HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 г.

Игорь Солнцев

Разночтения. Июль 09. Часть 1.

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Карина Романова, 17.08.2009
Иллюстрация. Автор: Godgory. Название: "Окрыленная Мечтой ". Источник: http://www.photosight.ru/photos/2962632_large/

 

 

 

Сборник армянского автора Гургена Баренца «В свободе нет свободы» пропитан болью за судьбу своей Родины, за судьбы своих соотечественников, которым выпало тяжёлое бремя – жить в эпоху безвременья, нищеты и бесправья.

Моя страна – летящий самолет,
А на пути – то ямы, то провалы.
Я беспокоюсь за ее полет.
Уж лучше бы включить автопилот:
Неправильные люди у штурвала.

Если Вы думаете, что всё это относится к средневековью или ко времени турецкого геноцида, то Вы ошибаетесь, уважаемый читатель. Речь идёт о современной Армении.

Будь ты проклято, время,
Родившее смуту и пену!
В черных замках засели
Плебеи, вчерашняя рвань…
Нувориши-воришки
Нахрапом, неистовым рвеньем
Взяли власть в оборот,
Превратили страну в котлован.


Иногда кажется, что терпению простого человека приходит конец, отчаяние побеждает и безысходность сквозит в строчках и мыслях автора.

Если это ничто,
То оно не имеет начала.
Если это ничто,
То оно не имеет конца.
Одного не пойму –
С чем же я так печально прощаюсь,
Что там может прервать
Этот жалкий кусочек свинца?..

Но находятся силы для того, чтобы задуматься о смысле жизни, по-философски и со стороны взглянуть на проблемы, окунуться в мир природы.

Я научился смотреть на мир
Глазами озера, глазами гор и леса.
Я научился общаться с миром
На языке воробьев и сорок.
Мне теперь все труднее
В отношеньях с природой
Защищать интересы людей.

И уже по-другому: звонко и уверенно, звучит голос автора. Появляется сила и энергия в словах.

Конюшни вычищать придется нам.
Мы вместе – сила. Справимся с бесправьем.
Страну свою от нечисти избавим,
Чтоб было что оставить сыновьям.

Этот сборник трудно назвать политическим манифестом. Он настолько личный, насколько и общий. Он о жизни и правде, о горе и печали простого человека. В общем, я считаю, правильные стихи.

 

Любовная лирика Татьяны Кузнецовой была представлена четырьмя небольшими по объёму, но такими объёмными по своему душевному наполнению, стихами из подборки «Дождь и после». Каждое слово – на выдохе, каждый вдох наполнен горечью и утратой расставания с любимым.

Мы с тобой на облаке сидим.
Таня, – шепчешь ты привычно, – Таня…
Мир большой и кажется другим
с чердака больного мирозданья.

Нам, случайным детям ноября,
видится с обломанного края,
как лежит небритая земля,
злой ветхозаветностью пугая.

Тишиной горчит продрогший лес,
замерший в почетном карауле.
Мы прошли с тобою шесть небес,
мы совсем чуть-чуть не дотянули.

Неподдельные стихи, пронизанные неподдельными чувствами. Что тут ещё сказать…

 

Сказка Алексея Осинкина «Егор – крестьянский сын» стала поводом не только отвлечься от повседневных забот, по-доброму посмеяться над глуповатым и ленивым сельским парнем, порадоваться счастливому финалу истории, но и задуматься о том, почему в последнее время так мало внимания уделяется авторами жанру сказки в стихах? На моей редакторской памяти примеры такого рода можно пересчитать по пальцам. Может быть, авторы считают это направление несерьёзным и недостойным внимания? Хотелось бы услышать Ваше мнение, дорогие читатели.

 

Прекрасный порыв Елены Дашковой показать нам «Закулисье» и трудную, хоть и не всегда видимую постороннему глазу, работу артистов можно только поддержать и одобрить. Вот только стихи её мне показались не такими лёгкими, воздушными и грациозными, как прыжки и пируэты балерин. И дело тут не в том, о чём пишет автор, а в том, как, какими словами и какими стихотворными приёмами пользуется. Я отдаю себе отчёт в том, что писать на заданную тему сложнее, чем просто высказывать свои мысли в стихотворной форме. Но и не замечать того, что некоторые строчки в стихах Елены читаются трудно, звучат и выговариваются плохо, а иногда и откровенно коряво, я не могу. Не факт, что я, взявшись за такую тему, написал бы лучше. Но тогда, надеюсь, нашёлся бы человек и сказал бы мне всё то, что я изложил выше.

 

Стихи автора Това из книги «Ладони» оставили в моей душе и памяти противоречивые чувства. С одной стороны, прекрасные строки, вроде этих:

В раю.

Крехалёву Алексею

Монашка в кушаке и валенках,
тех самых,
что носила царица,
будет причитать вполголоса
и дённо-нощно молиться.
С какою-то досадой
и завистью
я посмотрю на неё
(уставший
и немного больной,
охрипший).
И на сороковой день,
падая вверх ногами
в голубую бездну
я погляжу на всех встречных
и уезжающих,
и я воскресну.
Очнусь в раю,
где даже корова,
жующая бисквиты –
не редкость;
глотну крепкого чаю.
Здесь разбивая в брызги
упоительные часы,
ангел щеголяет
в белоснежной свитке,
и нежное солнце висит.
Тогда заговорит Бог:
– Вот снилась тебе целая жизнь,
теперь отдохни,
убаюканный вьюжным свистом,
будь в весёлом расположении духа
и различи голос,
даже если это стук в ухо,
который говорит тебе
без всякого звука.
И будет там тепло,
как в безоблачный день
или под юбкой у ветхой старухи –
бабушки из далекого детства,
которая засыпала
у правого крылоса
и отрыгивала редькой.
И будет сыто:
скирд хлеба всегда у хаты,
тонкие сияющие линии
на шеях дюжих волов горбатых,
сметана жирная,
вареники,
набожные мужики,
не знавшие в кулачных боях
соперников,
бесценные сокровища,
которые никому не нужны…
И я улыбнусь:
ни печали, ни участи,
и ни лошади-полукровки,
а память о восьмилетней девочке,
что грызёт по утрам
морковку.

А с другой: непонятные в своей вычурности и непреодолимости образов.

Молю не о земле

Нервно дышит сценой суетливый зал.
Всё кончается под занавес, а завтра
мой сегодняшний костюм мне будет мал
и невкусен геркулес на ранний завтрак.

Я ещё живу, ещё пьяна: вот щенок,
а вот и серый нищий с красной шапкой.
Мой любимый, убери со щёк
слёзы белые шагреневой перчаткой.

Родненький, молю не о земле.
В прах горлинок, виноградарей, фиалок
руки нежности неспешно окуни
и синицу отпусти лететь в лесную марлю

С одной: красивые, глубокие, образные:

Расплата

Корабль потонет,
ибо я не достойна быть королевой,
ибо я гордостью ставила на колени.

В чашке остынет,
ибо остывает плаха,
ибо песок ляжет смертной рубахой.

Море погибнет,
ибо пора сказать,
что я наверняка устала

от одиночества и от горя,
и от скрижалей,
ибо забыла я, что на перроне,

заснеженном и бескрайнем,
мне целовали ветра грудь,
меня обнимали тайно.

Ибо сколько не брось серебра –
мне всё злато,
ибо пришла пора произнести: расплата!

С другой: беспомощные и странноватые.

Только в пальцах чашка какао,
только шаль в голубых зеркалах,
шашлыки, чебуреки и хаос
в маленьких гостиничных словах.

В них как тюль качается надежда
и по улицам несётся по прямой…
Вечереет. Новая одежда
в тёмном испаряется трюмо.

Сало ожерелий умирает,
угасает как залатанная тень,
только в воздухе ещё мерцает,
серебрится слово в маете.

Я люблю тебя, как птицы песню саднят
среди заколдованного дня.
Я как обветшалый палисадник,
я люблю, люблю, люблю тебя!

Всё, конечно, кончится в субботу,
когда чиж съест битого стекла,
станет в комнате ужасно одиноко,
и я покажу тебе кулак.

И так вот, как на испорченном лифте – то вверх, то вниз – швыряет бедного читателя от стихотворения к стихотворению. Я бы посоветовал автору более строго подходить к выбору произведений для публикации.

 

Ещё одной коротенькой подборкой порадовала нас Татьяна Кузнецова. Её «Клинопись у глаз» – замечательный образец женского стиха.

А сердцу хочется истерик,
таких, как были по весне,
таких – с открытием америк
и с «удавиться на сосне»,
по всяким выдуманным принцам,
что лишь бессонницей грозят.

А мне – об ужас правды биться,
и сделать ничего нельзя.

Как большинство настоящих поэтов: с заниженной самооценкой, с неуверенностью в своём таланте, но с желанием высоко летать и делиться с читателями радостью и упоением небесной свободой. Даже если эти небеса сейчас находятся не выше потолка чужой квартиры.

Птица.

Я понимаю, что серьёзных
высот мне не достичь.
Таланта нет, стремиться – поздно.
Еще живая дичь,
завишу от чужого хлеба,
пригрелась – не уйти.
Давно привыкла жить без неба
я в клетке взаперти.
Я знаю – частые простуды,
мигрень, и боль в боку…
Но все равно летать я буду
поближе к потолку.

Татьяна, хочется пожелать Вам (или Вашей лирической героине) больше смелости, уверенности в своих силах и поступках. И надеюсь ещё не раз в своих обзорах упомянуть добрым словом Ваши стихи.
На этом, пожалуй, стоит закончить первую часть этого обзора и, как всегда, пожелать уважаемым подписчикам, читателям и авторам «Новой литературы» приятных разночтений.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.04: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

08.05: Сергей Жуковский. Дембельский аккорд (рассказ)

05.05: Дмитрий Зуев. Хорей (рассказ)

01.05: Виктор Сбитнев. Звезда и смерть Саньки Смыкова (повесть)

30.04: Роман Рязанов. Бочонок сакэ (рассказ)

29.04: Йордан Йовков. Другой мир (рассказ, перевод с болгарского Николая Божикова)

27.04: Владимир Соколов. Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009 (документальная повесть)

25.04: Бранислав Янкович. Соловей-пташка (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

22.04: Александр Левковский. Девушка моей мечты (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!