HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть вторая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 55 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf                           18+

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 9.05.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Кадр из фильма «Мой сын для меня» (режиссёр Мартьяль Фужерон, 2006 г.)

 

Кадры из фильма «Мой сын для меня» (режиссёр Мартьяль Фужерон, 2006 г.).

 

Ну это, допустим, ладно, это ещё мелочи. Тотальные материнский контроль и опека доходят и вот до чего.

 

Кадр из фильма «Мой сын для меня» (режиссёр Мартьяль Фужерон, 2006 г.)

 

Кадры из фильма «Мой сын для меня» (режиссёр Мартьяль Фужерон, 2006 г.):

 

– Ну-ка убери руки. Что за цирк, Жюльен? Ты прячешься от меня́? Опять? Ты меня боишься? Ну? Ты уберёшь руки или нет?.. Видишь, это совсем несложно. Что за история? Боже мой, что за история!

 

Без последствий для психики сына такое унижение не пройдёт. И в целом в европейском кино грозную мать, контролирующую личную жизнь ребёнка, всё чаще записывают в главную причину психотравм, а в том числе и извращений. И, как считают психологи, особых патологий следует ожидать даже не в случае подавления матерью сына, а – дочери. Во всяком случае, в кино тому подтверждение имеется.

Это опять французский фильм. Вообще, французский кинематограф в вопросах психополовых извращений впереди планеты всей. Итак, фильм «Пианистка»[13], где мать контролирует жизнь уже абсолютно взрослой дочери. И удерживание под крылышком здесь даже в том, что они спят в одной постели.

 

Кадр из фильма «Пианистка» (режиссёр Михаэль Ханеке, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Пианистка» (режиссёр Михаэль Ханеке, 2001 г.).

 

Саму, слегка перезревшую и незамужнюю дочь играет Изабель Юппер[14]. По фильму она профессор в области фортепьянной музыки и поначалу предстаёт перед нами этаким синим чулком – в скромном плаще и платочке. Но на самом деле мы имеем дело с большим специалистом и в другой области. Это своего рода ходячая энциклопедия по извращениям. И по фильму ясно, что ключевая роль в развитии психопатологии дочери лежит на её матери.

И вообще, приходится констатировать, что сама тема «Мать как воспитанница маньяка» добралась давно и до нашего кино. Вот фильм «Груз 200», где у сына-маньяка и фантазии куда более смелы – чего стоит эта абсолютно жуткая сцена с чтением письма. И сама мамаша, похожая на пьяную старую ведьму у телевизора – это абсолютный моральный урод. Что, кстати, тоже не мешает сыночку её очень даже любить.

 

Кадр из фильма «Груз 200» (режиссёр Алексей Балабанов, 2007 г.)

 

Кадры из фильма «Груз 200» (режиссёр Алексей Балабанов, 2007 г.).

 

Эти две картины, как ни странно, перекликаются и в чём-то даже как бы копируют друг друга. Вот посмотрите: уже одинокая французская мать вырастила маньяческое чадо, удерживает его при себе и не знает, что делает само чадо в другой комнате, какие и зачем там читаются письма, пока сама мать спивается у телевизора.

В общем, поскольку о «Грузе 200» и о маньяке-милиционере мы в своё время говорили предостаточно, послушаем письмо маньячки-пианистки из уст её же ученика. В самом письме слово «мать» звучит подозрительно часто.

 

Кадр из фильма «Пианистка» (режиссёр Михаэль Ханеке, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Пианистка» (режиссёр Михаэль Ханеке, 2001 г.):

 

– Это моё сокровенное желание – со связанными со спиной руками и ногами лежать в запертой комнате. А моя мать за дверью не может до меня добраться. Всё это продолжается до утра. На мою мать не обращай внимания, это моя́ проблема. Спроси меня, почему я не зову на помощь мать и почему я не сопротивляюсь. А главное, обзывай меня, чтобы я чувствовала себя беспомощной.

– Что там происходит? Откройте! Отодвиньте шкаф!

– Ты не хочешь её впустить? Может быть, хочешь, чтобы я ударил тебя у неё на глазах?

– Мама, успокойся. Иди смотреть телевизор.

– Если не откроешь, то пожалеешь.

– Прекрати этот цирк.

– Невероятно.

 

Фильм «Пианистка», произведший скандальный эффект в своё время, для сегодняшнего европейского общества уже стал почти классикой. Ведь не секрет, что в Европе всё возрастает и возрастает извращённость сознания. И сама мать, так или иначе, часто связывается с извращениями, а в то же время часто выступает этакой старой дурой, которой место у телевизора.

В продолжение темы – ещё один французский фильм, где опять же мать-одиночка с жёстким характером это источник психотравм и извращений. Но – уже для сына. И – извращений из той разновидности, которые в европейском обществе стали уже почти нормой. В общем, сын у мамы вырос гомосексуалистом. И такое чадо уже с мамой не церемонится.

 

Кадр из фильма «Я убил свою маму» (режиссёр Ксавье Долан, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Я убил свою маму» (режиссёр Ксавье Долан, 2009 г.):

 

– Ты испортила мне жизнь и теперь ещё хочешь поцеловать на прощение? Эй! За минуту до своего восемнадцатилетия я позвоню. И больше меня ты никогда не услышишь. Твои привычки похожи на привычки свиньи. Твоя болезнь Альцгеймера, твоя старомодная одежда мерзких цветов, твои овечьи мозги, твои бабочки на стенах, все привычки и всё твоё поведение просто смешно! Я смеюсь над тобой!

 

Ненавидеть и смеяться над матерью как над старомодной дурой с овечьими мозгами, которые ещё и претендуют управлять ребёнком, стало настолько естественным занятием в западном кино, что тем более этого следует ожидать от лёгкого жанра. Допустим, миленький, опять же французский фильм «Амели»[15]. Там жёсткую мать-диктаторшу сделали действительно едва ли не страдающей болезнью Альцгеймера – у карикатурной мамаши нервный тик.

 

Кадр из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.).

 

А привычки у мамочки, работающей, кстати, учительницей, ну если не как у свиньи, но, во всяком случае, в перечислении того, что она любит, а что не любит, вырисовывается портрет абсолютнейшей дуры и истерички.

 

Кадр из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.):

 

– Амандина Пулен не любит: когда от горячей воды морщится кожа на руках, когда её касается неприятный человек, когда по утрам на щеке отпечаталась подушка. Амандина Пулен любит: смотреть по телевизору на костюмы фигуристов, натирать паркет, весь день ходя в войлочных шлёпанцах, вытряхивать сумочку, чистить её и складывать всё на место.

 

То, что фильм «Амели» относится к лёгкому жанру, почти к комедии, делает даже более понятными процессы, происходящие с образом матери в целом в западном кино. Но, конечно, ещё более карикатурные формы материнский образ приобретает в западной мультипликации. Там положительный образ матери можно встретить, только если мультфильмы – про животных. Если же персонажи люди – то мама там именно что какое-то полоумное животное.

В общем, на Западе, где карикатуризация мам ещё явно не завершена, кажется, скоро появится девиз: «Если хочешь быть глупой, старой и безобразной, будь матерью». Примерно такой вывод можно сделать и из фильма «Амели», который своим комиксным стилем чем-то и напоминает мультфильм.

По фильму «Амели» видна ещё и та особенность западного общества, что ребёнок как бы особо и не нуждается в материнской заботе. Мать – это, скорее, источник психотравм. И потому, чем раньше от неё уйти, тем лучше. Но в то же время в западной – в европейской – культуре взрослый человек часто и превращается во взрослого ребёнка. Каковой, собственно, и является героиня Амели. Весь фильм, по сути, и есть гимн инфантильности. Потому главную героиню представить в роли мамы не так уж и просто.

 

Кадр из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.).

 

И, конечно, при такой инфантилизмами общества в сочетании со снижением привлекательности образа матери трудно ожидать повышения рождаемости. Но авторов комиксного фильма это явно не заботит. Им так не нравится сама мамаша Амели и так не хочется, чтобы она продолжала плодить детей, что они избавляются от неё уже на первых минутах фильма. В весёлой, но и в циничной форме.

И кстати, по самой расправе видно, что в европейской культуре, которая пока, как мы сказали, номинально является христианской, образ матери, так или иначе, связан с образом Богородицы.

 

Кадр из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.)

 

Кадры из фильма «Амели» (режиссёр Жан-Пьер Жёне, 2001 г.):

 

– Раз в год Амандина Пулен с дочерью едут молиться Богородице, чтобы она послала Амели братика. Три минуты спустя небо посылает им ответ. Увы, это не долгожданный младенец, а Маргарита Бушар, самоубийца из Канады. Амандина Пулен, в девичестве Фое, убита на месте.

 

Вот такая милая шуточка, что у Бога всё так премудро устроено, что даже самоубийцы падают не просто так, а заодно избавляют мир от мамаши-дуры. Но дело в том, что в западном кино, где сброшены все табу, мам убивают не только самоубийцы из Канады. Есть ещё один французский фильм (ох уж эти французы!), фильм с режущим слух названием «Я убил свою маму». И снял его как раз выходец из Канады, совсем молодой парень. И само по себе убийство матери или, по крайней мере, попытка убийства стала довольно типичным делом в западных фильмах.

Павда, надо сказать, подобные истории можно встретить и в нашем элитном кинематографе. Вот фильм Киры Муратовой «Три истории», где прямо французского вида, но глубоко паталогическая дочь в исполнении Ринаты Литвиновой избавляется от своей опять же безобразной мамаши, сбрасывая её с пирса на Ланжероне (которого уже нет). Причём, от смерти матери она ещё и получает особенное сексуальное удовлетворение.

 

 

 



 

[13] «Пианистка» (фр. La Pianiste) – франкоязычный фильм 2001 г. австрийского режиссёра Михаэля Ханеке по мотивам одноимённого романа Эльфриды Елинек, опубликованного в 1983 году (прим. ред.).

 

[14] Изабель Юппер (фр. Isabelle Huppert, род. 1953) – французская актриса (прим. ред.).

 

[15] «Амели́» (фр. Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain, «Необыкновенная судьба Амели Пулен») – французская романтическая комедия 2001 г. режиссёра Жан-Пьера Жёне (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!