Форум журнала "Новая Литература"

28 Март 2024, 14:50:48
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Рассказ «Мусульманка»  (Прочитано 12334 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Алексей Курганов
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 14


Просмотр профиля
« : 06 Август 2010, 19:48:50 »

Курганов Алексей. Рассказ «Мусульманка».

...– Ладно, – задумчиво сказал Степаныч. – Расскажу я вам одну историю, которая с одним моим тамошним знакомым случилась. Да-да, с чеченцем, не русским. У него двоюродный брат был, инвалид. После первой войны купил машину и стал таксовать. И исчез. Через два месяца его нашли убитым, около трассы. Машина пропала. Как положено, подняли на ноги весь род. Сначала подумали на армейцев, но вдруг через знакомых знакомых, и так далее, там это распространено, все друг на друга завязаны, узнали, что машина – в Ингушетии. Приехали к этому ингушу, говорят: это наша машина, её владельца убили. Говори, у кого ты её купил, иначе будем считать, что убийца – ты. Тот понял, что дела – хрены, не скажешь – поставят на ножи. Выдал «продавцов». Родственники убитого посылают в их семьи гонцов, говорят – выдавайте их нам. Те попросили время, чтобы самим всё расследовать. Родственники дали на всё – про всё две недели. Те расследовали: да, всё правда, убили, машину угнали. Надо просить прощения, а случай-то безнадёжный: мало того, что убили человека, по сути, немощного, инвалида, а это там, в Чечне, считается самым паскудным делом. Так у убитого остались жена, дети малолетние, да и когда убили, то бросили как падаль. И плюс ко всему убили не из-за мести, а из-за наживы, а это уже совсем другой расклад. В общем, такие дела там не прощают. Ну, с самими злодеями вопрос. Можно сказать, решённый, их всё равно кирдык. Но у них тоже семьи, тоже дети. Что делать? Короче, родственники посылают ответных гонцов. Чтобы простили хотя бы семью. У них там это первая, как бы сказать, ступень: договориться, чтобы никто из родственников убийц не пострадал.

Гонцов приняли, выслушали, тоже стали думать. Решили просить уважаемого человека, очень дальнего родственника, чтобы рассудил всё честь по чести. Тот говорит: я согласен, только с одним условием. Чтобы как решу – так и было. Чтобы слово моё было окончательное, и никто не стал бы против.

Согласились. Договорились о встрече с родственниками убийц. Те в назначенное время приезжают к дому убитого толпой, убийц несут на носилках, завёрнутых в саван, как уже покойников. Там так принято. Он, убийца, не имеет права ни стричься, ни бриться, ни вообще никак показывать, что живой. Вынесли их из машины, стоят на улице, а несколько человек, самых уважаемых, это обычно старики и мулла, идут во двор убитого. Пришли и говорят: мы не можем просить вас о снисхождении, им нет оправдания. Можете их убить, ваше право, мы их вам отдаём. Но только один вопрос – кому от этого будет польза? Убитого всё равно не вернёшь, а их семьи тоже осиротеют. В общем, вам решать. Как скажете – так и будет.

Этот дальний родственник их выслушал, ушёл в комнату, чтобы подумать. Потом вернулся и говорит…

Записан
Мехти Али
Гость
« Ответ #1 : 01 Декабрь 2013, 11:17:32 »

Хороший рассказ. Благодарю.
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #2 : 01 Декабрь 2013, 19:42:37 »

<a href="/~kurganov/">Курганов Алексей[/url]. <a href="/~kurganov/4267.html">Рассказ «Мусульманка»[/url].

– Ладно, – задумчиво сказал Степаныч. – Расскажу я вам одну историю, которая с одним моим тамошним знакомым случилась. Да-да, с чеченцем, не русским...

Новое веяние джигитской цивилизации - прощение за убийство. Без высочайшего вмешательства такое не допускается!
Интересная тема.

Сильное светское правительство способно повлиять на национальные обычаи, изменить их течение.  Любой добрый человек пожелает в этом смысле жителям нашего Северного Кавказа таких положительных изменений.
« Последнее редактирование: 01 Декабрь 2013, 19:54:57 от Фёдор Избушкин » Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Мехти Али
Гость
« Ответ #3 : 01 Декабрь 2013, 22:07:58 »

Цитировать
Новое веяние джигитской цивилизации - прощение за убийство. Без высочайшего вмешательства такое не допускается!
Почему же, этот обычай очень-очень старый. И он распространен в виде адатов по всему исламскому миру; до такой степени, что давно уже вошел в шариат.
В Иране это вполне официальный обычай. Коли родственники убитого простят убийцу, его участь будет радикально облегчена. Иран — цивилизованное общество; и совсем не джигитское.


Правильно ли я понимаю. Адат - это народная практика взаимоотношений, а шариат - религиозная?
В таком случае это два свода правил, которые как-то должны сосуществовать.
« Последнее редактирование: 02 Декабрь 2013, 04:00:42 от Фёдор Избушкин » Записан
Мехти Али
Гость
« Ответ #4 : 02 Декабрь 2013, 20:22:55 »

Цитировать
Правильно ли я понимаю. Адат - это народная практика взаимоотношений, а шариат - религиозная?

В таком случае это два свода правил, которые как-то должны сосуществовать.

Вы ошибочно отредактировали мое сообщение. Создается впечатление, что я дискутирую сам с собой. :-)

Адат и шариат находятся в динамическом равновесии. Многие обычаи адата вошли в шариат; и, в свою очередь, шариат воздействовал на кодекс адатов.

Вообще, с юридической точки зрения шариат — частный случай прецендентного права; только тут большая часть прецендентов имело место быть в 9-11 вв.
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #5 : 02 Декабрь 2013, 22:44:27 »

Цитировать
Правильно ли я понимаю. Адат - это народная практика взаимоотношений, а шариат - религиозная?

В таком случае это два свода правил, которые как-то должны сосуществовать.

Вы ошибочно отредактировали мое сообщение. Создается впечатление, что я дискутирую сам с собой. :-)

Адат и шариат находятся в динамическом равновесии. Многие обычаи адата вошли в шариат; и, в свою очередь, шариат воздействовал на кодекс адатов.

Вообще, с юридической точки зрения шариат — частный случай прецендентного права; только тут большая часть прецендентов имело место быть в 9-11 вв.

Скажите, а в наше время шариат обновляется (дополняется)?
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6918


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 03 Декабрь 2013, 00:21:59 »

        Адат в переводе на русский - "обычай".
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #7 : 03 Декабрь 2013, 00:57:29 »

        Адат в переводе на русский - "обычай".

Понимаю - обычай.
Вопрос такой. Может ли некий  новый обычай оказаться в списке шариата?
(Вы же понимаете, жизнь не стоит на месте, и каждый раз человек сталкивается с неким новым выбором поведения).
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Мехти Али
Гость
« Ответ #8 : 03 Декабрь 2013, 05:22:50 »

Цитировать
Вопрос такой. Может ли некий  новый обычай оказаться в списке шариата?

В принципе, к одиннадцатому веку в исламе произошло знаменательное событие — закрытие "врат иджтихада". То есть, богословская работа в исламе была радикально заторможена. Как, почему — предмет целого исследования.

Но жизнь идет — и она предъявляет все новые требования. В принципе, фетвы богословов имеют силу прецендента в праве. Как представитель страны с шиитской традицией, я не могу с полной компетентностью сказать, как осуществляется рецепция прецендентов в суннитских мазхабах.

Но у шиитов многое решают рисале и те же самые фетвы. В них можно встретить рассмотрение самых любопытных прецендентов, важных с точки зрения шариатского права — от наказания убийц до отношения к абортам, ЭКО или даже клонированию.
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #9 : 03 Декабрь 2013, 17:16:11 »

Цитировать
Вопрос такой. Может ли некий  новый обычай оказаться в списке шариата?

В принципе, к одиннадцатому веку в исламе произошло знаменательное событие — закрытие "врат иджтихада". То есть, богословская работа в исламе была радикально заторможена. Как, почему — предмет целого исследования.

Но жизнь идет — и она предъявляет все новые требования. В принципе, фетвы богословов имеют силу прецендента в праве. Как представитель страны с шиитской традицией, я не могу с полной компетентностью сказать, как осуществляется рецепция прецендентов в суннитских мазхабах.

Но у шиитов многое решают рисале и те же самые фетвы. В них можно встретить рассмотрение самых любопытных прецендентов, важных с точки зрения шариатского права — от наказания убийц до отношения к абортам, ЭКО или даже клонированию.

Понятно.
То же самое происходит в христианстве. Нехватка библейских наставлений компенсируется авторитетом богословов и Церкви.
Вам не кажется, что между исламом и христианством много общего?
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Мехти Али
Гость
« Ответ #10 : 03 Декабрь 2013, 17:36:30 »

Цитировать
Понятно. То же самое происходит в христианстве. Нехватка библейских наставлений компенсируется авторитетом богословов и Церкви. Вам не кажется, что между исламом и христианством много общего?

Разумеется; все эти религии — авраамические.

Но есть и важные отличия. Кстати, меня всегда поражала та деградация, которую претерпели религиозные конфликты со времен даже раннего Средневековья. Данте Алигьери, помещая в ад пророка Мухаммеда, яростно обвинял ислам в том, что тот "рассек единую веру — и вот, их рассекли" (с). Император византийский укорял мусульман в том, что они свою религию принесли народам мечом.

Все эти обвинения серьёзны; но они экзистенциальны и выводят спор на философский уровень, чего и в помине нет в наши рвотные времена.

Мадам Чудинова в своем приснопамятном опусе опускается до мелкой, дешевой, бытовой ксенофобии, называя позу "саджда" — "задницей", упирая на то, что мусульманки грязные, дешевые шлюшки; рассуждая о трусости греков, да инкубах-гуриях. Все это весьма, весьма печально; и свидетельствует, между прочим, о радикальном понижении статуса религии в постмодернистком мире...
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #11 : 03 Декабрь 2013, 18:30:33 »

Цитировать
Понятно. То же самое происходит в христианстве. Нехватка библейских наставлений компенсируется авторитетом богословов и Церкви. Вам не кажется, что между исламом и христианством много общего?
Мадам Чудинова в своем приснопамятном опусе опускается до мелкой, дешевой, бытовой ксенофобии, называя позу "саджда" — "задницей", упирая на то, что мусульманки грязные, дешевые шлюшки; рассуждая о трусости греков, да инкубах-гуриях. Все это весьма, весьма печально; и свидетельствует, между прочим, о радикальном понижении статуса религии в постмодернистком мире...

А может это результат просвещения?
Недаром ведь повелось - в наиболее образованной части общества менее всего религиозных людей.
Есть повод для печали?
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #12 : 03 Декабрь 2013, 18:36:17 »

Цитировать
Понятно. То же самое происходит в христианстве. Нехватка библейских наставлений компенсируется авторитетом богословов и Церкви. Вам не кажется, что между исламом и христианством много общего?
Разумеется; все эти религии — авраамические.

А Вы не знаете, были ли между историческими христианством и исламом какие-нибудь общие для обоих этих традиций реликвии, символы, знаки, образы?
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Мехти Али
Гость
« Ответ #13 : 03 Декабрь 2013, 18:42:25 »

Цитировать
А может это результат просвещения?
Недаром ведь повелось - в наиболее образованной части общества менее всего религиозных людей.
Есть повод для печали?

Не думаю. Религия деградировала; но нет даже тени нового учения, которое могло бы сплести заново расползающуюся ткань.
Записан
Мехти Али
Гость
« Ответ #14 : 03 Декабрь 2013, 18:43:47 »

Цитировать
А Вы не знаете, были ли между историческими христианством и исламом какие-нибудь общие для обоих этих традиций реликвии, символы, знаки, образы?

Разумеется. Но это вопрос целой дискуссии.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!