HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Цикл

Обсудить

Философская поэма

 

От автора

Данное произведение можно назвать трактатом о прошлом и будущем. Это своего рода философская фантазия на темы генезиса мироздания, его развития и эсхатологии; эволюции жизни как особого аспекта общемировой истории, и включённых в неё места и роли человека как вида и человека как отдельной личности. По ходу изложения автор опирается на современную естественнонаучную картину мира, но в основе исходит из представлений, близких креационизму. А поэтому порой прибегает к образному языку, который кажется ему самым подходящим средством – отсюда и «поэма».

По сути, в «Цикле» высказаны те же основные идеи, что и в ранее написанном произведении автора – эссе «Созерцатель». Но здесь это делается несколько под другим углом зрения, в ином контексте и с иначе расставленными смысловыми акцентами.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Оглавление

58. Часть 58
59. Часть 59
60. Часть 60

Часть 59


 

 

 

За шесть или восемь тысяч лет существования цивилизации (временной отрезок пренебрежимо малый в сравнении с историей Земли) коллективный человеческий разум проделал огромный путь в познании и преобразовании мира. С точки зрения космического наблюдателя, успех впечатляющий. Но тот наблюдатель не сказал бы, что жизнь людей в целом становится всё более похожей на рай.

Он бы помнил, что в истории становления вида Homo Sapiens были периоды действительно безмятежного существования (и не такие уж короткие – возможно, десятки тысяч лет). Это были времена, когда предки людей населяли благодатные уголки суши, климат был воистину райским, разнообразной пищи было более чем достаточно, места хватало на всех, а хищники не слишком часто беспокоили. Жизнь сводилась к удовлетворению чисто биологических потребностей – ешь да размножайся. Возможно, это и был настоящий Эдем для приматов. И даже вполне вероятно, что где-то в глубинах генетической памяти его смутный образ сохранился у современных людей. Иначе откуда у нас эти грёзы о золотом веке человечества и тому подобные мифы?

Однако такой образ жизни не давал стимулов к совершенствованию вида. И главное, так не могло продолжаться вечно. Рано или поздно происходило что-то, что нарушало сложившееся природное равновесие: наступление ледников, засуха, наводнение, вулканическое извержение, магнитная буря, эпидемия, массовые миграции животных и так далее. Это выдавливало гоминидов из благоприятных ниш, заставляло покидать насиженные места и отправляться на поиски новых.

А когда человеческий вид вступил в осмысленную активную фазу своего существования и началась собственно история человечества – ни о каком возвращении в Эдем не могло уже быть и речи. Долгий и подготовительный период человечества – можно сказать, детский – навсегда ушёл.

Человек выделился из природы как существо коллективно самоорганизующееся и преобразующее среду своего обитания. Его деятельность становилась всё более многообразной и приобретала всё более широкий размах. Естественно, он встречал на каждом шагу возрастающее сопротивление природы – внешнее, чисто физическое. С развитием общества также обнаружились внутренние, органически присущие противоречия, проистекающие из сложной, неоднородной природы человека. Социальные и биологические аспекты в человеке слишком часто сталкивались между собой и сталкиваются до сих пор.

Перед изумлённым взором космического наблюдателя прошёл, вернее сказать – промелькнул – последний временной отрезок, исчезающе малая часть истории Земли и Вселенной. Хронология человеческой цивилизации от первых каменных городов и древнейших народов до сегодняшнего дня.

Зарождение и рост примитивных государств. Деление общества на власть и подчинённых. Развитие техники, ремёсел, торговли. Формирование языков и народностей. Возникновение собственников и самого понятия собственности. Расслоение людей по имущественным и сословным признакам. Учреждение законов и права. Путешествия и открытие новых земель, захват территорий. И войны, войны, войны…

Уже сами государства постоянно конфликтовали меж собой. Это в основе своей была всё та же борьба за ресурсы, за место под солнцем, которая началась ещё между первыми организмами. Но теперь это была борьба осознанная, целенаправленная, которая велась посредством куда более действенных орудий, и оттого ещё более жестокая.

К насилию государств по отношению друг к другу добавлялось ещё и то, которое генерировалось внутри всякого общества. Разрозненное общество, состоявшее из классовых слоёв, одни из которых стояли над другими, поначалу удерживалось только путём организованного насилия. Это потом формы принуждения по отношению к ближнему стали более гибкими – в процессе развития технологий, способов хозяйствования и социальных преобразований. Ну и ещё, разумеется, в любом обществе никогда – ни раньше, ни после – не утихала явная или скрытая борьба всех против всех: за власть, влияние, материальные блага. Но несмотря на эту всеобщую борьбу, цивилизация развивалась.

Свидетель бы видел, как растут города, образуются империи, ускоряется миграция народов по поверхности планеты. На протяжении первых четырёх-пяти тысячелетий везде (или почти везде) он бы наблюдал печальную картину: труд людей в основном был подневольным. Большая часть того, что создано первыми цивилизациями, делалось рабами. Бесправными индивидами, которым не посчастливилось попасть в подчинённое положение (фактически – в собственность) к тем, кто обладал и силой, и формальным правом.

В животном мире также было полно насилия и беспощадной жестокости. Но такого отношения к себе подобным не было раньше ни у одного вида. Оно появилось только у человека разумного…

С течением времени люди изобрели много разных технических приспособлений. Выросли знания и умения, вследствие чего увеличилась производительность труда. Образовались основные очаги цивилизации, географически более-менее чётко локализованные. Сформировались основные народы, из которых состояло человечество, языки, типы культур, государства – каждое с соответствующим укладом жизни, сводом общеобязательных правил, структурой общества и более-менее устойчивыми границами (которые, впрочем, менялись неоднократно). Зародились мировые религии, которые стали быстро распространяться. Они вытесняли из сознания людей первые примитивные верования и приобретали всё большее значение в жизни.

Всё это способствовало тому, что возник новый тип организации общества. Люди разделились на сословия, главных из которых было три: знать (государственные служащие, военные, власть), служители религиозных культов (духовенство) и те, кто производили материальные блага (крестьяне в деревнях, мастера и ремесленники – в городах). Рабство в прежнем виде почти исчезло. К тому времени человечество уяснило, насколько мало производителен рабский труд. Правда, те, кто работали на земле, мало чем по статусу от рабов отличались – они практически полностью зависели от хозяина этой земли (феодала), наделённого местной властью и стоявшего во главе собственного войска. Да и ремесленный люд в городах не слишком-то много имел возможностей и привилегий.

И опять – это было время нескончаемых войн и завоевательных походов. К тому же неимоверно выросло влияние духовенства (в лице его организованной системы – церкви). До такой степени, что стало определять мировоззрение основной массы людей и конкурировать с официальной властью. Картина мира у человека того времени в значительной мере формировалась религиозными представлениями, насаждаемыми церковью. И в такой картине трудно было поместиться чему-то другому, кроме них.

Сравнив вид Homo sapiens с остальными, наблюдатель был бы в очередной раз весьма удивлён. Возможно, он бы тут усомнился в разумности как основной характеристике человека. Другими животными двигало то, что изначально было заложено в них природой, биологической основой того или иного вида. Человек же в своём поведении то и дело руководствовался не столько своим естественным и главным эволюционным приобретением, выделившим его из животной среды – разумом, сколько какими-то фантомами, фикциями, искажёнными и неадекватными продуктами его деятельности.

Это время, названное потом Средневековьем, тянулось около тысячи лет. Мало-помалу люди нарастили по всем фронтам изрядный объём знаний о мире, многому научились, освоили новые технологии и производственные навыки. Быстро увеличивалось население городов по сравнению с деревнями. Для новых способов и масштабов производства требовались другая организация, иные производственные отношения, новые технические подходы. Ручной труд становился всё более механизированным и специализированным. Ремесленные цеха и кустарные мастерские постепенно заменялись на более крупные производственные образования – мануфактуры, потом фабрики.

Важным достижением средних веков стало книгопечатание. Знания стали храниться надёжнее и распространяться быстрее. Человеческий разум становился всё менее зависим от религиозных догматов. Он стал больше обращать внимания на объективную связь вещей и событий, основывать на них свою практику. Зарождалась позитивная наука как способ познания мира и взаимодействия с миром. Это была не та сугубо умозрительная система представлений, господствовавшая в умах прошлых эпох; это были зачатки деятельной науки, которой было уготовано впоследствии сильно изменить человеческое бытие.

Наступало новое время – время активного познания и переустройства мира и самого человеческого бытия.

 

 

 


Оглавление

58. Часть 58
59. Часть 59
60. Часть 60

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!