосредоточен внутри и вокруг «Монгольского ига». В том числе, и эпоха «античности», основанная в большей своей части на реальных событиях о завоеваниях «Русской Ордой» Евразии периода 13–16 вв., искусственно перенесенная (на бумаге) в прошлое на полторы и более тысяч лет. Перенесённая сначала немецкой научной школой, а затем и нашими родными историками, писателями и художниками разных мастей. Эта гипотеза в 18 веке была подхвачена нашей интеллигенцией и все последующие годы воспринималась уже как историческая реальность. С середины 19 века на неё подсела, в том числе, и отечественная филология со всеми своими всевозможными дисциплинами. Именно поэтому сегодня, когда азиатские монголы, так сказать, разоблачены и низвергнуты, столь сильно́ противодействие отечественной науки в вопросе Ига. Если оно окажется не монгольским, а русским, большинству учёных гуманитарных наук придётся переписывать свои диссертации или попросту сложить полномочия по причине некомпетентности или пропаганды ложных знаний.[21] Например, очень болезненно воспримут пересмотр «Монгольского ига» в пользу «Русского Ига» наши филологи. Чья наука изначально (историческое, сопоставительное языкознание, русская древняя и средневековая литература, славистика, палеология и т. д.) строится на традиционном (т. е. искаженном) историческом прошлом. Скажем, понятие «мертвые языки» необходимо будет соотносить уже с несколько иными эпохами и народами, о которых филологи-исследователи пока ничего не знают. Что, конечно же, не вызовет у них восторга, как, впрочем, и необоримого желания пересмотреть взгляды, приобретённые ими в обход критики, не самостоятельно, из рук точно таких же специалистов, как теперь и они сами.

 

С. К. Некоторые источники называют монгольских завоевателей мусульманами. Хоть мусульмане-то среди них были?

А. А. Это совсем другое. Мусульмане были. Но, опять-таки, мусульмане это не 7-й и даже не 14-й век. Если сегодня какой-либо историк и вправду найдёт подлинное свидетельство зарождения ислама в 7-м веке, то он, полагаю, непременно станет национальным героем большинства мусульмано-арабских стран. По крайней мере, открытие личного банковского счёта на несколько миллиардов динариев ему будет обеспечено. Но в том-то и дело, что фактическое мусульманство, как религиозное движение, родилось не на пустом месте и не ждало шесть веков с момента распятия Христа. Но напрямую вышло из лона христианства во время повторного завоевания Европы. А это значит, что первые мусульмане внутри Орды появились на рубеже 15–16 вв.

 

С. К. Как такое возможно?

А. А. Это можно было бы называть расколом, но тогда расколом мягким и уважительным, если так можно говорить. Достаточно приглядеться к обеим конфессиям, к их Священным книгам и Преданиям, и не остаётся сомнений, что обе они являются отражением одной и той же реальности, или одной и той же исторической мифологемы. Утверждать, что, мол, абсолютно чуждые Христу пустынные арабы в 7 веке смогли создать себе столь глубокую и авторитетную религию на пустом месте, это всё равно, что верить в чупакабру, как в высшее звено гомо-сапиенса. Невероятные параллели между Христом и Мухаммадом, обстоятельствами их рождения, биографиями, перипетиями судьбы, смертью и воскрешением (вознесением), между духовными и нравственными поучениями этих двух основоположников не оставляют никаких сомнений в их непосредственной близости и родственности.[22] Если историки или духовные лица находятся в здравом уме, в чём у меня лично нет сомнений, то признать, что спустя 600 бесконечных лет после Голгофы и Вознесения на планете может появиться новая религия, каким-то чудесным образом совпадающая по всем своим важнейшим параметрам с христианством, невозможно. Или кто-то хочет сказать, что арабы 7-го века хорошо знали христианскую традицию и заимствовали из неё все основные исторические и богословские вехи? Это всё равно, если бы утверждать, что древний иврит и иврит современный (восстановленный) – это две совершенно разные языковые системы, а современные евреи сумели воссоздать свой древний язык без оглядки на свои древние письмена.

 

С. К. Но ведь современные ислам и христианство такие разные!

А. А. В том-то и дело, что христианство периода «мягкого раскола» (15-16 вв.) – это совсем не то христианство, к которому мы привыкли в нашей повседневности. Оно было иным, более народным, более языческим и не столь канонизированным и регламентированным, как сейчас. Этот размытый, с современной точки зрения, фактор древнего исповедания, собственно, и должен был послужить толчком к обособлению части христианского тюркоязычного населения от «Христа неверного» к «Христу правоверному» и взыскующему. В мотивационном разрезе раскол Церкви в лице обновляемых христиан (будущим мусульман) в чём-то схож с другими крупными расколами, например, в 1380-82 гг. (религиозная гражданская война, попавшая на страницы учебников как «Куликовская битва») или в сер. 17 века (обновленчество Церкви и борьба с ересью, т. е. с традиционным верованием – старообрядчеством).[23] Отличие лишь в их последствиях. Если Мамаево побоище сняло вопрос о так называемом языческом элементе в отеческом исповедании, а обновление русского православия в 17 веке, инициированное самой же Церковью, отчасти дистанцировало её от древней отеческой веры в пользу византийской, то раскол 15–16 вв. не привёл к смерти или увяданию ни одну из разбежавшихся религиозных сторон. Наоборот, в итоге образовались две самостоятельные конфессии, очень близкие по духу и содержанию, чья взаимная дружба продлилась почти до конца 17 века.[24] Пока Романовы не поссорили и не заставили их воевать друг с другом.

 

С. К. Как же мусульмане могли отделиться от христианства? Ведь основатель у них не Иисус, а Магомет!

А. А. Причины отдаления можно проследить даже по содержанию сур в Коране. Тюркам претили дела́, творимые внутри и вокруг родной христианской Церкви. Даже до сих пор мусульманские нормы жизни выделяются известной строгостью к быту и нравственности. Вероятно, среди них стали появляться лидеры, призывающие своих сородичей к ужесточению норм христианской жизни, отказу от пьянства, блуда, увеселительных мероприятий, поеданию «нечистой» пищи и т. д.

Жёсткие требования к повседневной жизни, конкретные запреты в поведении, торговле, семейной жизни и т. д., всё это и стало основным требованием, которое предъявляло время для достойного продления миссии Христа. Это же, кстати, произошло и с иудаизмом, отошедшем от Христа приблизительно в то же самое время. Недовольство мусульманизирующейся части населения традиционным христианским укладом периода 15–16 вв. сначала привело к потребности «очищения» от «наносного Христа», а со временем и к созданию самостоятельной религии, оформление которой продолжалось в последующие 16–18 вв. Можно даже сказать так, что именно «мусульманский раскол» и придал в дальнейшем самой христианской Церкви известную строгость и строгое единобожие, выразившееся в идее триединства Всевышнего, без которых дальнейшая её жизнь теряла бы в авторитете и приросте паствы. В результате, мы имеем, казалось бы, чуждый христианству Священный Коран, чуждую мусульманскую традицию, однако с вполне сохранившимися в чистоте даже до сих пор основными богословскими и мировоззренческими взглядами. Да разве и сегодня некоторые из нас не хотят призвать современную церковь к первозданной чистоте, к нормам, заложенным в неё основателями – ближайшими учениками Христа?

 

 

Случай из жизни. Кто они такие?

 

Бывают воскресенья, когда меня нет ни дома, ни на даче. Жена штудирует грядки с луком и укропом, а я копаю Священное Писание.

– Это Павэл? – вскрикивает мой американский товарищ. – Очинь рад вас слышат!

Не видя ещё в глаза, я знаю, что этот молодой человек назначен мне в друзья президентом миссии. Который уже в ближайшие два-три месяца вместе с малоразговорчивым своим напарником[25] покинет наш уютный курортный городок, передав свою миссию, подобно переходящему красному знамени, новым юным старейшинам братьям-мормонам. Передадут и съёмную квартиру со скудной меблировкой, и сим-карту с наработанными номерами телефонов. Впрочем, иногда на их месте оказываются и девчушки, столь же юные, столь же восторженные и не потрёпанные жизнью. Скажу сразу, российская командировка для этих молодых американских душ – это настоящая романтика, захватывающая и пугающая одновременно. Общее время, которое такая пара проводит в России, от 1 до 2 лет. Чтобы представить весь спектр ощущений, который они испытывают в далёкой и необъятной России, надо представить себя где-нибудь в центральной Африке, выполняющим в течение бесконечных месяцев миссию по спасению аборигенов от укусов крокодилов.

Несмотря на то, что три месяца назад я сменил свою сим-карту, и не предупредил об этом миссионеров, они меня всё же нашли и как всегда вежливо пригласили на воскресное собрание. Таким образом, как и в случаях с другими сектами, например, тех же свидетелей Иеговы, я опять оказался в роли этакого посредника между малоизвестной большинству из нас религией и светским обществом.

Это не те американцы, молящиеся на своего президента-демократа или республиканца будто на икону или пособляющие геополитической агрессии правительства. Это – члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней – необычная и таинственная для всякого непосвященного россиянина конфессия. Мы их знаем как мормонов, которые то ли многожёнцы, то ли ветхозаветники, во всяком случае, исповедальники какой-то тёмной и непонятной христианину секты. Впрочем, сектой называют их только религиоведы, представители соперничающих конфессий, незнайки или повторюшки-хрюшки. На деле же исповедание мормонов тянется из столь старых и даже ветхих источников, сравнимых разве что с исламом или зороастризмом,[26] по крайней мере, не менее древних, чем это ему отмерила матушка-история. Но тему эту мы рассматривать сейчас не будем. Она ведь не только жутко интересная для всякого из нас, но, как ни странно, малознакома даже и высшему руководству мормонской Церкви, не говоря уже о рядовых её членах. Да, так бывает. И именно это удивительное обстоятельство и станет темой для ближайшей публикации, в которой мы и раскроем неизвестные доселе тайны появлении и становлении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней на североамериканской земле.[27]

В маленьком уютном зале в кругу милых людей, чьи маленькие дети здесь в своих шалостях почти не знают границ, бегая от стула к стулу, от папы к маме, выкрикивают что-то своё весёлое, мне тоже легко и весело… Но перейду сразу к рассказу, который случился здесь сугубо при моём участии и по моей инициативе.

Мы спели духовный гимн[28] и должны были уйти на перерыв. Я подошёл к клавишному синтезатору и одной рукой наиграл мелодию гимна США. Привлекая внимание молодого миссионера, я сделал небольшую паузу и наиграл уже другую мелодию, весьма напоминающую американский гимн. Для обывателя эти две мелодии мало чем отличались. Но музыкант, при общем сходстве, конечно же, мог заметить и отличия. Надо сказать, что все мормоны уже с детства достаточно музыкальны, регулярно поют гимны (духовные песни), читают с листа ноты или подбирают мелодию голосом, ориентируясь на игру аккомпаниатора.

Так вот, второй мелодией была казацкая песня «Хазбулат удалой»,[29] известная на Руси ещё лет 600 назад.[30] Я обратился к старейшине: знает ли он эти мелодии? Он кивнул головой. Вероятно, решив, что я дважды сыграл гимн Америки. А знает ли он, что вторая мелодия только похожа на гимн, но не является им, и что эту русско-казацкую песню пели задолго до образования американских штатов?

В зале женщины заулыбались, не зная ещё, что надо отвечать. Американец вновь кивнул – «Ес!», и тоже улыбнулся. Конечно, эти молодые ребята не обязаны были знать, что образование США в 18 веке тесно связано с романовской Россией, власти которой посредством жесточайшего подавления гражданского восстания и казни в 1775 году «Емельяна Пугачёва» отрыли для себя вход в Сибирь, чем и помогли американцам обрести независимость. И уж точно не знали молодые миссионеры, что тогдашние первые 13 американских штатов занимали ещё незначительную территорию северного континента. Весь запад Северной Америки находился в руках «выходцев с Востока» – русских завоевателей, осевших там кто 300, а кто и 500 лет назад, и ставших уже коренными, и не собиравшихся безропотно покидать обжитые места…

 

В общем-то, на этом мой рассказ окончен. Повторю только. В начале своего существования США действительно не были столь большими и столь грозными, какими мы их знаем сейчас. Да и само образование этого федеративного по сути государства, как известно, стало возможным только в 70-х годах 18 века, т. е. после того, как Романовыми была, наконец, отвоёвана у монголов Сибирь – географическая соседка западного побережья Америки.[31] Правители которой, кстати, и контролировали до последнего времени (17-е годы 18 века) значительную часть территории северного континента. А одними из первых русско-ордынских первооткрывателей, заселивших его (о которых и упоминал в нашей беседе А. А.), были как раз мормоны. Хотя сама их конфессия – это значительно более позднее образование, но это уже, как говорится, совсем другая история.

Вот и получается, что культурное влияние монгольских завоевателей 15–16 вв. в Англии и на американской земле было столь велико, что это отразилось даже в мелодике национального гимна США. Вероятно, монголы, прибывшие покорять «обетованные земли» за море-океяном, не имея на то время ни радио, ни аудиогаджетов, любили вечерами посидеть вокруг костров, куреня́ми,[32] вспомнить своё, родное и далёкое, попеть народные песни, в том числе, песню о Хазбулате, мелодия которой потом могла оказаться где угодно, например, в духовных гимнах-песнопениях мормонов.

 

Ф. Избушкин

 

 

 

Примечания

 



 

[1] Прим. Для обозначения монголов, например, мусульманские авторы употребляли названия: улус Джучи, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмакский улус или Узбекский улус, Золотая Орда.

 

[2] Прим. В известном смысле, Европа 13–16 вв. завоёвывалась русской Ордой несколько раз. Причины были разные. Например, поставленные Ордой в западноевропейских областях наместники со временем теряли покорность, не выплачивали дань. Или население Европы охватывала эпидемия чумы, сифилиса. И тогда приходилось проводить своего рода профилактические или очистительные мероприятия с использованием профессиональных войск, т. е. Орды. Знания об этих событиях 13–16 вв. до сих пор способны вызвать ужас у современных европейцев и американцев. По крайней мере, судя по непрекращающейся пропаганде России как оси зла, в сохранившихся до сих пор (с 16 века) так называемых тайных обществах об этом должны ещё хорошо помнить.

 

[3] Название ТАРТАР (татарин) оставило много различных словообразований в «античном» западноевропейском лексиконе, не только нейтральных, но пугающих толкований. Из добрых названий: TART – пирог с фруктами, домашний торт, TORTA – плетеный или круглый хлеб, TARTLET – тарталетка, небольшой открытый пирог. Нейтральные: TARTAN – клетчатая шерстяная материя, шотландка, шотландский лед, шотландский горец, TARTAR – винный камень. Далее идут негативные и отталкивающие, появившиеся в уже 17–18 вв., т. е. после разгрома русской Орды: TART – кислый, терпкий, едкий, резкий, колкий, TART – проститутка, TARTAR – человек неприятного раздражительного нрава, бурбон, мегера, фурия, «young Tartar» – трудный, капризный ребенок, «to catch a Tartar» – столкнуться с более сильным противником, встретить сильный отпор, TARTAREAN – адский, TARTAR EMETIC – рвотный камень и т. д. Так в XVII веке начали воспитывать подрастающее поколение западноевропейцев. На якобы «старых мифах» и сказках. Упорно внушали с детства, мол, ТАРТА-РУС всегда, еще в «глубочайшей древности», было очень-очень неприятным царством. Видите, даже «древние» греки и римляне его ужасно боялись. Пугали им своих непослушных детей. Следы такой активной психологической обработки сохранились вплоть до конца XIX века. Например, на «юмористической» карте 1870 года, уважительно и бережно хранящейся сегодня в Британском музее, мы видим условные изображения стран Европы. Среди них своим огромным размером и примечательным оформлением выделяется Россия. Мрачная фигура в тулупе, с жутковато оскаленным черепом, обтянутым желто-серой кожей, наваливается на оцепеневшую от ужаса Западную Европу. Вслед за этим хмурым чудищем на перепуганных европейцев движутся несметные полчища злых русских медведей.

 

[4] Прим. Балкарцы, малкарцы (гаплогруппа G2a) – оттеснённые «монголами» в горные ущелья Центрального Кавказа.

 

[5] Прим. Стоит отметить, что карты Тартарии, созданные в западных типографиях, оставляют незатронутой ею полосу Западной Европы. Это и понятно. Во-первых, потому, что многие эти карты отражали реалии уже 17 –18 веков, когда Западная Европа действительно получила право отмежевания от «Монгольского ига». Во-вторых, если бы подобные карты рисовали не европейцы, а, скажем, китайцы в том же 17-м раскольническом веке, то, надо полагать, они бы сделали то же самое, только наоборот – Европу выставили бы Тартарией, оставив собственную китайскую полоску земли независимой Чиной (Китаем).

 

[6] Прим. Британская энциклопедия, Британника, первое издание – 1768 –1771, три тома. Последнее полное (15-е) издание – 1985 года выпуска. Отказ от бумажных изданий в пользу мультимедийных – 2012 год. По глубине и охвату материалов значительно уступает другим национальным мировым справочникам.

 

[7] Прим. Был термин моголы – так называли могучих белолицых «богов», пришедших с Севера (т. е. русских ордынцев), аборигены Индии. Бабур, основатель династии «Великих моголов» был потомком Амира Тимура, который, в свою очередь, отнюдь не был ни монголом (в современном смысле слова), ни татарином. Ордынцы себя моголами никогда не называли. Это название впервые появляется сначала в печатных изданиях европейцев, и потом перекочевывает в индийские «старинные» источники. Другими словами, история с русскими моголами в Индии – это сравнительно недавняя история.

 

[8] Прим. Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) – русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

 

[9] Прим. Сегодня этот храм Христа так и называется «Храм Хора». После падения Византии (1453) этот храм был переделан в мечеть под названием «Кахрие Джами» – «Мозаичная Мечеть». Чтобы отвести столь редкое имя Хор от личности Христа – для него придумали перевод – «в полях», «за городом». А полное название – «Церковь Христа Спасителя в Полях». Мол, монастырь, которому принадлежала эта церковь, первоначально находился вне городских стен. Очень колоритное название. Почему бы тогда не называть храмы, построенный в лесу – «Церковь Христа Спасителя в Лесах» или «В Горах»? Однако лукавость историков быстро разоблачается, если вспомнить, что именем Хор называли Христа не только византийцы: ХорГор – бог неба, царственности и солнца в древнеегипетской мифологии (в виде человека с головой орла-сокола). Живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Хора. Но из нормальной истории мы уже знаем, что Древний Египет (со всеми его царями-фараонами) – это период 11–17 вв., а отнюдь не глубокая древность. А древнеегипетские боги – это всего лишь отражения (дубликаты) образа Христа.

 

[10] Прим. Существует несколько противоречащих вариантов расшифровки топонима Стамбул-Станбул. Однако здесь мы вновь сталкиваемся с самым естественным объяснением, когда не надо ничего выдумывать: первая часть тур. СТАН – это и есть русс. СТАН, СТАНОВИЩЕ, очень распространённое в ареале «монгольского» завоевания, а вторая – БУЛ – идёт от имени воинов-волгар (булгар), которые (по новейшим исследованиям) действительно шли с Волги и завоёвывали Византию.

 

[11] Прим. Основатели Новой хронологии А. Фоменко и Г. Носовский переводят надпись как: «Меланья монахиня царица монголов», что вполне отвечает сути дела. Любопытно, что, считающаяся греческой надпись содержит смесь кириллицы с коптским алфавитом.

 

[12] Прим. Тат. тагма (дань крови) – набор детей для военной службы в Орде 13–16 вв.

 

[13] Прим. Упоминаются тагмы воинов, (напр., тагма колхов), тагма «бессмертных», тагмы федератов и оптиматов, столичные тагмы, кавалерийские, пехотные, тагма стен и т. д.

 

[14] Прим. Речь о монгольском языке.

 

[15] Прим. В монгольском имеется множество новейших слов-понятий, напрямую заимствованных из русского (период СССР) и западноевропейских языков. Но здесь, как мы видим, речь идёт о другом.

 

[16] Прим. Считается, что древнейшая из собственно монгольских систем письма – старо-монгольское письмо (классическое монгольское письмо) – оказалась наиболее успешной из них, и после ряда модификаций продолжает активно использоваться до настоящего времени, в первую очередь в Китае. В 1940 году, в результате сближения с Советским Союзом, Монголия перешла на кириллицу, которая в настоящее время остаётся основной системой письма.

 

[17] Прим. Мы нашли и другие, например: БАЛТАЙ (льстивый), БУДУ (первичный), ЖАДНЫ (копьё), ЖАР (шестьдесят), БУЯНЫ (приют), БАЯН (богатый), ГОРИМ (режим), БАРААН (смуглый), АВРАЛ (спасение), АЖ (безотлагательность), АЙ (дрожащий), АХ (брат), БОГИНО (короткий), БИЧ (гиббон), БАЛ (мёд), ЛИШ (гвоздика), ЛУГ (волочение), ДУРААР (добровольный), ДАВАВ (выигрыш), ДАВ (солнце), ГОЛ (главная), ГАЙ (бедствие), ГАДНА (дополнительно), ОЙ (лес), НУДНИЙ (глаз), ОН (год), НАС (смерть), НАМ (низкий), МАТЕРИ (вопрос), МАХ (мясо), ИХ (более), ЗОВ (не волнуйтесь), ЗУД (голод), МАЙ (взять), ЖОР (рецепт), ЗА (хорошо), ОРХИВ (покинутый), БОГД (верховный), ХОРШОО (магазин) и др. В то же время мы случайно обнаружили и такие монгольские слова, которые семантически явно перекликаются с русскими значениями. Поскольку, в основном, это слова очень уж напоминающие нецензурные (напр., ХУЙНААС – вынимать из ножен), мы решили создать отдельный материал на тему мата и ругательных слов, который и опубликуем в рубрике «Записки о языке».

 

[18] Прим. Отметим, что многие слова монгольского языка могут нести различные смыслы, в зависимости от контекста или ситуации. Мы использовали те из них, которые посчитали нужными.

 

[19] Прим. Чтобы убедиться в тюркозвучности монгольского языка, достаточно послушать, например, речь президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа.

 

[20] Прим. Топонимы Пермь и Вятка, сегодня хорошо известные нам, – это названия земель 15–16 вв. на юго-западе Европы. Пермское Великое княжество – юж. Германия-Австрия, а Вятское княжество – сев. Испания-юж. Франция-сев. Италия. Последний (реальный) титул «Великого князя Пермского и Вятского» российских царей принадлежал Ивану Грозному (государственная печать). Как, кстати, и титулы «Великого князя Удорского» (сев. Германия), «князя Тверского» (босфорский Константинополь), «князя Иверского» (юг Испании), «князя Волынского» (зап. Украина, часть Польши и Венгрии), «князя Свейского» (Швеция), «князя Кондийского» (часть Англии) и «Великого князя Болгарского и Югорского», т. е. Балкан и Венгрии, о чём не принято распространяться. А венгры, как заметил Николай Славянинов, едва ли не единственные на земле, кто употребляет не собственные названия дней недели, а славянские: …серда, четортог, пинтек, сомбат, вашернап. Только понедельник (хиитфё) и вторник (кедд) не подпали под славянское влияние. А возможно, были просто исправлены в период Реформации 16–18 вв., когда Зап. Европа избавлялась от всего славянского и русского. Трудно представить, чтобы наши историки не знали об этом.

 

[21] Идея российского президента написать «единый учебник истории отечества» (линейка учебников, без монгольского Ига в пользу ордынского Ига) по сути была саботирована внутренними либеральными силами. В том числе, в министерстве образования и национальной Академии Наук.

 

[22] Прим. Некоторые параллели между исламом и христианством мы приводили на форуме: Христианство и Ислам, что их объединяет и Что общего между Христом и Магометом.

 

[23] Прим. В результате обновленческих богослужебных реформ, предпринятых в 1650-60 гг. патриархом Никоном и царём Алексеем, старообрядцы впредь вынуждены были именовать свою веру древлеправославием. Древлеправославцы до апреля 1905 г. официально именовались «раскольниками» и преследовались как церковными, так и светскими властями. Поместный собор 1971 г. постановил «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 10 апреля 1929 г. об упразднении клятв Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы «яко не бывшие».

Главным результатом раскола 17 века явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия – старообрядчества. К концу XVII – началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия «толков» и «согласий». Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне. До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры – боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток в 1682 г. они были заживо сожжены в срубе.

 

[24] Прим. Историки убеждают нас, будто бы первая русско-турецкая война под названием «Турецкий поход на Астрахань» состоялась ещё в 1568 или 1569 году. Но сами же вынуждены признать, что оттоманский флот (20 000 воинов) и армия крымских татар (50 000 воинов) были уничтожены «сильным штормом и действиями соединившихся с донскими казаками казаков с Украины. Называть столь сомнительные полумифические «военные действия» русско-турецкой войной можно только с очень большой натяжкой. Настоящее же противостояние между Турцией и Россией впервые возникло только в 1670-х гг. в результате провокаций и искусственного стравливания обеих этих держав политиками Западной Европы. Т. е. спустя десятилетия после низвержения Рюриковичей и, стало быть, полного выпадения «Монгольского ига» – «Русской Орды» из военно-политической жизни Европы.

 

[25] Так распределено, что из двух (трёх) миссионеров кто-то один должен уметь достаточно хорошо говорить на русском.

 

[26] Напомним, что зороастризм, вопреки общепринятому мнению, – это сравнительно молодое идеологическое образование, возникшее на волне раннего христианства.

 

[27] Центр мормонов находится в США, штат Юта. Миссионеры – это всегда иностранцы, т. е. американцы. Я же их называю просто – кураторами. То есть представителями от большой, главной Церкви из Солт-Лейк-Сити, которая и рассылает своих миссионеров в города и веси по всему миру. Считается, что именно североамериканская земля приютила первых переселенцев-мормонов из библейской Палестины на северный континент в 6 веке до Христа.

 

[28] Песни на религиозные темы мормонов простые и не отличаются оригинальностью мелодики, как такие же песни у Свидетелей Иеговы. Однако последние не так давно всё же сменили свой репертуар, обновив его более оригинальной и содержательной мелодикой.

 

[29] Казаки на Руси – это изначально не беглые воины 16–17 в., а регулярные воинские формирования, существовавшие, по крайней мере, с 13 века.

 

[30] Долгое время считалось, что мелодия гимна Америки заимствована из британской застольной мелодии. Однако в 1980-е годы учёным удалось установить, что мелодия имела своего автора – британца Джона Смита, который в ≈1780 году написал музыку к шутливому гимну «Анакреонтского общества» – клуба, объединявшего лондонских музыкантов. Сначала песня стала официально использоваться в Военно-морских силах США (1889), затем и в Белом доме (1916). И только 3 марта 1931 года резолюцией Конгресса эта мелодия была объявлена национальным гимном. Необычная аранжировка этого гимна была предпринята в эмиграции Игорем Стравинским (1964 г.), исполненная хором «Toronto Festival Singers» и оркестром «CBC».

 

[31] Эта тема не была затронута в статье. Суть её в том, что несогласная с новой романовской властью в Московии старая ордынская элита вместе с казаками отошла на Урал, Астрахань, в Сибирь, Китай и проч. По сути – это были крупные осколки монгольской (русской) Орды со своими законными правителями, имеющими даже царскую династическую кровь. Е. Пугачёв оказался одним из них. Отсюда и то кровопролитие и та жестокость, с которой подавлялось это «восстание крестьян», а по сути – широкомасштабная гражданская война. Для подавления столь серьёзного противника пришлось даже отзывать с турецкого фронта полководца Суворова, а также привлекать для борьбы с восставшими «крестьянами» иностранных наёмников, ибо свои не хотели драться с Пугачёвым.

 

[32] Куреня̀ми (род. п., мн. ч.), куренём (род. п., ед. ч.) – в значении кольцом. Это когда казацкая дружина останавливалась на каком-нибудь месте для отдыха и рассаживалась вокруг своего командира-старейшины, чтобы получить от него нагоняй, просто погутарить, вспоминая о родной земле, близких, затянуть песнь, что душа просит.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!