HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Цикл

Обсудить

Философская поэма

 

От автора

Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма».

По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Оглавление

16. Часть 16
17. Часть 17
18. Часть 18

Часть 17


 

 

 

Таким образом, ещё в момент рождения Вселенной вместе с жёсткими причинно-следственными связями была заложена и некоторая свобода. Прежде всего – пространственная: новорождённому миру была предоставлена возможность расширяться неограниченно; а тому, из чего состоял этот мир – произвольно перемещаться в просторе, отвоёванном у небытия.

Но была и другая форма свободы, проявлявшаяся в несравненно меньшем масштабе и для космического наблюдателя до поры до времени незаметная, но ничуть не менее важная. Это по сути была некоторая неоднозначность, неопределённость в поведении первоэлементов и во взаимодействии их друг с другом.

Да, суммарная энергия, законсервированная в этих мельчайших частицах, никуда не могла исчезнуть из Вселенной при любых изменениях, происходивших с ними. Не могли пропасть бесследно также и их некоторые другие предзаданные качества. Но всё же изначально существовал небольшой зазор между причинами и следствиями, в котором оставалось место чему-то такому, что не относилось ни к первым, ни ко вторым. То, как совершались превращения, уже на самом первом структурном уровне, предполагало некоторую свободу пути к результату любого превращения. Да и сам результат был далеко не всякий раз однозначен: трансформации могли происходить так и этак, давать то или это – при этом не выходя из коридора естественных законов.

Другими словами, в глухой стене детерминизма (по сути, продолжения Великого Барьера), которой новая реальность была отгорожена от своего Источника, с самого начала существовали микроскопические лазейки. Через эти крохотные бреши свобода могла просачиваться в мир жёстких причинно-следственных связей; впрочем, не отменяя и не нарушая их, а только внося свою вроде бы незаметную лепту во всё происходящее.

Самое существенное в таком подспудном проникновении свободы было то, что оно приводило к образованию условий, в которых неопределённость изменений была ещё большей. Но неопределённость какого рода? Не механическая бессмысленная хаотичность, с которой двигались большие и малые тела в Космосе, а та сложная неоднозначность в поведении атомов и молекул, которая побуждала их объединяться во всё более замысловатые ассоциации – как по структуре, так и по динамическим свойствам. Иначе говоря, вещество во Вселенной обнаружило в некоторых условиях способность к самопроизвольному усложнению.

Что примечательно: это не диктовалось напрямую никакими законами. Как раз общая тенденция движения в Космосе была обратной: направленной в сторону беспорядочного всеобщего перемешивания и рассеивания в Великой Пустоте; постепенного сглаживания всех неоднородностей. Звёзды, отнюдь не густо рассыпанные в необъятных космических просторах, продолжали необратимо сгорать и разменивать своё пламя на потоки световых и прочих первоэлементов, исторгающиеся во все стороны. И таким образом общее распределение вещества и энергии во Вселенной становилось всё более равномерным.

Тем не менее, где-то из хаоса возникал порядок, из простого – сложное. И созерцатель космической панорамы, наведя свои окуляры на самое малое, с удивлением убедился бы в очередной раз: это происходило не вопреки законам физической реальности, а в полном согласии с ними. Как бы проходя сквозь них.

 

 

 


Оглавление

16. Часть 16
17. Часть 17
18. Часть 18

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!