HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Виктор Герасин

Повесть о Сухотинском монастыре

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.06.2013
Оглавление

25. Глава 9.1
26. Глава 9.2
27. Глава 9.3

Глава 9.2


 

 

 

Впереди лежал путь в Оптину Пустынь. Поля. Поля. Перелески. Сёла с высокими храмами. Дорога ведёт то селом, то в стороне от села. Еще не скроется за холмистыми полями один храм, как будто из земли вырастают кресты, маковки другого храма. То белые с золочёными куполами, то зелёные опять же с золочёными или синими со звёздами куполами. Много храмов стоит по Руси. Далеко видны они. А вокруг храмов жилища, жилища, жилища. Всякие: одни крыты красной жестью, другие крыты камышом или соломой. Одни белые, как лебеди, кирпичные, выбеленные известью, другие серые, приземистые, с подслеповатыми окнами. В сёлах, деревнях сады, туго набитые жёлто-розовыми яблоками, иссиня-тёмными сливами. На пыльных дорогах сено, солома. Тянутся из полей и лугов к жилищам возы, навитые сеном, телеги с уложенными головами друг к другу снопами. На возах посиживают, полёживают мужики в белых посконных рубахах, в тёмных картузах. Ни спешки, ни гвалта, ни звука далеко окрест. Размеренно живёт августовская Русь…

 

В селе Преображенском ночевали на постоялом дворе. Двор был богатый по меркам других постоялых дворов в округе. Гостиница двухэтажная, кирпичная. Комната на двоих, но просторная, с круглым столом посередине, накрытым льняной белоснежной скатертью. Кровати просторные с высокими постелями. В углу образа Спасителя, Пресвятой Богородицы.

Рано утром пошли в храм Преображения Господня, понесли святить яблоки. Дорогой Дорофея рассказала Екатерине Матвеевне о празднике Преображения Господня.

– В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!». Заметив скорбь учеников и желая облегчить её, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечётся по своём отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём».

Господь в сопровождении учеников отправился в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и взошёл с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули.

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею». Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией – о предстоящих страданиях.     

Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Пётр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». Пётр собрался построить «три кущи» для Учителя и явившихся им пророков. Но Иисус показывает ему, что не имеет нужды в его скинии. Когда Он ещё говорил, облако светлое осенило их, и раздался глас из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение, Его слушайте».

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. Господь подошёл к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь». Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

 

В храме священник читал:

– Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый не приступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

 

Священник останавливал чтение, пел хор на клиросе. И вновь священник читал.

Служба закончилась, во дворе храма на длинных столах лежали яблоки прихожан. Священник освятил их святой водой.

 

Помывшись в вольной воде, которая наливалась в большие медные тазы из двух бочек – горячая и холодная – сменив платья, Дорофея и Екатерина Матвеевна постояли в комнате перед образами, помолились. Их позвали к столу. В столовой стоял длинный стол, опять же накрытый белыми льняными скатертями, в кувшинах стояли цветы. За стол сели всего четверо: Дорофея с Екатериной Матвеевной, мужчина преклонных лет в полувоенной одежде с племянником, молодым человеком лет двадцати. В мужчине чувствовалась военная выправка. Он был сед, открыт и добр лицом, на женщин, особенно на Дорофею в её монашеском наряде, глядел с любопытством. Племянник же, в отличие от дяди, был по-молодому угловат и явно высокомерен. На чистом лице проявлялся пушок, который ещё не знал бритвы. Пенсне в золотой оправе, рубашка с бабочкой, холёные руки выдавали в нём или молодого юриста, или литератора-демократа, но не из разночинцев, а из богатой семьи.

Дорофея отказалась от скоромной пищи, попросила чай с мёдом хлеб, яблоки. Глядя на попутчицу, и Екатерина Матвеевна попросила подать ей то же самое.

– Извините, дамы, а что, сегодня постный день? – спросил мужчина. – А я вот с удовольствием холодечку съем с горчичкой, да и от борщика не откажусь, и от жаркого тоже. Кушать, милые дамы, надо хорошо. В дороге ведь мы, а дорога при всём при том энергии много забирает. Так что не обессудьте нас с племянником, мы уж как заведено, и водочки под холодечек с удовольствием примем. Как, Антон?

– Я за, но без водочки. Водички кисленькой, ягодной, сладкой – это да, это моё, – пространно ответил племянник. – Я, дядя, удивляюсь на верующих, ну, в частности, на монашествующих. Что это за мода морить себя постом? Не понимаю.

– Значит, рано тебе это понимать, – усмехнулся мужчина. – Прыткие вы все какие, вам сразу надо всё понять. А что плохого в том, что человек имеет воздержание в приёме пищи? Не вижу ничего плохого. И сам стараюсь следовать этому, но не всегда получается.

– Я побывал в нескольких монастырях, – начал молодой человек, – интересовался своими ровесниками: что заставляет их уходить в монастырь? Они твердят о девственности, о нестяжательстве, о послушании. Начал с одним бывшим приятелем, теперь ушедшем в монастырь, разговор на эту тему, так он вскочил и побежал от меня, крестясь и бормоча что-то. Понимаете, дядя, когда я стал раздумывать по всем этим трём позициям, то пришёл к заключению, что люди, исполняющие эти обеты, всего-навсего идут против божественного предназначения человека. Это же противоестественно – девственность. Почему? Творец именно создал мужчину и женщину для радости общения, для продления рода человеческого. Если все мы начнём давать обед девственности, безбрачия, то род людской прекратится. Разве не так?

Дорофея встала, перекрестилась, поклонилась присутствующим, пожелала:

– Храни вас Господи.

И уже было пошла к выходу, но остановилась, обернулась к молодому человеку, сказала тихо:

– Не нами заведено, не на нас закончится. Значит, в природе человека нужно не только то, в чём вы сомневаетесь, но и то, в чём сомневаться не приходится. Должен же где-то на земле храниться запас духовного, вот монастыри и есть кладовые духовности. Вам ещё не надо, не требуется, а придёт время – и вы будете черпать духовность от тех же духовников, которые ныне есть ваши ровесники и которые пошли служить Богу. Всему своё время, молодой человек.

Дорофея ещё раз поклонилась и вышла из столовой.

 

 

 


Оглавление

25. Глава 9.1
26. Глава 9.2
27. Глава 9.3

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!