HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Виталий Семёнов

Апогей

Обсудить

Сборник рассказов

 

Только умирающий от голода живёт настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование, не боясь смерти.

 

Д. С. Лихачёв

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.04.2019
Оглавление

3. Alimentary dystrophia
4. Дорога..?
5. Ани

Дорога..?


 

 

 

 

 

– Мелехин, на сегодня поступаешь в распоряжение товарища метеоролога, из города приехал, на улице ждёт. Всё понял? Исполнять!

– Есть.

Товарищем метеорологом оказалась одетая в огромный для неё армейский тулуп, укутанная и увязанная множеством платков, хрупкая женщина лет шестидесяти. Она стояла у «штаба», рядом с двумя солидного размера полными мешками.

– Вы метеоролог?

– Я.

– Сейчас машину подгоню.

Спустя несколько минут Рома Мелехин закинул в кузов своей полуторки багаж пассажира и подсадил пожилую женщину в кабину. Сел сам за руль.

– Командуйте, куда?

– На лёд и на север, пока вдоль берега.

Выехав на лёд, остановились, женщина вышла, запросила мешки. Копалась в них, доставала какие-то инструменты, приборы, потом залезла в кабину, записывала.

– Надо измерить толщину льда, помогите мне.

Достали из мешка какой-то хитрый ледобур – крутишь его здесь, а лунка рядом образуется, и вырезанный цилиндр льда из просверленной лунки оказывается наверху. Метеоролог долго сидела над этим куском льда, измеряла, осматривала с разных сторон, ковыряла и простукивала. Потом пошла в кабину записывать. Потом ходила вокруг лунки, подчищала снег, осматривала, простукивала лёд рядом с лункой. Опять записывала. Больше часа кружилась и сидела рядом с этой дырочкой.

Да, интересная работа – обнюхивать и описывать всего лишь луночку во льду. Наконец женщина воткнула в лунку жестяную красную палочку-вешку с номерным поплавком, и они двинулись дальше.

– Надо будет на обратном пути собрать все вешки, измерить застывание, обязательно.

– Если найдём.

– Найдём!

Они кружили по пока почти не заметённому снегом льду, сделали ещё три лунки, по полтора часа у каждой стояли.

– Обед, давайте перекусим.

– Перекусывайте, только быстро, ещё много надо успеть засветло.

– А вы как же, не хотите, что ли? – спросил Рома, доставая из-под сидения банку тушёнки с перловкой.

– Давайте быстро ешьте и поедем, а лучше вечером пообедаете, потерпите.

Рома вдруг вспомнил что-то и протянул ещё не вскрытую банку женщине:

– Вы же из города? Извините меня, не подумал.

– Спасибо большое, потом заберу, если не передумаете, поехали.

Мелехин протянул женщине оставшийся со вчерашнего ужина сухарь. Она стала его очень медленно и аккуратно надкусывать и смаковать.

На следующей лунке Рома не утерпел, стал расспрашивать метеоролога, что да как. Много чего интересного узнал. Трасс теперь будет несколько, для разных видов груза и транспорта. Объём перевозок должен увеличиться. И хотя на трассе есть свои метеорологи и замерщики показаний, Регина Раймондовна, так звали женщину, решила вне плана, сама всё осмотреть и замерить. Слишком ответственная задача для замерщиков-статистов. Чуть ошибутся – и полетят их головы, а главное, движение на трассе затормозится.

К концу дня Ромка активно помогал Регине Раймондовне, рулил, бурил, таскал, чистил, мерил. Метеоролог в основном лишь записывала результаты и отдавала распоряжения. Всё, обратно надо успеть дотемна, вешки собрать. Поехали.

– Зима нынче суровая, не ожидал никто такого, – сказал Рома.

– А у нас и зима, и война всегда неожиданно приходят. Зима в декабре почему-то. А война – когда враг нам башку заморочил, – ответила метеоролог.

– Это вероломно, значит?

– Это значит, мы ещё с начала июня знали, что война с Германией будет, когда от них сводки липовые пошли.

– Как знали? Знали бы, так отпор вовремя дали, а они вишь, внезапно напали.

– Мы про эту «внезапность» ещё пятого июня начальству доложили, когда окольцовка на картах не пошла из-за немецких данных. От финнов верно, от шведов верно, а от немцев: «дважды два – будет пять с половиной» пришло. Уже тогда стало ясно, что голову морочат, значит, война будет. Такая же внезапная, как и зима в декабре.

– Ого, а не боитесь вот так-то заявлять, привлекут ведь за пропаганду? – изумился шофёр.

– А вы в город езжайте, колыбель революции называется, поживите там, сильно от любой боязни помогает. После того, что там увидите, услышите и не дай бог попробуете, уже ничего и никого бояться не будете. Что это за самолёт? Нам правее сейчас, там первую вешку заберём.

– На нас идёт, немец, но всего один. Пригнись! – закричал Мелехин.

 

Немецкий пилот разведывательного самолёта увидел одинокую машину, средь бела дня беззаботно «разгуливающую» по льду Ладоги, вдали от общей дороги и прикрытия. Хотя это и не входило в его задачи и планы, лётчик снизился, и, решив напугать наглеца шофёра, пустил короткую очередь из пулемёта по заблудившейся машине. Сразу же взмыл вверх и ушёл на домашний аэродром. Разведка произведена, данные получены и отмечены, задача выполнена, скоро будет темнеть.

Пули прошли по диагонали, по кабине машины и кузову. Женщина не поднимается, она ранена. Рома остановил машину, подбежал к пассажирской двери и вытащил Регину Раймондовну из кабины.

– Измерить лёд в вешках. – Захлёбываясь кровью, произнесла она и уставилась на Рому застекленевшим безжизненным взглядом.

Вот же гадство! Сволочи, играются, суки! Всего лишь раз пальнули – и наповал. Да не просто человека, метеоролога! Роман затащил безжизненное тело женщины в кузов, сложил руки и ноги для погребения, подвязал, пока не застыло. И помчался искать вешки, находил, вытаскивал, измерял, записывал время, толщину, плотность и номер вешки. До «штаба» он добрался уже затемно. Всё передал товарищу лейтенанту, получил от него затрещину и маты: «Рас…й, метеоролога не уберёг, под трибунал пойдёшь». Позднее получил благодарность от комполка: «За сбор и доставку метеоданных под огнём противника». А ещё он узнал, что Регине Раймондовне, на вид женщине под шестьдесят, было всего тридцать восемь лет. Её никто не заставлял и не посылал осматривать лёд. Она сама, лично, вне плановых мероприятий, хотела удостовериться в точности поступавших в город гидрометеоданных. «Слишком ответственная задача для замерщиков-статистов».

А через два дня Мелехин узнал, что из города приехали метеоролог и физик с каким-то хитрым прибором – прогибографом, будут руководить прокладкой новой трассы, завтра они опять поедут на лёд. Машин теперь поедет несколько, целая разведывательная экспедиция. Но учёного-метеоролога решили посадить опять к Мелехину. Рома бегал к комполка и поднял всю автоколонну на уши. За ночь они соорудили защиту пассажиру на Мелехинской машине. Не броня, конечно, но от пуль и осколков листы толстого железа спасут: верх, почти вся боковина на улицу, тыл и половина лобового стекла с пассажирской стороны теперь надёжно защищены. К общей массе машины добавилось сто сорок килограмм, можно считать – почти три мешка муки по весу, подкачали колесо. Водительскую сторону защищать не стали, некогда, да и водителей-то много, а учёный-метеоролог из города на вес золота. А ещё собрали из своих небогатых пайков целый мешок продуктов, передать в город, остальным метеорологам, для поддержки точности прогнозов на высоком уровне.

 

Во всё время блокады движение и по зимней ледовой, и по летней водной трассе, связующей Ленинград с Большой землёй, сильно зависело от метеослужбы. Все обслуживавшие трассу, это многие тысячи людей, считали долгом и честью всемерно помогать метеорологам.

Спустя двадцать лет после войны водолазы обследовали дно Ладожского озера в районе блокадных перевозок. Дно усеяно останками тысяч единиц техники, следовательно, и останками гораздо большего числа людей, погибших здесь. Машины-«полундры», танки, телеги, баржи, баркасы, лодки. Солдаты, шофёры, сопроводители грузов, эвакуируемые ленинградцы. Дорогой смерти называли этот путь все работавшие и служившие там. «Дорогой жизни» эту смертельно опасную трассу назовут позднее. Те, кто никогда там не был.

 

 

 


Оглавление

3. Alimentary dystrophia
4. Дорога..?
5. Ани

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.05: Художественный смысл. Неужели таки всё – наоборот... (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!