Слышал я, слышал – ранних христиан травили львами, распинали почём зря. Море книг и озеро фильмов посвящены сиим репрессиям. Всё это выглядит, конечно, ужасно – африканские кошки, раздирающие внутренности; неостывшие трупы, пригвождённые к крестам; остывшие тоже. Но современная история ужаснее.
В Сомали четыре года назад молодая женщина, София Осман, перешла из ислама в христианство. Сейчас ей двадцать восемь лет. В ноябре 2011 года попалась она в руки боевиков исламистского движения Джамаат Аш-шабааб. Местных, скажем так, радикалов. (Впрочем, кто из мусульман не радикален на фоне христиан последних ста лет?) Они вынесли ей приговор, «за принятие иностранной религии». Уложили, связали и нанесли сорок ударов плетью. В окружении большой толпы. София потеряла сознание; да и придя в себя, встать самостоятельно не смогла. Её близкие подозревают, что в заключении она подверглась и другим формам насилия. Несколько дней София лежала дома, ни с кем не разговаривая. Потом переехала в другой город.
История это более тягостная, чем из античных времён, и вот почему. Говоря о казнимых в древности, я не случайно сказал, что это «выглядит» ужасно. То есть именно сейчас так выглядит. А для тех времён всё это было тривиально. Весь мир был жёстче, чем сейчас, и римские прокураторы вовсе не выделялись варварством на фоне остального человечества. Да и сами христиане на протяжении полутора тысяч лет точно так же казнили остальных. Галилеяне времён Рима выглядят добрыми лишь потому, что у них не было власти.
Поэтому мученики первых веков нашей эры идеализации вовсе не заслуживают. Канонизировать их вам стоит, если вы сами христианин, в интересах своей конфессии, а делать это просто из гуманных побуждений – неумно...