HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Виктор Герасин

Повесть о Сухотинском монастыре

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.06.2013
Оглавление

24. Глава 8.3
25. Глава 9.1
26. Глава 9.2

Глава 9.1


 

 

 

Дорофея и Екатерина Матвеевна наконец-то пустились в дальний путь. Пока что ехали в Тамбов. Разговор вели неспешный то о жизни семьи генерала, то о монастырских делах и заботах Дорофеи. Постаревшая, но мало утратившая правильные, строгие черты лица, Екатерина Матвеевна всей собой живо напоминала Дорофее об их далёком прошлом. И казалась сама себе Дорофея в том прошлом чуть ли не лёгкой птичкой со звонким чистым голосом. И печаль ложилась на сердце от утрат близких людей. Если родителей почти не помнила, то сестра Софья и мать Матрёна живыми представали перед ней, глядящими на неё, проверяющими её – праведно ли она ведёт себя, заботится ли о людях, особенно о сирых и убогих. И как бы отчёт молчаливый давала Дорофея перед сестрой и приёмной матерью. Оправдываться ей было не в чем, каждым часом своей жизни она помнила о том, как нелегко людям, как страдают они от несправедливости, как становится она, Дорофея, опорой всем страждущим, всем ищущим крова над головой и куска хлеба.

В епархии Дорофея оформила книгу по сбору, благословилась у отца Николая, заодно решила навестить подворье, отдать некоторые указания.

Подворье являлось для Сухотинского монастыря как бы опорным пунктом, конторой, гостиницей и, пожалуй, некоторого рода подсобным хозяйством.

В глубине огромного двора стоял двухэтажный деревянный дом, окнами обращённый в большой сад, в котором бесчисленными красными, белыми, жёлтыми, малиновыми и оранжевыми пятнами пестрели тысячи свечеподобных мальв.

Верхний этаж дома занимали монахини, жившие по нескольку человек в огромных, чистых горницах.

Кровати с тумбочками около них сохраняли индивидуальный характер их владелиц в отделке наволочек, в материале одеял, покрышек для подушек с различными тонкими узорами и вышивками гладью.

По стенам висели образа Христа, апостолов, святых, Божьей Матери, праздников.

 

Одни образа, написанные старинной строгой иконописью, изображавшие человеческие лица угодников, Христа, Богоматери, в тяжёлых серебряных позолоченных или только в серебряных ризах принадлежали монастырю, другие – отдельным монахиням.

– Какие иконы, – удивилась Екатерина Матвеевна, – старинные работы.

– Есть и по двести, есть и по триста лет, – ответила Дорофея, – заслуга матушки Аркадии. Она не допускает в общежитии развешивания икон, не отвечающих подлинной старинности или действительно художественному исполнению. «Никакой дешёвки, никакого лубка, – строго говорит матушка, – лучше голо, чем плохо».

Под строгим надзором матушки Аркадии общежитие являло собой блеск и порядок. Монахини преимущественно были женщины пожилые или даже старые, но были и молодые среди них. Все они умелые рукодельницы. Заработки их складывались из выполнения заказов частных лиц по шитью белья и вышивок на нём гладью. Мужское бельё, во избежание соблазна и «размышлений суетных», не принималось к пошивке. Постельное, столовое и нательное бельё выполнялось ими безукоризненно. Основным заказчиком было купечество, исподволь готовившее своим подрастающим дочерям приданое.

 

Дорофея и Екатерина Матвеевна остановились в мастерской, в которой молодые монахини делали ризы для икон из различных дешёвых материалов, из тонких листов меди и жести, из золотой и серебряной бумаги.

– Эти ризы для дешёвых икон, – пояснила мать Аркадия, – продаём на деревенских ярмарках, берут их в основном крестьяне. И вот ещё наши поделки: крестики, пасхальные яйца со стёклышками, за которыми рисованная картинка воскресения Христа, искусственные цветы из бумаги, шёлка, бархата, сукна и различных материй и материалов. Многие наши монахини подлинные художницы своего дела, есть среди них и вовсе талантливые живописцы.

– Мать Аркадия, просьба вот какая, – сказала Дорофея, – едем с Екатериной Матвеевной в Москву, но сначала заедем в Оптину пустынь, хочу благословение получить от отца Амвросия, надо бы нам с собой гостинчики, подарочки набрать, подбери что-то пооригинальней.

– К отцу Амвросию? – воскликнула мать Аркадия. – В ножки, в ножки ему от меня поклонитесь! Как же, я ведь молодым его помню, Сашу-то Гренкова! Видный парень был. И умница, каких поискать. Саше-то гостинец? Саше от меня лично вот эту иконку положите. Так и скажите, от матери Аркадии, бывшей в миру Лидии Веселовской. Он вспомнит, он узнает меня.

И положила на стол икону Иверской Богоматери старой работы в позолоченной ризе.

Дорофея и Екатерина Матвеевна поблагодарили мать Аркадию за показ и рассказ, вышли во двор.

 

В левой стороне двора стояло узкое и длинное здание, оттуда вкусно пахло только что испечённым хлебом.

– А это просфорня наша. На все тамбовские приходские храмы печём здесь просфоры. Умелица просфорного печения у нас матушка Смарагда. Добрая ласковая женщина. К ней ребятишки из бедных семей со всей округи бегают за ломтиком хлеба или за горячей просфоркой. Раздаёт с благостной улыбкой. Казначея поругивает её, а она смиренно помалкивает, а потихоньку вот всех ребятишек прикармливает. И вообще, скажу я вам, Екатерина Матвеевна, наш монастырь славен своими художественными работами. Организацию декоративно-прикладного творчества в монастыре с самого начала финансирует землевладелица Болдырева. Она построила двухэтажный дом для иконописной мастерской и пригласила тамбовского художника Криволуцкого для обучения послушниц и монахинь живописи.

На протяжении четырёх лет воспитанницы изучают анатомию и рисунок с натуры, овладевают искусством натюрморта и портрета. После обучения сёстры пишут иконы и расписывают стены храмов. Их работы, выполненные в золотистых тонах, очень популярны далеко за пределами Тамбова.

 

 

 


Оглавление

24. Глава 8.3
25. Глава 9.1
26. Глава 9.2

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!