HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Александр Левковский

В тисках и объятьях капитализма и социализма

Обсудить

Статья

На чтение потребуется полчаса | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июнь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 18.06.2015
Иллюстрация. Название: «***». Автор: Синицкий Александр. Источник: http://www.photosight.ru/photos/5326159/

 

 

 

1

 

Моя хаотическая судьба и награждала меня пинками, и гладила меня по головке, и сбрасывала меня в пропасть, и возносила меня на пьедестал, – но за одно я ей благодарен – она поселила меня в трёх удивительных странах и заставила меня прожить там не один десяток лет. Этими странами были: первое социалистическое государство в мире, Советский Союз; полное воплощение идей капитализма, Соединённые Штаты Америки; и необычная помесь капитализма с социализмом, Израиль.

Однажды, несколько лет тому назад, мой случайный знакомый-американец спросил меня: «Алекс, вот вы прожили немалую жизнь, видели десятки стран, испытали на собственной шкуре плюсы и минусы социализма и капитализма... Так какая же идеология, по вашему мнению, более привлекательна – социалистическая или капиталистическая?».

Не колеблясь ни секунды, я ответил: «Конечно, социалистическая!».

Американец был поражён. Он просто не мог поверить своим ушам. Ведь в глазах любого здравомыслящего американца я был олицетворением капиталистического успеха: у меня была прекрасная высокооплачиваемая работа, двухэтажная квартира в доме с плавательным бассейном, две отличные машины и возможность ездить по всему белому свету... Так почему же я, не моргнув глазом, говорю ему, что я – приверженец социалистической идеи?!

– Джон, – сказал я ему, – ну какой же нормальный, интеллигентный, гуманный человек в двадцать первомм веке будет против социалистических идей? Ведь эти идеи прекрасны! Ведь это же великолепно – жить в стране, где все равны, где нет эксплуатации человека человеком, где средства производства находятся в разумном распоряжении государства, где нет бедности и безработицы, где нет межнациональной вражды, где все могут свободно получить любое образование и радостно трудиться на благо общества, где осуществится мечта революционной Франции – Свобода, Равенство, Братство?!

Американец молчал, видимо, пытаясь переварить эту новую, не привычную для него информацию.

– Но, дорогой Джон, – добавил я, – тут есть одно непреодолимое препятствие – эта прекрасная идея абсолютно и категорически неосуществима в масштабах государства! Она была неосуществима столетия тому назад, во времена утопистов-социалистов (Мора, Кампанеллы, Фурье, Сен-Симона, Оуэна, Прудона и др.); она была неосуществима во времена Карла Маркса и Фридриха Энгельса; она не приблизилась ни на йоту к действительности в эпоху Ленина-Сталина – и она остаётся такой же стопроцентно несбыточной сейчас!

И останется такой же утопической во все будущие времена!

Потому что эта идея противоречит чувству индивидуальной независимости и стремлению к экономическому успеху, которые характеризуют нормальную человеческую натуру!

Потому что все попытки претворить эту идею в действительность в масштабах государства были насильственными и заканчивались, как правило, кровопролитием!

Потому что лозунг социализма должен по справедливости звучать так: Свобода, Равенство, Братство и Изобилие! – а изобилия социализм принести не в состоянии (социалистический Советский Союз за семьдесят лет не принёс того изобилия товаров, которое капитализм без особых усилий создаёт за три-четыре года)!

Потому что социализм на практике заменяет свободу насилием, а братство народов – их взаимной завистью и неприязнью. (Впрочем, социализм действительно создаёт подобие равенства, – но равенства нищих!).

И вот поэтому я, являясь в душе искренним сторонником социалистической идеи, решительно предпочитаю ей на практике идею капиталистическую!

 

 

2

 

Решающим фактором в моём переходе от приверженца социализма к стороннику капитализма оказалось моё тесное знакомство с таким уникальным социалистическим предприятием, как израильский кибуц.

Израиль, как известно, был создан в 1948 году еврейскими социалистами, и вплоть до 1977 года имел правительство, состоявшее почти исключительно из членов Рабочей Партии. Хотя мелкая частная собственность в стране не была упразднена, крупная промышленность (химия Мёртвого моря, пищевая промышленность, авиационные заводы, военная индустрия, машиностроение, электроника) была целиком в руках государства. Интересы рабочих защищал мощный Всеизраильский Совет Профсоюзов, Гистадрут.

Но жемчужиной этого израильского социалистического эксперимента был, несомненно, кибуц – добровольное сельскохозяйственное объединение, построенное исключительно на следующих строгих и неуклонных социалистических (и, следовательно, антикапиталистических) принципах:

а. Все члены кибуца занимаются созидательной работой на благо кибуца;

б. Член кибуца не может отказаться от той работы, на которую он поставлен;

в. Кибуц обеспечивает для своих членов жильё, мебель, бесплатное трёхразовое питание, одежду, медицинское обслуживание, уход за грудными детьми и полное коллективное обучение и воспитание детей и подростков (дети даже спят отдельно от родителей в специальных комфортабельных общежитиях);

г. Члены кибуца не имеют в своём распоряжении никаких денежных средств;

д. Члены кибуца не могут иметь личных автомашин и телевизоров;

е. Член кибуца имеет право на отпуск за границей один раз в несколько лет за счёт кибуца;

ж. И ещё масса более мелких правил, направленных на создание истинной «социалистической» атмосферы.

По замыслу создателей кибуцов, это предприятие должно было сконцентрировать в себе всё животворное и гуманное, что составляло сердцевину социалистической идеи, которую выпестовали многие поколения социалистов в Англии, Италии, Германии, России...

 

Моё знакомство с социалистическим кибуцом произошло в 90-х годах и было делом случая. Моя дочь, бросив на полпути университет в Тель-Авиве, была призвана на службу в военную авиацию, где и встретила своего будущего мужа, сержанта ВВС. Парень оказался потомственным кибуцником, и когда они оба окончили службу, моя дочь переехала к нему в его кибуц, расположенный на берегу библейского Генисаретского озера (ныне – озеро Кинерет), по глади которого Иисус Христос, как известно, шёл как посуху. (Я описал эту красивейшую местность в рассказе «Царица Тамара»).

И вот в результате этого переселения, рано утром каждую субботу мы с женой садились в машину и совершали трёхчасовое путешествие из центра страны на север – в кибуц, где поселилась наша дочь.

 

Увидев впервые этот кибуц, я был поражён! Я не ожидал ничего подобного!

Это был, в полном смысле слова, земной рай! Представьте себе большой участок земли на берегу озера, превращённый в цветущий сад – заросшие подстриженной травой зелёные лужайки, окаймлённые пальмами, зарослями бугенвиллеи и какими-то экзотическими кустами с яркими крупными цветами; аккуратные коттеджи, живописно разбросанные тут и там; прекрасный озёрный пляж и модерное двухэтажное здание, где размещался секретариат кибуца и находилась великолепная столовая.

Четыреста жителей кибуца были заняты выращиванием бананов, цитрусовых, манго и авокадо на трёх обширных плантациях и разведением сёмги в нескольких бассейнах. Кроме того, в кибуце действовал небольшой завод электронной аппаратуры, а на берегу озера возвышался трёхэтажный отель для туристов.

В наше пятое или шестое посещение я, помню, воскликнул:

Я хочу здесь жить! Не нужна мне жизнь в городе! Ведь это изумительно – не думать о поисках работы, не заботиться о деньгах, никогда не быть безработным, не искать жильё, не платить по счетам за электричество, воду и газ! Я хочу жить в этом прекрасном коммунизме!..

Дочь скептически улыбнулась и сказала со вздохом:

– Папа, не всё так просто, как ты себе представляешь. Помнишь, как мы в Ташкенте жили в коммунальной квартире с тремя соседями? Помнишь тесноту на кухне около одинокой газовой плиты? Помнишь скандалы с соседями из-за очереди на мытьё полов в коридоре и на кухне, из-за лампочки в туалете, из-за запаха там же, из-за обвинений, что кто-то у кого-то ворует электричество, из-за того, что наш пьяница-сосед дядя Коля облевал шкафчик нашего соседа-бухгалтера, и дело дошло почти до драки?.. Помнишь всё это?!

Так вот, запомни: «социалистический» кибуц – это одна огромная коммунальная квартира!

И далее дочь рассказала о бесконечных препирательствах с руководством кибуца об очерёдности выхода на работу; о привилегиях с получением коттеджа (эти привилегии были якобы незаконно предоставлены сыну секретаря кибуца); о том, что член кибуца, которого выбрали в парламент страны, не возвращает в казну кибуца всю свою зарплату, а часть утаивает; о том, что сам секретарь уже дважды за последние три года летал на отдых в Европу, хотя членам кибуца положен один выезд за границу в шесть лет... И так далее.

– Поскольку всё принадлежит всем, – сказала дочь, – то это значит, что никому ничего не принадлежит! И поэтому мы, например, не делаем даже мелкого ремонта в нашем коттедже, а ждём, чтобы его отремонтировал кибуц. А у кибуца огромная очередь на ремонт... И в столовой все едят «от пуза», потому что платить за еду не надо – и в результате на продукты питания тратятся огромные средства, и кибуц всё время находится на грани банкротства... И никто ни о чём не заботится, и всем на всё наплевать, потому что у всех на языке одно оправдание: «Это сделает кибуц!»... И если мы хотим поехать в Тель-Авив на концерт или желаем посетить футбольный матч в Хайфе, мы должны испрашивать разрешение у секретаря кибуца на получение денег – ведь зарплаты у членов кибуца нет ни шекеля... Как мне всё это надоело!..

Дело кончилось тем, что год спустя наша дочь с мужем и маленькой дочуркой ушла из прекрасного «социалистического» кибуца, сняла комнату в пригороде Тель-Авива, поступила в компьютерный колледж и стала жить в обычном капиталистическом обществе, где ей надо было заботиться и об окончании колледжа, и о поступлении на работу, и о деньгах, и о счетах, и о приобретении квартиры, и о детском садике для дочурки.

Но зато она была независима! И стремилась к экономическому успеху, как любой нормальный человек!

И справилась со всеми этими проблемами, и вполне при этом преуспела...

 

Бывшие некогда воплощением социализма, кибуцы в настоящее время почти полностью потеряли свой «социалистический» характер, которым они гордились двадцать лет тому назад. Как и следовало ожидать, они оказались не в силах выдержать соревнование с процветающим капиталистическим хозяйством Израиля, – модерной страны, занимающей одно из первых мест в мире по развитию индустрии (особенно, электронной и компьютерной) и сельского хозяйства. Количество кибуцников падает; если в 1989 году их было 129 тысяч, то в 2001 году их число составляло 115 тысяч. Заметим, что население Израиля составляет 8 миллионов, но подавляющее большинство предпочитает жить в условиях процветающего богатого капитализма и не спешит поступать в социалистический кибуц.

Недавно я посетил кибуц, где некогда жила моя дочь, и беседовал с секретарём. Он поведал мне с горестным вздохом, что завод электронной аппаратуры закрыт, что члены кибуца сейчас получают «капиталистические» деньги за работу, что почти у всех есть машины, что кибуц нанимает работников со стороны (что раньше было категорически запрещено), что многие кибуцники работают за пределами кибуца, что дети сейчас спят в семьях, а не в общежитиях... И хотя кибуцы вносят свой значительный вклад в экономику Израиля (они, к примеру, производят до сорока процентов сельскохозяйственной продукции), – это уже не те «бастионы социализма», которыми они были раньше... Они превратились в обыкновенные капиталистические предприятия.

 

 

3

 

Я уже полным ходом писал эти заметки, когда мне вдруг попалась на глаза пара статей, недавно опубликованных в российских журналах и посвящённых одному явлению, буквально ошеломившему меня. Оказалось, к моему изумлению, что в так называемом «постсоветском пространстве» есть ещё люди, свято и истово верящие в идею так называемого «чистого» марксизма-ленинизма, не затронутого многочисленными «искажениями» и «не запачканного» преступлениями сталинской эпохи. Они проклинают «преступную» западную буржуазию, обвиняя её во всех грехах, смешивают с грязью капиталистический Запад (и, в особенности, империалистическую Америку) и провозглашают неминуемый приход бесклассового и безгосударственного коммунизма.

Для меня было ясно, что их взгляды основаны на безнадёжно устаревшем романе Максима Горького «Мать», на книге Эмиля Золя «Жерминаль» и романах Эптона Синклера, показывающих ужасы капитализма конца 19-го – начала 20-го века. Было абсолютно ясно, что авторы этих статей совершенно не знают современного Запада и понятия не имеют о современном прогрессивном капитализме.

 

 

4

 

Тут я позволю себе немного отвлечься.

В самом начале 90-х годов я оказался безработным. Компания, где я работал, переехала во Флориду, а я не хотел покидать прохладного штата Нью-Джерси и перебираться в жаркие и влажные субтропики. По бесчеловечным американским законам, мне полагалось пособие по безработице в размере 40% от моей последней зарплаты, и я решил немного отдохнуть. Я взял билет на самолёт и отправился в гости к моему старому институтскому другу Володе Андрееву, который жил под Москвой, в городке Малаховка.

В первый же вечер Володя сказал мне:

– А почему бы нам с тобой не пойти в наш кинотеатр и не послушать выступление Жириновского?

– Кого?

– Владимира Жириновского. Это наш политический деятель. Он чудовищный лгун, и тебе будет интересно послушать, как он будет отвечать на вопросы из зала. Он только что вернулся из Америки и будет рассказывать о своих впечатлениях...

Вот так я и оказался на лекции Жириновского и был вынужден в течение полутора часов, испытывая жуткие мучения, выслушивать одну ложь за другой о той стране, где я жил.

Помню, одна женщина встала и сказала:

– Владимир Вольфович, вот я видела по телевизору, как очевидцы рассказывали о прекрасных американских супермаркетах, где есть всё что душа пожелает. Это правда?

(Я прошу читателя иметь в виду, что в начале хаотических 90-х годов в России ещё не было современных супермаркетов.)

Жириновский понимающе улыбнулся и промолвил с чувством глубокой убеждённости:

– Правда, чистая правда! Эти американские супермаркеты действительно ломятся от всевозможных продуктов! Но имейте в виду: эти изумительные магазины – не для всех, а только для богатых, только для буржуев, только для капиталистов! Вы не встретите там бедняков, вы не увидите там нищих пенсионеров, вы не встретите там безработных!.. Для них есть особые магазины – далеко не такие роскошные, как эти супермаркеты...

Я схватил Володю за руку и в ярости зашептал:

– Я сейчас встану и скажу этому гаду всё, что я о нём думаю! Ведь я – безработный!! Где же я покупаю продукты? В каком таком особом магазине для бедняков, пенсионеров и безработных?!

Володя прошептал в ответ:

– Сиди и не рыпайся, если не хочешь, чтобы телохранители Владимира Вольфовича изуродовали тебя после лекции!..

 

...Каждый раз, когда я читаю высказывания современных российских социалистов об Америке, я вспоминаю вот эту лживую лекцию Жириновского.

Нет, я не утверждаю, что наши марксисты-ленинцы преднамеренно лгут. Они не лжецы. Они просто не знают, что такое современный Запад: они его не видели, не жили в нём, не ощущали его преимуществ, не дышали его воздухом, не пробовали его на вкус, не трогали его пальцами – и, как следствие, абсолютно не в состоянии беспристрастно судить о нём...

И я вовсе не хочу утверждать, что всё на Западе и в Америке прекрасно. Отнюдь нет! К примеру, в моём рассказе «Голос Америки» есть такой характерный диалог:

 

«– Сашенька, – говорила она мне, – ты не можешь представить себе это богатство, эти магазины, переполненные всем, что пожелает твоя душа, эти гигантские концертные залы, где выступают звёзды мирового искусства, эти огромные стадионы, эти неимоверные хитросплетения великолепных шоссе!

– Но, Юлия Александровна, – раздражённо возражала Надя, не давая мне раскрыть рот, – вы ведь не будете отрицать, что в вашей хвалёной Америке есть и безработица, и трущобы, и коррупция, и ужасная преступность, и расовая дискриминация – верно?

– Есть, конечно, есть, – вздыхала мачеха. – А где этого нет? Всё это правда...»

 

Вот этот диалог и содержит вкратце мою характеристику современного американского капитализма – с его многочисленными достоинствами и недостатками... Впрочем, на современном Западе вообще и в современной Америке в частности есть огромная масса законов, сильно смягчающих эти недостатки и даже сводящих их к нулю.

Приведу несколько характерных примеров таких гуманных законов:

 

Когда я нахожусь в Америке и мне нужен трёхмесячный запас какого-либо лекарства, то я плачу за него всего пять долларов, даже если оно стоит пятьсот долларов. Я получаю такую скидку потому, что я – пенсионер, а по закону штата Нью-Джерси пенсионер не должен платить более пяти долларов за лекарство...

 

Когда же я приезжаю в гости к дочери в Израиль, то, по израильским законам, я плачу за лекарство всего 10-15 процентов его стоимости – опять-таки, потому что я – пенсионер...

 

В штате Нью-Джерси существует гуманный закон, по которому строительные компании обязаны выделять десять процентов построенных квартир для малоимущих семей по существенно сниженной цене (так называемый закон Mount Laurel)...

 

А однажды мы с женой отдыхали в отеле на Мёртвом море и познакомились с одной немкой, простой служащей почтового отделения в Гамбурге, прилетевшей в Израиль лечить какое-то кожное заболевание. Зная, что прилёт в Израиль из Германии и месячное лечение на Мёртвом море стоят дорого, мы поинтересовались, как она оплатила эти расходы. «А никак! – ответила она. – По германскому закону, наше правительство обязано полностью оплатить лечение моего тяжёлого заболевания, включая поездку на лечение за границу»...

 

Французское правительство в своё время ввело (не подумав о последствиях) тридцатипятичасовую рабочую неделю и шестинедельный оплаченный отпуск. (А сейчас, кстати, не знает, как избавиться от этих социалистических законов; ведь из-за них Франция находится почти на грани банкротства)...

 

Нашим марксистам надо бы поездить по Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, чтобы воочию убедиться, что в этих капиталистических странах действуют такие сверхгуманные законы, которые не могут даже присниться тем, кто мечтает о приходе коммунизма.

 

 

5

 

Российским марксистам-ленинцам, по всей вероятности, кажется, что западный капитализм ничем существенным не отличается от «дикого капитализма», царящего в знакомых им постсоветских республиках.

Нет ничего более далёкого от истины!

Я хотел бы взять парочку российских социалистов и провести их по нескольким американским капиталистическим предприятиям, где мне довелось работать. Одним их таких предприятий был небольшой завод точного машиностроения компании Биккет, расположенный в штате Нью-Джерси. На этом заводе работало около двухсот человек, и я занимал там должность главного контролёра.

Я хотел бы познакомить читателя с владельцем и директором этой компании, мистером Ричардом Биккетом, типичным американским бизнесменом. Мистер Биккет, по опубликованным финансовым отчётам, являлся миллионером с состоянием, равным десяти миллионам долларов. Этот худой молчаливый джентльмен немецкого происхождения владел прекрасной обширной усадьбой с плавательным бассейном и парком (мне довелось там побывать) и первоклассной яхтой, на которой он с семьёй совершал ежегодные путешествия вдоль атлантического побережья Америки, вплоть до Карибского моря. То есть, он был именно тем типичным эксплуататором-«буржуем», который так ненавистен нашим марксистам-ленинцам.

Давайте взглянем поближе на этого американского «фашиста».

Каждое утро, задолго до начала работы, когда заводские рабочие ещё спали, мистер Биккет парковал свою машину на пустой стоянке и открывал ворота завода. Никогда за четыре года моей работы я не видел его в костюме или даже просто в наглаженных брюках. Его одеждой неизменно были джинсовый комбинезон и футболка. На его ногах красовались грубые рабочие ботинки.

У него не было собственного кабинета. Весь свой одиннадцатичасовой рабочий день он проводил в цехах и лабораториях, безошибочно руководя сложным производственным процессом и осваивая новейшую компьютерную технологию точного машиностроения.

Уходил он с завода последним, запирал его на ключ, садился в машину и уезжал в темноте с абсолютно пустой стоянки.

Я однажды спросил его:

– Ричард, вот вы – миллионер, у вас есть всё, что только может пожелать человек. Зачем вам эта изматывающая ежедневная работа? Почему бы вам не уйти на покой и наслаждаться заслуженным отдыхом?

Он посмотрел на меня, и в его глазах сквозило явное сомнение в моих умственных способностях.

– Алекс, – сказал он, помолчав, – ты что – хочешь моей преждевременной смерти? Если я уйду с завода, я не протяну и двух лет. Я просто умру от тоски! Ведь мой отец впервые поставил меня к токарному станку, когда я был девятилетним мальчишкой. Я не могу прожить и дня без запаха металлической стружки. Этот завод и есть моя жизнь и мой «заслуженный отдых», а мои двести рабочих и инженеров – это и есть моя настоящая семья!

Вот это его отношение к рабочим как к «членам своей семьи» было очевидным для всех. О его гуманности ходили легенды. Он давал работнице, родившей ребёнка, дополнительный оплаченный месяц после родов; он заплатил пожилому греку Арвидасу, лучшему фрезеровщику завода, пятнадцать тысяч долларов за операцию коленного сустава; он подарил главному инженеру завода на его день рождения отличную автомашину...

Накануне моего отъезда в первый отпуск он вызвал меня в пустой буфет и сказал:

– Алекс, я слыхал, что ты с женой едешь в Италию. – Он вынул бумажник, отсчитал семьсот долларов, протянул их мне, пожал мне руку и сказал: – Счастливо тебе отдохнуть...

И не дожидаясь моих слов благодарности, вышел из буфета...

 

Второй «буржуй», с которым я хотел бы познакомить читателя, был владельцем завода листовой стали, где я работал оператором компьютерной инспекционной машины «Митутойо». Звали этого капиталиста Эдвард Лисицки; он был потомком евреев, переселившихся в Америку из Украины в конце 19-го века.

Этот «буржуй» внешне не был похож на простого «работягу» мистера Бикетта. Это был интеллектуал, начитанный, любящий классическую музыку и не пропускающий ни одной стоящей премьеры в театрах на Бродвее. Он любил в свободное время беседовать со мной о русской литературе, которую он знал на удивление хорошо.

В молодости он был военным лётчиком. Выйдя в отставку, он как ветеран получил льготный заём от Министерства обороны и открыл небольшую мастерскую изделий из листовой стали. Через двадцать пять лет эта мастерская превратилась в завод, на котором работало сто пятьдесят человек. Подобно мистеру Биккету, Эдвард Лисицки тоже проводил на своём заводе по десять-одиннадцать часов каждый день.

Его отношение к рабочим и инженерам компании мало чем отличалось от отношения мистера Биккета к своим рабочим. Он был вдовцом, и для него рабочие, техники и инженеры завода тоже были его большой семьёй, как и для Ричарда Биккета. Он говорил мне, что он гордится тем, что его завод – его детище! – обеспечивает благосостояние для ста пятидесяти американских семей.

Особое место в жизни Эдварда Лисицки занимала благотворительность. Он входил в состав попечительского совета Нью-Йоркского симфонического оркестра и вносил деньги в его фонд; тратил ежегодно крупные суммы на концертный зал Карнеги-Холл и оплачивал закупку книг в библиотеке городка Мильбурн, где он жил. Он сказал мне однажды, что его затраты на благотворительность составляют около тридцати процентов его дохода.

И замечу, кстати, что практически каждый американский бизнесмен вносит свой вклад в дело благотворительности. Он просто не может иначе! Это для него предмет гордости и престижа! И к тому же, если в его клубе или в его церкви узнают, что он уклоняется от дела благотворительности, то назавтра о нём будут опубликованы презрительные статьи в местной прессе. Знаменитого миллиардера Билла Гэйтса буквально заклевали в газетах за то, что он долгое время не создавал благотворительного фонда, пока он не сдался и основал многомиллиардный фонд «Билл и Мелинда Гэйтс», финансирующий медицинскую помощь по всему миру.

 

Ещё один пример. Мой друг работал инженером-электриком в небольшой конструкторской фирме, где было занято всего двадцать пять инженеров и техников. По каким-то причинам заказы почти иссякли, и перед администрацией фирмы встала дилемма: закрыть фирму (хотя бы временно), либо уволить большинство работников. Владелец фирмы, сам отличный конструктор-энтузиаст, нашёл, однако, третье решение – он не уволил никого! Он собрал всех работников и сказал: «Друзья мои, не беспокойтесь. Средств фирмы хватит, чтобы платить вам в течение десяти месяцев. А там, бог даст, наступят лучшие времена, и мы с вами опять займёмся нашим любимым конструированием...»

Вот такие бывают странные фашисты-буржуи, не понятные для марксистов-ленинцев!

 

Огромная американская корпорация по производству мороженого и других молочных продуктов «Бен и Джерри» известна тем, что в ней сознательно проводится так называемая политика «социальной защиты». Например, в уставе этой фирмы так и записано, что начальная часовая зарплата самого низкооплачиваемого работника не может быть ниже двенадцати долларов (в два раза выше, чем общепринятая по Америке) и что никакой начальник в фирме не может получать больше шестидесяти долларов в час.

Капиталисты-фашисты – в роли «социальных защитников»?! Чудеса да и только!

 

Приведу ещё один пример странного поведения отдельных западных капиталистов, – поведения, не соответствующего теориям марксизма-ленинизма.

В Израиле существует большая компания супермаркетов под названием «Хаци-Хинам», что в переводе означает «Наполовину даром». Будучи постоянными клиентами одного их этих магазинов, мы с женой с удивлением обнаружили, что обслуживающий персонал, состоящий сплошь из женщин эфиопского происхождения, намного превосходит нужды супермаркета. (Я писал в рассказе «Чёрная роза», что в Израиле проживает более двухсот тысяч выходцев из Эфиопии). Многие из них явно работали вполсилы. Но ведь им всем надо платить; как же компания делает прибыль, если она нанимает лишних людей?

Мы получили ответ на этот вопрос, прочитав недавно газетную статью о том, что администрация этого супермаркета считает своим гражданским долгом помочь любыми средствами бедным и малообразованным выходцам из Эфиопии – даже если это и уменьшит прибыль компании...

 

В Америке, кстати, есть парочка миллиардеров, которые тратят бесчисленные миллионы на пропаганду и претворение в жизнь социалистических и других «левых» идей. Их имена – Джордж Сорос и Хаим Сабан. С моей точки зрения, они выбрасывают деньги на ветер, но факт остаётся фактом – капиталисты и буржуи вдруг оказываются не «фашистами», как хотят убедить нас авторы просоциалистических статей, а «социалистами» и «левыми» – такими же социалистами и левыми, что и эти авторы.

Как же так?! – ведь социалисты пишут: «...фашист – это... каждый буржуй (бизнесмен), будь то промышленник, банкир или хозяин казино...»? Почему же буржуи Сорос и Сабан не подчиняются этому марксистскому определению?! Кстати, не подчинялся этому определению и русский промышленник-миллионер Савва Тимофеевич Морозов, заботившийся о своих рабочих и кидавший сотни тысяч рублей на дело грядущей пролетарской революции.

Интересно, как объяснил бы эти умопомрачительные явления товарищ Карл Маркс?

 

Приводя все эти примеры, я вовсе не хочу сказать, что все западные капиталисты – добрые, великодушные и щедрые. Нет и нет! Есть среди них и злые, и жадные, и нечестные, – но ведь такие есть среди всех представителей рода человеческого, включая социалистов, левых и коммунистов. Я только хотел подчеркнуть, что негоже мазать всё человечество исключительно двумя красками, чёрной и белой, и делить всех на «левых» и «правых», на «буржуев» и «пролетариев», на «угнетателей» и «угнетённых», как это делают марксисты-ленинцы... Для живописания мира нужна более разнообразная палитра.

 

Недавно мне попалось на глаза интервью арабского журналиста Загера Харб, опубликованное журналом «Аль-Монитор» и посвящённое деятельности террористической ливанской организации Хезболла. В интервью было сказано буквально следующее (перевожу с английского):

 

«Центральным тезисом идеологии Хезболлы является деление мира на угнетателей (мустакбирин) и угнетённых (мустадъафин)».

 

Не странно ли, что философия террористов в этом вопросе полностью совпадает с философией марксистов-ленинцев?

 

 

6

 

А в какую категорию, кстати, поместить вот таких знаменитых на весь мир американских «буржуев»-миллиардеров, деятельность которых буквально перевернула нашу повседневную жизнь?

Вот, к примеру, Билл Гэйтс, основатель компании Microsoft, изобретатель и создатель изумительных программ Windows, Word, Excel и многих других, без которых не работал бы ни один компьютер на свете. (Авторы просоциалистических статей, небось, печатают свои гневные антикапиталистические статьи, пользуясь «капиталистической» американской программой Word на своих компьютерах!).

Или вот покойный Стив Джобс, основатель и президент компании Apple, сконструировавший модерные мобильные телефоны iPhone, iPad и iPod, которыми пользуются сотни миллионов людей...

Или вот два изобретателя-миллиардера, Сергей Брин (кстати, иммигрант из Советского Союза) и Ларри Пэйдж, создавшие мощную компьютерную поисковую систему Google, когда им ещё не исполнилось и тридцати лет...

Или вспомним, к примеру, что изобретатель программы Фэйсбук (Facebook) миллиардер Марк Цукерберг создал эту потрясающую программу в юном двадцатишестилетнем возрасте, работая над этой программой по двенадцать часов в день в гараже своих родителей...

Их, этих замечательных людей (замечательных не их миллиардами, а их изумительными изобретениями), надо тоже причислить к презренным «угнетателям-буржуям», согласно рекомендации наших марксистов-ленинцев?!

Они что – тоже капиталисты-кровопийцы-фашисты, по определению российских леворадикалов?!

 

 

7

 

Но что это я рассказываю читателям только о чудесах на буржуазном Западе? Почему я не вспоминаю о чудесах в социалистическом Советском Союзе?

Скептики и ненавистники СССР скажут мне: «Да какие там чудеса в Советском Союзе?! О чём вы говорите?! Что за бред?!». А я им отвечу: «Вы неправы! Были чудеса – и сейчас я вам напомню о них!».

Да, в сфере материальной Советскому Союзу гордиться было нечем. Да, СССР был виновен во многих преступлениях. И тем не менее, советские чудеса существовали. И самым главным советским чудом, которому нет равных ни в одной стране на свете, было чистое, святое, благоговейное отношение советских людей к художественной литературе вообще и к великой русской литературе в частности!

Я вспоминаю 1962 год, когда в свет вышел 11-й номер журнала «Новый мир» с великой повестью Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В библиотеках по всей стране буквально стояли очереди людей, рвущихся прочитать эту повесть, – прочитать тут же, в библиотеке, передавая журнал из рук в руки. Я видел эти очереди своими глазами! (Мне, к счастью, удалось заполучить журнал на одну ночь – и в ту ночь я не спал ни минуты, перечитывая это замечательное произведение).

Где, когда, в какой иной стране возможно такое священнодействие с книгой?!

Десятки тысяч учителей русской литературы прививали нам, мальчишкам и девчонкам, бескорыстную любовь к печатному слову... Я вспоминаю с благоговением Марию Афанасьевну Сошину, мою «русачку», когда она, вытирая слёзы, читала нашему притихшему классу сцену похорон Аксиньи из «Тихого Дона» (я воспроизвёл эту сцену в самом конце рассказа «Педагогическая поэма»)... Дрожь пробегала по нашим спинам, когда она, закрыв глаза, нараспев декламировала наизусть «Мцыри» Лермонтова!

Вот этот подвиг наших учителей и есть второе чудо бывшего Советского Союза!

 

И ещё одно советское чудо приходит мне на ум – чудо великого поэта, композитора и барда Владимира Высоцкого!

Включите, читатель, ваш компьютер и наберите фразу «Памятники Высоцкому» на русскоязычном Google. Откройте сайт «Википедия» на статье «Память о Владимире Высоцком», и вы с изумлением обнаружите, что на территории бывшего СССР находятся 6 музеев Высоцкого; воздвигнуто 36 памятников ему (в Москве, Краснодаре, Сочи, Мариуполе и в других городах); установлены 23 мемориальные доски в его честь; 45 улиц и бульваров названы его именем, и 17 природных объектов (астероид, речной порог, горный перевал, пик, пещера...) носят его имя!

Ещё раз повторю: где, когда, у какого иного народа возможно такое святое, такое благоговейное отношение к кудеснику поэтического слова и песни?!

Вот вам ещё одно чудо бывшего Советского Союза!

 

 

8

 

Ну а теперь, в заключение, несколько слов о перспективах капитализма и социализма в постсоветском пространстве.

Наилучшим исходом для республик бывшего СССР был бы переход нынешнего дикого, необузданного и во многом жестокого капитализма в состояние цивилизованного капитализма западного образца («капитализма с человеческим лицом», как любят выражаться западные газеты), создающего богатство для всех и работающего в рамках упорядоченного государства с гуманными законами. Смогут ли деятели постсоветских республик привести свои страны к этой модели? Не знаю; не уверен...

Но я знаю и уверен, что наихудшим исходом было бы осуществление марксистско-ленинских рекомендаций, провозглашённых авторами статей, восхваляющих «приход коммунистического общества».

Их рекомендации – это создание путём революции бесклассового и безгосударственного коммунизма согласно старым, затасканным и полностью провалившимся идеям. Они пишут, что «коммунизм предусматривает упразднение государства, мир свободных людей, уже не нуждающихся в правительстве...».

На свете не было, нет и, наверное, не будет более беспочвенного и несбыточного заявления, чем эта короткая фраза!

Впрочем, современные марксисты-ленинцы, упраздняя государство, одну его важную функцию предусмотрительно сохраняют. Эта, характерная для марксистов-ленинцев функция, называется репрессиями.

Что и следовало ожидать!!!

Не надо забывать, во что обошлись человечеству репрессии марксистов-ленинцев! Это десятки миллионов загубленных человеческих жизней в поволжском и кубанском голоде 20-х годов (ещё при Ленине) и в украинском голодоморе 30-х годов (уже при Сталине); в конвульсиях коллективизации и раскулачивания; в каторжном ГУЛАГе; в «большом скачке» и «культурной революции» Мао Цзэдуна; в «расстрельных полях» камбоджийского фанатика-марксиста Пол Пота; в насаждении социализма среди диких африканских племён...

 

Но дело не только в репрессиях, хотя без них марксистам не обойтись. Как этот самый коммунизм собирается без государства решать проблемы финансов, армии, иностранных дел, полиции, тюрем, энергоснабжения, водопровода и канализации, уборки мусора, налогообложения?.. И, главное, как он собирается создавать общественное богатство?!

В далёкие 20-е годы видный марксист-ленинец Николай Бухарин (впоследствии расстрелянный другим видным марксистом-ленинцем Иосифом Сталиным) написал такие вещие поэтические строки, отлично характеризующие экономические проблемы, которые будут, несомненно, осаждать коммунистическое общество:

 

«Расходов много, но отсутствует доход,

И в скором времени его не ожидают.

Декреты есть, есть плановый подход...

А денег нет, и будут ли – не знаю...»

 

Эти проблемы, как голодные волки, будут преследовать безгосударственное бесклассовое общество.

И, тем не менее, авторы приведённых выше статей, пренебрегая этими «волчьими» проблемами, пишут: «Если бесклассовое общество не построено за сто лет после Ленина, то из этого вовсе не следует, что оно не может быть построено».

Лучшим ответом на эту несбыточную беспочвенную мечту может послужить четверостишие поэта Игоря Губермана:

 

«Одна мечта всё жарче и светлей,

Одну надежду люди не утратили,

Что волки превратятся в журавлей

И клином улетят к е…не матери».

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июня 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Константин Гуревич. Осенняя рапсодия 5 (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!