HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Александр Клейн

Рассказ неофита

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за март 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2019 года

 

На чтение потребуется 7 часов | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.03.2019
Оглавление

13. Часть 13
14. Часть 14
15. Часть 15

Часть 14


 

 

 

Весной Патриция пригласила меня в Венецию. Венеция была для меня местом, существовавшим в литературе и не имевшим своего соответствия в географии. Поэтому я был равнодушен к Венеции материальной и не представлял себе под этим названием ничего определённого. Даже знаменитые каналы не щекотали моё воображение: их частые иллюстрации в журналах полностью подчинили себе какую-либо свободу представления. Но теперь я любил Венецию ради неё и, перелетая застывшие под снежными шапками Альпы, я изнемогал от счастливого ожидания встречи с городом и с ней.

Венеция впечатлила меня своеобразным декадентским запахом влаги, ощущавшимся по всему городу. Я не был любителем гниющей старины, но освещаемое весенним солнцем сочетание воды и следов упадка привносили какую-то тёпло-отчаянную радость бабьего лета, когда страх перед зимой неожиданно рассеевается от пронзительной надежды дожить до следующего года.

Патриция уходила на работу, и я часто оставался дома один. Одному мне не хотелось гулять по городу и я предпочитал распахнуть окно и наблюдать насыщенную звуковыми и зрительными подробностями жизнь. При этом моё наблюдение заключалось больше в оглушающем впитывании в себя почти что нереального шумового фона, чем в редких взглядах из окна. Но эти взгляды приносили мне те мгновенные и неполные, а потому раскрашенные затем воображением впечатления, которые вместе с звуками формировали во мне фантастические представления о венецианской жизни.

В послеобеденное время Патриция уводила меня в тихие места города, где мы обычно сидели на скамеечке и я любовался ею, а моя душа в наивно-свободном порыве трепыхалась от радости, доставляемой мне её близостью. В эти моменты я был счастлив – я не желал более ничего от жизни. Я мог бы вечность сидеть рядом с Патрицией и вести с ней разговор ни о чём или просто молчать. Я больше не задавал себе вопроса, любит ли она меня действительно так, как мне хотелось бы, чтобы меня любили. Мне было так хорошо на душе, как никогда в жизни. Если её любви будет недостаточно, думал я, то тогда моя собственная любовь сумеет восполнить её недостаток.

Я был в лёгком надмирном опьянении и возвышался над обычной жизнью. Неужели я достиг состояния, в котором заключался весь смысл жизни, мой и всех остальных? Я был с нею рядом совершенен, не чувствовал никакого недостатка и жил ею и собою, не различая где наше взаимопроникновение душ заканчивалось. Её плоть стала моей плотью, я чувствовал её душу как свою, и от этого мне было сладостно и страшно и в то же время непоправимо грустно в предчувствии невозможности такого соединения надолго. И хотя я не ощущал той обжигающей любви, что испытал в своём знаменательном сне, я надеялся, что со временем мы оба придём к такой любви, если не в этой жизни, так в другой.

 

Теперь я уже верил в загробную жизнь, потому что не мог себе представить мрака вечной смерти, после того, как убедился в наличии воплощённой любви. Я видел ценность этой любви и во мне вновь пробуждались мои давнишние мысли: если природа совершенствуется, а, значит, заинтересована в сохранении высших форм, то она должна быть заинтересована и в сохранении самой высшей формы человеческого духа, любви. Любовь не может просто так исчезнуть, растворившись во мраке вечности. Но если всё в природе развивается в сторону возникновения высших форм, то чем она отличается от Бога? Ведь если природа вечна и в ней совершается творческое созидание, то это уже Божественное качество и, значит, в природе заложен вечный дух, невидимая сила, без которой ничто не могло бы быть сотворено. Так, природа не могла бы произвести из себя человека, если бы уже не несла в себе возможность возникновения человека, его идею – из ничего не возникает нечто само собой. Всё говорило о том, что природа не обездушена, что за ней скрывается Божество. Но в чём же конкретно выражалось оношение этого Божества ко мне?

Я имел понятие о существовании явлений невидимых и неощущаемых в обычной жизни, которые рассматривались мной с эгоистическо-мистических позиций, но эта закулисная жизнь не воспринималась мной как нечто определяющее и направляющее мою судьбу, а лишь как необозримое богатство, лежащее передо мной, как могучий, но подвластный человеческому духу океан, из которого при правильном подходе к нему я мог бы черпать бесконечно. Это представление противоречило моей фиксации на идее избранничества, так как такая идея подразумевала существование какой-либо другой инстанции, управлявшей моей судьбой и бывшей духовно сильнее меня. И вдруг это противоречие разрешалось через одухотворение природы, через видение в ней Божественной силы. Это сила была как раз тем духом, который руководил природой и который направлял мою жизнь, одновременно предоставляя моей воле все возможности для её осуществления. Во мне, как и в других немногочисленных избранных, этот дух находил своё воплощение, как бы приходя к своему собственному осознанию через человеческие страдания и человеческое желание любви. Этот дух открыл мне свою внутреннюю движущую силу – любовь, которая через мою человеческую индивидуальность достигала своей наивысшей формы. Я думал о том, что связан с этим духом, являясь его орудием и одновременно целью его воплощения. Во мне дух осознавал сам себя в своём вечном стремлении к самопознанию, для которого телесная смерть не представляла какого-либо предела.

Я считал теперь всё таким понятным и прочным, к тому же я пришёл к своим выводам не через отвлечённые умопостроения, а через свой личный опыт. Божественный дух принимал в моих мыслях более определённые очертания, становился для меня более личностным, как евангельский Бог. Я вспоминал прочитанное мной в Евангелии и пытался найти в нём тождественное своим новым мыслям, перешагивая при этом смелее через те требования к человеческой личности, которые казались мне неудобоносимыми бременами. Я стал больше концентрироваться на совпадениях между моими духовными убеждениями и евангельским учением, ставя упор на постепенное приближение к евангельским истинам, так как пришёл к тому, что Христово учение – идеал, к которому следует стремиться, но который невозможно достичь. Теперь мне казалось, что не обязательно исполнять всё, к чему призывает Евангелие, а только лишь посильное.

Если в Евангелии было сказано, что Бог – любовь, то не была ли уже моя любовь к женщине началом Богообщения и принятия Бога-Духа в себя? Не нуждался ли Бог-Дух во мне, как в органе Своего вечного самопознания? Смысл любви к Богу заключался в моей любви к конкретной женщине; через эту богоугодную любовь я приближался к Богу-Духу и достижением высшей стадии в этой любви стало бы моё соединение с Богом-Духом, которое выразилось бы в наиполнейшем соединении с любимой женщиной.

Когда я теперь думал об этом, то чувствовал лёгкость эйфории от надежды на нескончаемое счастье, которого я не мог представить себе во всех подробностях, но которое должно было соответствовать будущему состоянию души, только нащупываемому в нашем мире и постоянно ускользающему от нас, ускользающему, как воспоминание о детском жизнелюбивом счастье, когда так хочется жить и ощущаются такие огромные силы в груди, и все дороги кажутся открытыми.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

13. Часть 13
14. Часть 14
15. Часть 15

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!