HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Цикл

Обсудить

Философская поэма

 

От автора

Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма».

По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Оглавление

47. Часть 47
48. Часть 48
49. Часть 49

Часть 48


 

 

 

Теперь пора вернуться к нашему далёкому предку. Итак, однажды его застал врасплох, ошеломил, вогнал в ступор этот внезапный и беспричинный разрыв в его привычной картине мира. С этого момента порядок вещей для первобытного человека необратимо изменился. Он стал ощущать в себе некоторую раздвоенность, когда направлял свой недоумённый взгляд от внешних впечатлений на собственные ощущения и цепочки связанных образов, которые выстраивались как бы сами собой. Вероятно, он был также удивлён связью, которую замечал: чем больше возникало в его психике таких упорядоченных цепочек, тем интенсивнее было это странное чувство своей обособленности.

До того он просто был органичной частью этого пёстрого разнообразного мира, иногда дружелюбного, но чаще пугающего и враждебного. Но после внутреннего кризиса, перетрясшего беднягу до основания, он обнаружил глубоко в себе самом что-то совсем другое, чем весь этот внешний мир. И от этого было уже не избавиться. То, что произошло с ним, сделало его другим, провело границу. Сначала – между ним и его сородичами. А потом – между ним и вообще всем, что было вне его и чему он чувствовал себя принадлежащим уже не столь всецело, как раньше.

Наверное, уже в этом поколении первых людей, а может быть, в самых ближайших, произошёл очередной эволюционный скачок. Сознание и самосознание вошло в человеческую природу. Очень скоро и другие представители вида ощутили в себе то же самое и прошли через такой же внутренний кризис. Мало-помалу в процессе коммуникации у первобытных людей выработалось общее понимание того, что у каждого, кто проявляет признаки разумной зрелой особи, есть своё «Я».

Главным образом и прежде всего каждый отдельный носитель «Я» воспринимался как подобный себе, собрат, свой, представитель того же племени и рода. Но самые, так сказать, «эволюционно продвинутые» индивиды, вероятно, уже с самых первых проблесков человеческого сознания усмотрели в этом непостижимом «Я» метафизический элемент. «Я» было чем-то ещё более загадочным, чем весь этот мир дикой природы, чем земля под ногами и небо надо головой. Это было прикосновением к живой тайне бытия.

Возможно, тогда же появились и первые представления о том, что в природе тоже присутствует что-то подобное. Может быть, всё вокруг – даже деревья и камни – каким-то образом обладает чем-то вроде знания о себе самом?

И смерть соплеменников стала ужасать, вызывать священный трепет. Для обезьян гибель одной из особей был чем-то обыденным, одним из преходящих моментов в жизни стаи, о котором сразу же забывали. Но человек разумный иначе воспринимал уход сородича навсегда. Он уже размышлял о случившемся, насколько позволял его пока не развитый мозг.

Смерть приобрела некий зловещий и глубокий смысл, она стала значимым событием – не меньшим, чем рождение. Когда подобный тебе навсегда перестаёт двигаться, говорить, дышать – куда оно уходит, это «Я», которое было связано с ним? Впечатление усиливалось ещё и тем, что покидали это мир чаще других старые члены сообщества, а значит, самые опытные, знавшие и умевшие, обладавшие уже вполне отчётливо выраженным «Я».

Вероятно, по этой причине с какого-то момента древние люди стали хоронить умерших сородичей, а не оставлять их где попало. Немного позднее процесс похорон превратился в обряд. И общее отношение к окружающей действительности с обретением самосознания стало меняться. Мир вокруг стал казаться одушевлённым, наполненным невидимыми разумными силами, с которыми можно общаться и которые можно использовать. Эта магическая реальность, созданная в пробуждающемся человеческом воображении, как бы требовала к себе нового отношения. И люди стали вырабатывать формы поведения, которые всё больше выходили за пределы необходимого.

У них появились ритуалы, касающиеся вообще всех значимых событий жизни: охоты, рождения детей, переселения с места на место. Потом возникли и традиции, которые наряду с умениями передавались из поколения в поколение. С дальнейшим развитием общества появились и хранители этих традиций. Ещё позднее выделились индивиды, которые в глазах соплеменников обладали, помимо специальных знаний и умений, ещё и особенным даром общаться с силами природы. Таких сородичи воспринимали уже не как обычных членов племени, а как посредников между собой и миром разумных стихий.

Вера в сверхъестественное, ритуалы и обряды, а вслед за этим и шаманизм стали неразлучными спутниками самого человеческого вида. Это было побочное, но необходимое следствие пробуждающегося сознания.

Но, конечно, развитие сознания имело более важные последствия. Первые люди, активно используя свои мыслительные способности, быстро научались всё более эффективно взаимодействовать со средой. Очень быстро у них развивались навыки обращения с камнем и другими материалами. Специализировались и совершенствовались орудия. Люди научились сами добывать и поддерживать огонь (что стало огромным достижением и дало людям массу новых возможностей), изготавливать одежду из шкур добытых животных, ловить рыбу с помощью снастей, строить жильё из камня и брёвен, лепить посуду из глины. Всё, что делал первобытный человек, делало его менее зависимым от природных условий.

Параллельно шло и усложнение самого первобытного общества. Появились другие социальные роли – те же первые колдуны и знахари, знатоки повадок животных и свойств растений, самые большие умельцы что-то делать – фактически, первые ремесленники. Развивался и язык, он становился всё более детальным и точным в обозначении явлений и свойств мира, и в то же время охватывал всё больше. Наверное, первые люди, общаясь меж собой, не заметили, как устойчивые сочетания звуков – первые слова – стали обозначать не только предметы, но и то, что с ними происходит; а затем уже отношения в природе и обществе. То есть человек стал манипулировать в уме не только названиями вещей или именами, но и отвлечёнными понятиями.

Все эти процессы, в свою очередь, способствовали развитию органа сознания. Примерно за полтораста-двести тысяч лет мозг человека сформировался до состояния современного человека.

 

 

 


Оглавление

47. Часть 47
48. Часть 48
49. Часть 49

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!