Форум журнала "Новая Литература"

27 Апрель 2024, 10:54:31
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Рассказ «Тени наших отцов»  (Прочитано 700 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктор Парнев
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 235


Просмотр профиля Email
« : 07 Декабрь 2023, 08:50:30 »

Парнев Виктор. Рассказ «Тени наших отцов».

...Очень плохо для ребёнка знать, что твой папа не любит твою маму. А маленький Павлик знал это с самого раннего детства. Он ещё не знал таких понятий как «жена», «муж», «брак», «супружество», «семья», «общие дети», но уже знал, что у папы с мамой всё очень плохо. Причём плохо со стороны папы, а вовсе не мамы. Мама всегда была для него добрая и хорошая, любящая сына Павлика по-настоящему, а не напоказ при гостях, как это делал иногда папа. А папу понять было трудно. Иногда он был вроде бы и ничего, спокойный, умеренно строгий, голоса на маму и на него, на Павлика, не повышал, но чаще был нервный, раздражённый, разговаривал даже по пустяковым вопросам на повышенных тонах, а с бабушкой, то есть, с маминой мамой, был откровенно грубым, если и разговаривал с нею, то с презрительной гримасой и таким тоном, что даже двухгодовалому Павлику было бабушку жалко. Мама в таких случаях всегда была в слезах, а бабушка держалась лучше, хотя была старенькая, но ведь она была, как она сама себя называла, старшим лейтенантом медицинской службы, фронтовиком, и у неё были медали за ту войну, для Павлика уже очень далёкую. Она не лезла за словом в карман, и на всякую отцовскую грубость отвечала, как и полагалось боевому офицеру, активной обороной, а иногда и контратаками, которых отец чаще всего не выдерживал. Мама так не умела, она молча страдала и с обречённым видом вытирала платком слёзы.

Такие отношения в семье Павел помнил столько, сколько помнил себя. И ещё он помнил своё раннее ощущение той внутрисемейной атмосферы, это было ощущение болезненности, постоянной напряжённости, враждебности, иначе сказать, ненормальности. Но, казалось бы, откуда ему было знать, что нормально, а что ненормально внутри семьи, если никаких других отношений он не знал и не помнил по своему малолетству?..

Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Online Online

Сообщений: 3185


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 07 Декабрь 2023, 08:51:49 »

Аннотация к этому произведению:

Безотцовщина бывает, даже когда отец рядом. Но такого отца ждёт жестокая расплата за своё равнодушие. А его ребёнка эта горечь не покинет уже всю жизнь. Возможно ли прощение?
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 07 Декабрь 2023, 20:28:17 »

Для меня этот рассказ – иллюстрация тезиса о борьбе и единстве формы и содержания художественного произведения.
В рассказе явно прослеживается наследование образцам соцреализма позднего периода, этак годов 80-х прошлого столетия.
Соцреализм, как всем известно, есть метод литературы, долженствующий изображать жизнь в ее революционном развитии на основе торжества победы нового строя над старым. В 30-е и даже 50-е годы так оно и было, но к 80-м соцреализм несколько утратил свой пыл, да и с понятиями нового-старого, революционного-контрреволюционного произошли перемены.
По итогу соцреализм переформатировался. Оставил за собой право на такие стилевые характеристики, как реалистичность, преобладание объективного начала, стремление представить в образе художественного характера не только индивидуальные черты, но и наличие поколения (что приводит, в общем-то, к симметричности произведения и, следом, к статике сюжета). А из новых достижений: попытался заменить революционный на новый, т.е. отбросить социально-политическую подоплеку и сконцентрироваться на индивидуальной психологии героев.
Так долго говорю об этом для того, чтобы доказать свою мысль – рассказ «Тени наших отцов» наследует довольно-таки определенной форме произведений, писанных при помощи довольно-таки определенного метода. Теперь про содержание.
Сюжет рассказа завязан на истории о двух отцах (точнее, одного биологического отца и второго – отчима). А если добавить к этому само название («Тени наших отцов»), то становится совершенно ясно: концепт отца является ведущим в тексте, определяет содержание.
В категориях Юнга архетип отца является одним из основных, ибо отцовство в любом времени и любой культуре является древнейшей и важнейшей категорией сознания. Это и право на власть, и ответственность за других, и авторитет, и продолжение традиций, и передача ориентиров и т.д. и т.п. А в сочетании с архетипом сына как антагониста, залога литературного конфликта, данный концепт представляет собой совершенно бескрайнее поле для интерпретаций.
Это в теории. На практике= на примере данного рассказа мы видим, насколько автор сузил возможности, фактически свел к довольно-таки примитивному противопоставлению отца, который родил, но не воспитывал, и отчима, который не родил, но воспитал. Да, подобное противопоставление тоже очень перспективно (концепты безотцовщины и отцеприимства), если бы не.
Если бы автор не увлекся исключительно внешними проявлениями этого противопоставления. Вот фигура партейного отца Ковригина. Весь конфликт с сыном фактически свелся к тому, что отец был дурен, потому что был партаппаратчиком. Характер героя, который, по идее, должен быть сложным, заменяется ярлыком. Автор многократно возвращается к этому моменту, подчеркивает это повторами сцен, усиливает и нагнетает. Получилось упрощение характера героя, а следом и упрощение литературного конфликта. Ну да, плохой папа получил по заслугам, умер в интернате в одиночестве, сын даже стесняется сказать, кого хоронил, а неча было плевать на семью ради материальных благ. Ну да, такое. Очень жизненное.
Возразить на это можно только то, что литература – совсем не жизнь. Даже основываясь на такой стилевой доминанте, как сугубая реалистичность и преобладание исключительно объективного начала, литература должна быть шире, чем жизнь. Художественный мир произведения должен не механически копировать то, что и так уже есть, но взывать к более высоким сферам. Которые, кстати, в этом рассказе были заявлены довольно явственно. Почему ж не реализовались в полной мере?
Мое мнение – форма воспрепятствовала. Оказалась слишком инертной (непластичной, жесткой) для полного раскрытия темы.
Возвращаюсь к тому, с чего начала – конфликт формы и содержания. Форма, полученная в наследство от соцреализма (даже слегка модифицированного), не дает возможности раскрыть старую (даже вечную, архетипическую) тему по-новому.
 А ведь концепт отца можно раскрыть и как неизбежное наследство и некое сомнение в его, наследства, ценности. Такую трактовку можно отнести к тексту в целом.
Нет, я вовсе не хочу сказать, что литературный конфликт рассказа похерен, совсем нет. Однако имеющиеся стилевые особенности значительно увеличили статику повествования и тем самым притушили драматизм событий.
Со всем уважением к автору, но рассказ выглядит… ммм… старомодным, что ли. Что печально, потому что это отвращает читателей (так скажем) помоложе, чем герои рассказа. А кто, как не отец, может воспитать сына? И кто, как не писатель, должен предъявлять читателю лучшие образцы? Соцреализм, конечно, был не беспроблемен, но кое-что он умел, и совсем уж отбрасывать его негоже. И это, кстати, тоже обязанность отца, реального ли, метафорического ли – передавать наследство=ценностные ориентиры, необходимые для развития следующего поколения.

Вот на какие мысли меня навел этот рассказ.
Разумеется, это мои личные мысли, к обдумыванию автором не обязательные.
Остаюсь заранее виноватой во всем,
ваша Гореликова

Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 07 Декабрь 2023, 20:51:37 »

      Гореликову равно интересно читать и как автора, и как форумчанина.
      Просьба к ней - подстегнуть Захарова с компоновкой стих. сборника.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1692


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 07 Декабрь 2023, 21:06:29 »

Не знаю, поблагодарит ли Виктор, от себя же скажу Гореликовой - спасибо. Вновь восхищён нетривиальностью и глубиной её подхода. Добавлю, что уже не впервые я с Виктором попадаюсь в одну и ту же ловушку. Начинаю читать его очередной рассказ, и поначалу радуюсь, предполагая, что Парнев в этот раз удивит свежестью подхода. Вот и с этим рассказом та же история. Меня обнадёжило начало рассказа с кладбища (да, да, именно такие вещи меня порой обнадёживают), и как будто даже от стиля повеяло чем-то не свойственным Парневу, какой-то отстранённостью, неопределённостью, хтонью. Неужели, решил я, Виктор нырнёт в мрачную и вечную тему Танатоса? Уже предположил несколько вариантов развития, услышал запах возможных сюжетов. Но в очередной раз Парнев меня быстро приземлил. Буквально. Философская отстранённость испарилась, Танатос погряз в бытовухе, герои растеряли флёр соприкосновения с Тем миром, и всё пришло к банальному и плоскому решению. Меня бы не так расстроило, если бы Виктор взявшись за нечто для себя новое, при этом облажался, но похоже, он не оставляет себе шанса на ошибку. Рельсы проторены до горизонта, и он по ним едет. К сожалению, это, на мой вкус, скучно. И о работе с формой тут могла бы идти речь, если бы форма здесь присутствовала. Я её не вижу. Есть замысел и авторское высказывание, переданное по средствам прямолинейного предсказуемого повествования.

Не люблю писать отрицательные отзывы, но Гореликова возбудила во мне мысль и желание поделиться своими соображениями. К тому же рассказ вполне классичен. Как я и говорил - без шанса на ошибку, и многим, любящим подобную прозу - зайдёт. Без читателя Виктор не останется.  
« Последнее редактирование: 07 Декабрь 2023, 21:20:56 от Владимир Захаров » Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 07 Декабрь 2023, 21:47:12 »

И о работе с формой тут могла бы идти речь, если бы форма здесь присутствовала. Я её не вижу. Есть замысел и авторское высказывание, переданное по средствам прямолинейного предсказуемого повествования.


Нет, как раз форма тут есть. Форма всегда есть, а тут она просто вопиет и выпирает. Она действительно предсказуема и прямолинейна. Финал рассказа был ясен с момента встречи двух товарищей. Хотя и тогда у меня теплилась надежда – вдруг?...
Но это классика, классика соцреализма. Никакого вдруг. История должна быть, как в жизни (принцип конкретности). История должна быть внятной (принцип народности). История должна содержать мораль= мораль должна трактоваться однозначно (принцип идейности).
По форме – тоже классика. Плавное повествование, никаких намеренно выделенных монтажных стыков (все швы заглажены). Баланс видов изложения, например, ритмичное чередование описательных фрагментов и диалогов. Говорю же, рассказ очень симметричен. Причем по всем фронтам – и по композиции, и по героям (хотя бы по связкам «женщина – мужчина», «папа – мама», и по наполненности сцен. Баланс – это очень ценное качество, но иногда баланса бывает слишком много. Баланс – это статика повествования, в данном случае не хватило динамики. Не побоюсь этого слова – не хватило драматизма и величия. Хотя потенциально конфликт отец vs сын очень драматичен. Это древнейший архетип, уж древнее и придумать нельзя. А здесь статика задушила все.
Нет, я не против бытовухи, бытовуха – это прекрасно. Но в данном случае получился тот же самый принцип партийности. Только с противоположным знаком. В истинном соцреализме партийный персонаж был всегда хорошим, носителем авторитета, ценностей и проч. А здесь специально педалируется плохость отца Ковригина через его партийную принадлежность.
Не то, что бы я была сторонницей левых, социалистов, коммунистов и прочих истов. Я сужу исключительно с точки зрения интереса к тексту. Когда однозначно и предсказуемо, тогда не интересно.
Вот и получился парадокс. Написано хорошо, но не больше.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 11
Offline Offline

Сообщений: 1449


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 07 Декабрь 2023, 21:48:01 »

     
      Просьба к ней - подстегнуть Захарова с компоновкой стих. сборника.

Не, я не сторож брату своему.
Он сам с усам.
Записан
Виктор Парнев
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 235


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 08 Декабрь 2023, 21:07:45 »

   Спасибо, дорогие друзья, за интерес к моему скромному творчеству. Когда тебя порицают, как порицают  здесь меня  -  это обнадёживает. Особое спасибо Гореликовой.  Я и прежде подозревал, что она неравнодушна ко мне (не только как к автору), а уж теперь... Но почему же лишь на форуме? Написала бы критическую статью (а она её по сути уже написала), поместила бы на сайте, и вот, мне в послужной лист ещё одна медалька. Пусть порицает, пусть, главное, чтобы фамилию правильно писала  и почаще упоминала. А насчёт реализма...  да, дорогие друзья, реалист я, видимо, неисправимый. Реализм, это когда автор понятным языком пишет о понятных вещах, при этом читающему почти всё понятно. Согласен, что это кому-то кажется скучным, ну так что ж, каждому своё. Кому Чарльз Буковски, а кому Маяковский (это я так, для рифмы). И уж конечно, огромное спасибо Владимиру Захарову, ведь он на весь свет заявил, что "без читателя Виктор не останется". Убеждён, в первую очередь он имел в виду себя. Спасибо, Володя! Так держать. Предлагаю дружить домами. Пока что в переносном смысле, а там будет видно. Ну, а всем-всем обещаю работать над собою, стараться писать заковыристее, непредсказуемее, малопонятнее, хотя сам же сомневаюсь в успешности таких стараний.  Ещё раз спасибо! 
« Последнее редактирование: 08 Декабрь 2023, 21:11:18 от Виктор Парнев » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 08 Декабрь 2023, 21:17:59 »

      Гореликовой.
      Парнев прав, негоже пространные ваши посты на форуме разменивать. И ему, как он справедливо заметил, медалька будет, и в ваш послужной список внесём. И критический раздел НЛ обогатится. Нижайше просим, мадам - один соцреалист и два красных формалиста-модерниста.
Записан
Сапир
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 270


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 11 Январь 2024, 20:21:50 »

Как то вяло. Будто не сочинение, а изложение. Да, сгорел человек, партработник,  на перестройке. Наверное, такие трагедии бывали. Но много чаще, все предвидели и заранее обзаводились кооперативом ( было такое промежуточное звено между плановым хозяйством и рынком) и осваивали коммерцию. При таком варианте событий (ну, потом могло случится - неудача, разорение), было бы как то интересней, Были бы "горки". А так, слишком прямо.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!