HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Цикл

Обсудить

Философская поэма

 

От автора

Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма».

По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Оглавление

48. Часть 48
49. Часть 49
50. Часть 50

Часть 49


 

 

 

Наблюдатель, перенеся фокус внимания на новый разумный вид, в очередной раз убедился бы, что эволюция идёт с ускорением. Этот вид семимильными шагами прогрессировал биологически и социально, завоёвывал жизненное пространство и расширял свои возможности. Свидетель видел бы, как люди в течение десятков тысяч лет (весьма быстро по меркам земной истории и развития Жизни) расселяются по всей суше, становясь повсюду главной действующей силой в живой природе. Как меняется сам человек физиологически и социально, совершенствуются его навыки и орудия, становится всё более сложным и опосредованным его отношение к окружающей реальности, наполняется новым содержанием его внутренний мир.

Человеческие достижения во всех областях одно за другим проплывали бы перед взором наблюдателя, всё более убеждая его в том, что Homo sapiens – качественно новая ступень эволюции. Первые наскальные рисунки и статуэтки, изображающие животных и духов. Каменный топор и копьё. Шитьё одежды. Ловушки на животных и рыболовные снасти. Лечение раненых и больных. Приручение волка и превращение его в собаку. Изобретение лука и стрел. Переход от кочевого образа жизни к оседлому. Смена беспорядочных половых связей на семью. Изготовление муки и хлеба из зерновых. Целенаправленное выращивание разных съедобных растений. Одомашнивание и культивирование пород диких животных. Средства передвижения на воде: плот, затем лодка. Выплавка металла из руды и металлические изделия. Украшения, предметы культа и бытовая утварь. Легенды, предания, мифы. Образование из племён больших сообществ и поселений, давших начало народам. Каменные постройки и первые города. Колесо и рычаг. Мотыга и плуг. Земледелие и скотоводство. Возникновение счёта. Формирование различных языков. Письменность.

Последнее было важнейшим изобретением, по значимости равное овладению огнём и изготовлению первого каменного орудия. С письменности фактически началась человеческая история и человеческая цивилизация. Отныне сведения можно было фиксировать и передавать не только непосредственно от одного индивида другому, но и многим другим, в пространстве и времени – всем, кто усвоил ту же знаковую систему. Это внесло новый порядок и связность в человеческое бытие: отныне люди стали осознавать себя создателями, хранителями и пользователями знаний.

Письменность укрепила бы наблюдателя в мысли, что активность человека направлена не только на вещественно-энергетическую сторону действительности. И раньше такое можно было о нём предположить. Огонь и орудия – да, это было крайне важно, это было необходимо для выживания. Но как только у человека появилось время, свободное от насущных забот, он занялся чем-то таким, к чему не был принуждён; чем-то, что не определялось внешними обстоятельствами и что шло изнутри.

Другими словами, у человека обнаружилась поразительная особенность – одна из тех, что резко выделяла его из животного мира – тяга и способность к творчеству. Этот странный движущий мотив был в чём-то сродни исследовательскому инстинкту, уже знакомому наблюдателю. Он так же не сводился к чисто биологически обусловленным формам поведения и проявлялся у наиболее развитых представителей своего вида. Однако был характерен только для людей с их развитым мозгом.

Вскоре после того как у первых людей возникла членораздельная речь, появилась и стала развиваться устная культура. Были безвестные первые таланты, лучше других владеющие речью и имевшие уже зачатки воображения. Они рассказывали сородичам истории – отчасти правдивые, а отчасти придуманные; предания и мифы о событиях, запечатлённых в коллективной памяти и дополненных фантазией сочинителя и рассказчика. Возможно, ещё раньше люди начали изображать на стенах пещер разных существ и друг друга, сцены охоты и быта. Потом стали мастерить первые неуклюжие скульптуры, примитивные украшения, приспособления, чтобы извлекать мелодичные звуки – первые музыкальные инструменты (полые кости с просверленными дырочками).

Как только человек осознал свой внутренний мир, в каком-то смысле альтернативный внешнему, у него появилась удивительная потребность тем или иным способом отображать этот внешний мир, притом внося свои коррективы. К этому добавлялось и стремление выразить своё отношение к происходящему. Также у него обнаружилось смутное, интуитивное представление о красоте (предвосхищение понятия о гармонии). На уровне ощущений, пока не понимая почему, он отличал красивое от уродливого, предпочитая первое. И, насколько ему это было доступно, пытался привносить в свою жизнь элементы чего-то более приятного взору или слуху.

Всё это не имело прямой практической пользы, иногда вообще никакой. Однако свидетельствовало о том, что человек из всех созданий эволюции наименее детерминирован средой, в которой он обитает. И всё, что он делает, все результаты его преобразующей и созидательной деятельности (то, что потом в совокупности он назвал культурой), содержит в себе больший или меньший компонент свободы от давления законов природы.

Письменность возникла из таких вот свободных творческих усилий человека по отображению мира. По сути, она и есть концентрированная суть отображения. Перейти от устной речи к системе визуальных обозначений и символов, связанных с названиями предметов, а потом явлений и отношений – для того нужна была и большая фантазия, и развитое логическое мышление.

Такое новшество поначалу не казалось имеющим первостепенной важности, как некоторые другие. Практическое значение оно, конечно, имело: так было легче хранить и передавать другим важные сведения. Но по сравнению с освоением новых территорий, земледелием и металлургией, наверное, это выглядело каким-то пустяком, чуть ли не забавой. Тем не менее, со временем его влияние и значимость неимоверно выросли – так, что оно стало определять облик и направление цивилизации.

Однако, что удивительно было бы для наблюдателя: это было оперированием не материальными объектами или энергетическими потоками, а информацией. Чем-то невещественным, невесомым по сравнению с материальными артефактами; что было связано с передачей сведений, по сути – с состояниями сознания в процессе межличностной коммуникации. Но значимость этой трудноуловимой сущности возрастала в человеческой жизни с каждым новым поколением.

 

 

 


Оглавление

48. Часть 48
49. Часть 49
50. Часть 50

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!