Форум журнала "Новая Литература"

02 Март 2024, 12:31:14
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2024 г.
Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Рассказ «Белый карнавал»  (Прочитано 1141 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир Захаров
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1355


Просмотр профиля Email
« : 28 Август 2023, 13:23:05 »

Захаров Владимир. Рассказ «Белый карнавал».

...За это грех было не выпить. И выпил Серёга, с солнечной топкой чокнувшись пластиковым стакашкой. А далее побежал со склона прямо в объятия заждавшихся его кущ. Дым, стащенный с пожарищ в город, в нём же и стоял, заблудившись. Здесь же, на просторе, дым разряжался, растворяясь в ароматах цветочков-лютиков. Серёга по сердце увязал в июньских разноцветных мясах. Натуральный винегрет.

Свекольной розовостью колыхались стрелы иван-чая. Оттенком нежнейшего женского исподнего пушилась таволга. Колокольцы фиолетовенькие, понурив головы, благовестили. Ну и ромахи, Серёга, ромахи же повсюду! Вот оно счастье принятия твоё ‒ воплощённое. Знаю, любишь ты их, паскуда, ромахи-то. Казалось, чего может быть проще ‒ жёлтая шерстистая пуговка и белёхонькие лопасти растопыром. Для кого-то чепуха, сорняк неважный, но мы же не будем жизнь раскраивать ‒ меркой сердец, к красоте оглохших.

И побежал Серёга, вновь перестав быть человеком. Косой стал Серёга, плугом. С неоскорбляющей прямотой и уверенным тактом срывал многоцветие ладошами мозолистыми. Зайдётся в жадном вдохе упоения, падёт обмороком и явится ему панорамой сотворение мирское. Как светы и тьмы сходились глыбищами, брызжа во все стороны ‒ водой и землёй, сусликами и комариками, прочей чепухой, человечками. А когда светы и тьмы вдосталь пободались, то перевернуло их столкновение – горизонталью мирской. И тьма осела книзу, а свет приподняло вверх. А между ними бульон, в котором можно телепаться и человечку, и козочке, и полевому цветочку, и самолётику. Только не смирилась тьма с униженным своим положением. И её можно было понять. Серёга понял. Тьма просочилась сквозь бульон, попутно его напитывая, и распростёрла бескрайние чёрные крыла над светом в долговечном космическом объятии. С тех пор так и обнимает, поддавливая.

Единственное, чего Конышев не увидел в обмороках своих, так это того самого… ну, кому теремов луковых понаставили, о ком бьют в колокола к заутрене, на кого гвозди переводили. А сильно ведь жаждовал. Так же сильно, как, бывало, на сетчатой детдомовской койке, в краткие мгновенья полусна ‒ когда память человеческая удивительно вещественна и позволяет почти тактильно, вплоть до запахов, пережить давно минувшее ‒ доискивался он отчего облика.

Во все глаза смотрел за светы и тьмы. Искал и под подушками океанов, и в подмышках обезьяньих, и в заусенцах гробовых. А очнувшись в обнимку с букетиком, до того нарванным, простодушно рассмеялся Серёга. Как бы он мог увидеть того самого, пытаясь увидеть того самого. Это ж как пытаться причесаться, карябая гребешком по зеркалу...

Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3080


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 28 Август 2023, 13:26:44 »


Аннотация к этому рассказу:

Среди обезличившегося под медицинскими масками человечества затерялся Серёга Конышев, вобравший в себя весь мир и не принявший лишь обезличенность. Окрылённый любовью, он движется к окончательному пониманию жизни.
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Борода
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 701


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 28 Август 2023, 17:25:51 »

Подписал Захаров себе приговор. После ухода из нашего бренного мира, именно Новый дивный мир «Белого карнавала» - по Закону сохранения творческой энергии - примет его на веки вечные. И будет он там жить да мёд - пиво метафорические пить. Аминь... Каждый творец, и писатель не исключение, строит свой образный мир по своему подобию. Иначе никак. Не я же это всё в адских муках родил на свет... Нет, Захаров. Его это мир, на него же и похожий. Да, будут и другие, чуть хуже - чуть лучше, но генеральная линия ясна. Отражение в зеркале не обманешь. Это был елей, будет и дёготь. Едва лишь замаячила Света в маске, то есть в самом начале - стало ясно, чем дело кончится. Читая далее, я лишь досочинял за автора, как он распорядится материалом, по форме немного ошибся. Немного. Это серьёзный минус. Ну и о лукавстве... В конце указано, что писался текст две недели. Столь многотонный рассказ? Не верю, хотя если взглянуть на местами его кудрявость и велеречивость как недоделанность, эскизность, то может быть... Так или иначе, текст по всем статьям не рядовой, достойный возглавить список нетленок нашего журнала...

Владимир Захаров «Белый карнавал»
Дмитрий Аверенков «Не надо думать про пароход»
Дина Измайлова «А плюс Ю»
Сергей Литяжинский «Созвездие Близнецов»
Эд Попов «Огромный прекрасный мир»
Владимир Захаров «Дураки»
Дина Измайлова «Туки-тук»
Михаил Ковсан «Маленькие печальные рассказы»
Гореликова «Под Красными Воротами»
Дина Измайлова «Биология»

Вступлю с Захаровым в заочную полемику по поводу удобочитаемости журнала. Может дело в его браузерах? У меня на компе - Гугл Хром, на смарте - Поиск Яндекс, и всё прекрасно «тянется» и читается. Хорошее исправлять - только портить. Зеркало...
Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 930



Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 29 Август 2023, 13:16:44 »

Рассказ хороший. Но мне бы хотелось всё-таки, чтоб Владимиру брызнуло светом чуть-чуть, пусть хоть сквозь узкие щелочки захлопнутых дверей. Ведь этим ущербным тусклым  светом мы все и живем, только им и подпитываемся, передаем из руки в руки. Ведь взапрвду всё не совсем так  - не тотальный каннибализм, не в этом суть. Все это так - от безысходности, от слабости, от глупости, от усталости, может быть... Не это правда жизни...

Если бы я приняла правду жизни Захарова - я бы легла и сдохла. С такой правдой можно идти только на смерть. Жить с такой правдой нечестно.
« Последнее редактирование: 29 Август 2023, 13:25:52 от Дина Измайлова » Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1295


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 29 Август 2023, 18:15:36 »

Любопытный рассказ. Кмк, прекрасный образчик постмодернизма, который мимикрирует под классический русский психологический рассказ.

Владимир, надеюсь, вы не обиделись на постмодернизм? Потому что я действительно так думаю.

« Последнее редактирование: 29 Август 2023, 18:17:53 от Гореликова » Записан
Владимир Захаров
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1355


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 29 Август 2023, 18:28:00 »

Платонов манерой, Веничка прямыми цитатами, - в этом смысле, да, припахивает постмодернизмом (где-то насторожилсч Зюськин). Тем более все мы знаем первым кем считается Ерофеев. Но, вы помните, я писал, что "инструменты" не важны. Мне, по крайней мере.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1295


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 29 Август 2023, 19:55:07 »

О да, Веничка, безусловно, проглядывает. Но, я бы сказала, скорее, как искажение цитаты (что является чистым постмодернизмом, насторожившимся просьба отойти от экрана телевизора). Все же ваш Конышев – не Веничка (герой). Совсем другой рисунок роли. В «Петушках» герой отчаянно стремится в рай. Несмотря ни на что. У меня не создалось впечатления, что у вашего Конышева такая же идея фикс, это во-первых.
Во-вторых, у Венички (автора) преобладающий прием – намеренное, если не сказать, утрированное умаление (уничижение) героя для того, чтобы тем самым показать его значение (значимость?), тксзать, работа от противного. У вас не происходит умаление героя. У вас, скорее, излюбленный прием классической русской прозы – показывать маленького человека. Который вышел из шинели и никак не хочет надевать маску (хе-хе).
И если убрать финал со Светой, то вполне себе можно говорить, что это – типичное русско-классическое копание в психологических извивах и изгибах. Однако присутствие Светы в финале полностью опрокидывает сие представление. А полностью опрокинуть – это опять чистый постмодернизм.
В общем, весьма интересный рассказ.
Хотя, как по мне, так есть некоторая затянутость некоторых описаний. Впрочем, это чистое ИМХО, не берите в голову.

И про инструменты, которые суть ярлыки. Буквально вчера наткнулась на интервью Барнса от 2001 г. (который «Предчувствие конца», лауреат Букера). Даже выписала себе:
«Я всегда находил ярлыки довольно бессмысленными и раздражающими - и, в любом случае, нам, кажется, следует избегать их особенно, если мы находимся в русле постмодернизма. Однажды один из критиков назвал меня «предпостмодернистом», что, с моей точки зрения, не приносит никакой пользы».
Это я выудила из Русского Гуманитарного журнала за 2012 г. В том же интервью есть любопытные пассажи про жанр романа в современных (ну почти – 2012) условиях. Это к вопросу о недавней здешней недодискуссии на тему.

Вот как-то так примерно получается.
Записан
Владимир Захаров
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1355


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 29 Август 2023, 21:47:43 »

Говоря об игре в стиль (игра - как еще один формальный признак постмодернизма) Платонова и в пользовании Ерофеевских прихватов, я не держал в голове пародию (формальный признак отпадает) или перифраз титанов. И, боже упаси, не хотел их деконструкции. Я скорее хотел присутствия их «дыхания» в тексте, присутствия в комнате, пока я там ‒ криворучка, что-то карябаю в worde. Сама история предложила такой язык и я, не парясь, пошел на поводу. А по содержанию вы правы, та тематика, которую вы подметили, мне всегда сопутствовала. В этом тексте я еще и занимаюсь самоцитированием, как бы подчеркивая его преемственность, продолжение линии. И даже несколько утрирую, чтобы невольно поддеть Бороду, который меня частенько критиковал за ничтожность героев. Например, в этом фрагменте:
 
«Далее Конышев совершил варварский набег на рынок. И как же там всё прекрасно пованивало! Свежесть и гниль, цветение и разложение, благоухание и смрад. Серёга ориентировался по второму регистру. Он интересовался тем, что под прилавками, а не витриной. Виделся он себе спасителем всего ‒ квёлого, боками подгнившего, никуда не годного».

Также, рассказ вышел неровным. Он как минимум два раза ломается. А это уже фрагментарность, которая соотносится со структурой постмодерна. Признаюсь, меня это смущало. Я хотел выровнять повествование, но так и не понял, как это сделать естественно. Поэтому не стал.

Естественность, как мне кажется, тоже одна из родовых черт постмодернизма. И я говорю не о восприятии читателя, которому в тексте что-то может показаться естественным или нет. Читатели разные. Я говорю о естественности авторского письма, которая ему в какой-то момент предлагает сломать повествование, смешать жанры, выйти из-под диктата сюжета, пересказать миф, или процитировать кого-то. Например, я видел проблему со Светочкой, что эта сюжетная линия может быть предсказуемой, но, не представляя как ее закамуфлировать, при этом, не нарушая естественности повествования, я нарочито выпятил эту предсказуемость, сделал кричащей, чтобы она уже не воспринималась проблемой, как бы отошла на второй план, и позволила мне решать первостепенные задачи.

То есть, постмодернизм предлагает свободное письмо, что обусловлено непосредственным ходом и развитием литературы. И в таком контексте не является как таковым формальным течением, с ярко выраженными признаками, а скорее демонстрирует и констатирует собой - естественную динамику процесса. 
« Последнее редактирование: 29 Август 2023, 21:55:12 от Владимир Захаров » Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1295


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 29 Август 2023, 22:57:23 »

Сама история предложила такой язык и я, не парясь, пошел на поводу.


Да, инверсия отлично сыграла – и на общую атмосферу повествования, и на образ героя.
Единственное, чего Конышев не увидел в обмороках своих, так это того самого… ну, кому теремов луковых понаставили, о ком бьют в колокола к заутрене, на кого гвозди переводили. А сильно ведь жаждовал.

Мне из всех сцен особенно хорошо зашла про умершего крота, как он его объедками подкармливал на всякий случай. Нужная степень омерзительной милоты. Оч хор!
Записан
Владимир Захаров
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1355


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 29 Август 2023, 23:11:49 »

С кротом вообще смешно получилось. Пока не подошел к концовке, вообще не понимал, зачем он в тексте появился. Ну, думаю, поздравляю тебя, ты выписал первого в истории крота, который, в нарушение Чеховских канонов ‒ не выстрелил. Не стреляющий крот, мать его. Но он-то, как оказалось, и был необходим для финального высказывания.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1295


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 30 Август 2023, 00:05:10 »


 Не стреляющий крот, мать его.

Просто у него была другая миссия (зачеркнуто) метафора.

У Пригова есть стихотворение

Крот лежит, совсем не дышит
Тихий воздух полевой
Веер мух над ним колышет
Взводит купол нулевой
Миленький, едрена мать!
В нем и было помирать-то
Всего каким-то десяткам граммов живого
вещества —
Ан помер, помер, несчастный! помер!
помер! Господи!

Это к вопросу о бесконечных цитатах, аллюзиях, реминисценциях и прочей постмодернистской лабуде.
Записан
Владимир Захаров
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1355


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 30 Август 2023, 10:38:38 »

«Все уже написано до нас» ‒ когда уже сказано Салтыковым-Щедриным. Так что, модернизм, а за ним постмодернизм ‒ было делом времени.

А с Приговым даже лексика перекликается:

«Крот лежит, совсем не дышит» ‒ «Дышал через раз на третий и едва прорезал белёсой жижицей слёз ‒ безглазие».

«Миленький, едрена мать!» ‒ «Убожище ты моё миленькое, ‒ удостаивал Серёга. – Потерпи, придурочек, лярва ты уродская».

«В нем и было помирать-то, всего каким-то десяткам граммов живого вещества» ‒ «…той малости, что жухла на попечении Конышева…».

Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1295


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 30 Август 2023, 11:00:54 »



А с Приговым даже лексика перекликается:



Что означает, что вы с ним глубоко и точно проникли в суть крота.
Записан
Юрий из деревни
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 176


Юрий Меркеев


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 30 Август 2023, 16:39:47 »

Замечательная аллегория - Белый Карнавал. Слишком он был долгим для многих. И маски в кожу вросли. Сдирать приходится уже не просто с кожей лица, а со всем "ливером". Рассказ понравился. Пришелся по духу. Прочитал с удовольствием. Написано мастерски.
Записан
Юрий из деревни
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 176


Юрий Меркеев


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 05 Сентябрь 2023, 06:20:05 »

С кротом вообще смешно получилось. Пока не подошел к концовке, вообще не понимал, зачем он в тексте появился. Ну, думаю, поздравляю тебя, ты выписал первого в истории крота, который, в нарушение Чеховских канонов ‒ не выстрелил. Не стреляющий крот, мать его. Но он-то, как оказалось, и был необходим для финального высказывания.
А крот мог бы выстрелить - на мой взгляд, конечно. В контексте рассказа вполне мог бы прозреть в руках Опаленного Светом героя, прозревший крот - это ли не чудо Евангельское? Или Крот Прозревший в нарнийском духе предстал бы обновленным духовным зверьком с умными глазами и человеческим голосом. Мне кажется, ваш нестреляющий крот уже выстрелил, высветив идеи.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!