HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Клейн

Рассказ неофита

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за март 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2019 года

 

На чтение потребуется 7 часов | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.03.2019
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

В университете Миша изучал русскую филологию, но, по-видимому, вкладывал в литературоведение совершенно другой смысл, чуждый современному научному подходу. Литературоведение Миша рассматривал как разновидность литературы, чем вызывал непонимание со стороны преподавателей. Так, например, курсовая работа Миши о Пушкине была ими прочитана не без некоторого интереса, но была отнесена к жанру публицистики. И вправду, когда я познакомился с Мишиной работой, мне бросилось в глаза, что рассуждая о творчестве Пушкина, Миша писал совершенно о другом, лишь обрамляя свои умозаключения пушкинской темой.

В этом я ещё раз убедился во время наших длинных бесед о смысле литературного творчества и литературоведения, в которых Миша озвучивал мысли из своей курсовой работы. Сами рассуждения Миши имели привкус юродства, так как он говорил с каким-то безответственно-романтическим пылом, часто довольно бессвязно и обобщённо, постоянно повторяясь и противореча себе, и, что самое главное, желчно осыпая меня совершенно необоснованными упрёками:

«Понимаешь, можно, конечно, употребить все труды, чтобы разложить литературные тексты на формальные составные части и объяснить их функции, но в чём заключается дух творчества, делающий литературу литературой, также невозможно познать, как невозможно познать, что такое жизнь... Как тебе лучше объяснить?.. Можно, например, описать все функции человеческого тела, но уловить жизнь в нём невозможно. То же самое с литературным произведением. Можно объяснить тот или другой художественный приём, применённый автором, но почему воплощение его души в литературное произведение произошло именно этим сочетанием слов, а не другим, почему автору подвластны именно эти способы творческого выражения, а не другие, сказать невозможно, не говоря уже о том, что и сам автор этого объяснить бы не смог. Здесь, конечно же, определённую роль играют обстоятельства и культура современного автору времени. Взять, например, Пушкина. У него часто в описании природы присутствует луна, даже иногда невидимкою. Не знаю, от кого я это слышал, но вроде бы один современный исследователь как-то остроумно заметил, что в пушкинскую эпоху у людей было достаточно возможностей и времени, чтобы наблюдать луну и предаваться всему комплексу чувств, связанных с символическим значением луны. Тем более, когда они путешествовали по бескрайним снежным равнинам... Да... Но всё остальное тайна.

Так вот, если исходить только из текста, то можно составить себе понятие о его структуре и о средствах выражения, присущих ему, но невозможно добраться до таинства его рождения. К чему тогда это копание в мёртвой материи? Согласись, что не только текст сам по себе в литературе важен, но и оживотворяющая его идея. Да, да, я знаю, что такой подход пройденный этап в науке... Вот даже ты, наверное, будешь утверждать, что у хороших авторов, тем более у современных, нет никаких идей, а только одна лингвистика. Но ведь это всех нас заведёт в литературоведческое гетто: будем копаться в структуре текста, найдём интереснейшие для себя открытия в области формального, даже, может быть, создадим говорящий компьютер. Но причём здесь литература?

Ну, я понимаю, что ты так не думаешь... Но сегодняшние «производители» текстов, жонглирующие словами, как мячами, гурманы и эстеты поверхностного, утверждают, что литература не «для души», а для эстетического удивления перед их поедающими самих себя текстами или же для отупляюще-бесплодного развлечения. А литература должна быть не только развлекательной, но и открывающей перед нами новые духовные горизонты, развивающей наши чувства и нашу способность к сочувствию... Что, возразишь, слишком высоко сказано? Но только в связи с духовными целями и существует оправдание творческой деятельности. Ведь эстетический идеал литературы состоит не только в совершенной красоте, но и в силе воздействия на читателя духовных прозрений автора...

Пусть нам недоступно проникновение в суть творческого процесса, но ничто не препятствует нам стремиться к лучшему пониманию авторских идей. Нет, нет, это не философские идеи, а нечто большее... В этих идеях особое жизнеощущение автора, своего рода присущий именно ему, индивидуальный способ познания мира. Да и вообще, в осознании своих идей, в словесной реконструкции автором своих духовных открытий и состоит творчество... Наше исследование этого познавательного акта предполагает сотворчество, а где сотворчество, там субъективность и смелая гипотеза. Одним словом, литературоведение должно быть искусством, если не хочет омертветь».

 

Мне было ясно, что истинное намерение Миши состояло в том, чтобы выявить живой дух творчества (кто не желал бы этого?), но разве не понимал он, что наши попытки описать этот дух в категориях разума, уже сводят его к рациональным определениям, к мёртвой форме, которой по праву и занимается наука? Нельзя же было требовать от науки познания живого духа – здесь нужен был другой инструмент... Но рассуждения Миши отчего-то вдохновляли меня и я испытывал прилив творческих сил. Я чувствовал в себе способность видеть недоступные другим процессы духовной жизни и желал переводить ощущаемое, но не осознанное, на человеческий язык, чтобы сотрясать людские сердца словом, вобравшим в себя жизнь-напряжение между миром явным и потаённым.

Но каким образом можно было овладеть таким словом? Я садился за письменный стол в полной уверенности, что вот сейчас я смогу создать совершенное произведение, и начинал быстро выписывать неразборчивым почерком судорожные движения души. После получасового усилия я перечитывал написанное и умилялся ему. По прошествии некоторого времени мне начинало казаться, что написанное мной не выражало и малой части того, что бушевало внутри меня. Нужно было всё переделать. Но для этого мне нужно было бы ещё раз вплотную заняться моим трудом, что было невозможно, так как теперь он вызывал во мне непреодолимое отвращение. На другой день я мог уже более спокойно относиться к своему творчеству и прочитывал созданное мною более внимательно. Странным образом оно нравилось мне даже больше, чем в первый раз. Возникавшая в этот промежуток времени дистанция к написанному как бы придавало ему величие объективности, к которой я стремился всем сердцем и которой мне так не хватало.

Мне мечталось написать такую грандиозную вещь, которая превосходила бы всё созданное до меня. К тому же моё мироощущение казалось мне настолько живым и обильным, что я не представлял себе, что и чувства других людей могли бы приводить их к сходным или даже более глубоким откровениям. Читая известных писателей, мне мнилось, что они отображали какие-то интересные аспекты жизни, но не схватывали саму её суть, не могли передать живую действительность, а лишь ограничивались её тенями. Мне же казалось, что я в состоянии творить по-иному, и от этого представления мне захватывало дух и бросало в приятную дрожь. Сидя за письменным столом и предавая бумаге теснившие меня чувства, я подлежал уверенности, что творю для вечности и этим оправдываю смысл своего существования.

 

Будучи убеждённым в превосходстве своей творческой жизни над интересами окружающих меня людей, мне было приятно скрывать его за маской посредственности. Такая показная скромность приносила мне величайшее удовлетворение. Каким наслаждением было для меня поверхностно-любезное обращение с другими людьми, во время которого я старался не выказывать и самым простым из них своего духовного превосходства, но при этом ни на минуту не забывал несравнимость своего духовного уровня с их уровнем! Какое удовольствие я получал от этого самоумаления, красуясь в глубине сердца своим великодушием! Поэтому я не мог понять славословия скромности некоторым великим мира сего за их простоту в обращении с другими людьми, и за их неприхотливость в пользовании материальными благами. Зачем всем этим повелителям судеб немыслимая роскошь и пышные одежды, когда им принадлежал весь мир и перед ними трепетали народы?

Но неужели это было так важно для меня? Неужели только ощущение тайного превосходства над другими людьми, было движущей силой моих творческих стремлений? Что-то восставало во мне против этой мысли. Не пытался ли я своим творчеством, если бы оно удалось, привести людей в бесконечность задействительного мира, из которого они могли бы вынести новый взгляд на жизнь? Всё как-то спуталось. В моём влечении к творчеству мне виделись и торжество искусства над плоской действительностью, и удовлетворение своего самолюбия, и выполнение какого-то неизвестного долга.

Но как бы то ни было, мои творческие попытки оставались безуспешными. В первое время я сводил свои неудачи на неопытность, но чем серьёзнее я задумывался над этим, тем сильнее уверялся в том, что взятая мной на себя задача неразрешима. Как ни пытался я овладеть неуловимо-тонкой сутью слов, чтобы ткасть из неё видимое продолжение своей души, на бумаге всё выходило косноязычно-мёртво. Я стал бояться, что судьба задумала со мной злую шутку.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!