Форум журнала "Новая Литература"

27 Апрель 2024, 16:36:49
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
Страниц: 1 ... 8 9 [10]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Сборник стихотворений «Сладкие монстры памяти (сборник стихотворений)»  (Прочитано 7872 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #135 : 17 Март 2024, 06:16:18 »

      Или вот ещё верлибр, для демонстрации разнообразия интонаций в верлибре. Опять таки непохоже на всё вышеприведённое - Захарова, Яну, меня, Бенна (и Бродского тоже).

       ЩАЦЕВ В.

БАЛЛАДА О ЛЕРМОНТОВЕ

Я. Гордину

Поговорим о человеке,
который не сделал карьеру,
о его жизни,
короткой и неуверенной,
о ветреном любовнике
и храбром офицере, —
поговорим о поручике Лермонтове.
Поговорим о человеке, жившем,
когда не было ракетодромов и телевидения,
который чаще ходил пешком
или окликал ямщика
и потом, ссутулившись,
из-под низкой фуражки видел,
как трясутся над головою
российские облака.
Поговорим о Лермонтове,
поручике, который служил на Кавказе,
посещал Офицерское собрание
и гарнизонные танцы,
убивал горцев,
писал горные пейзажи,
различным женщинам посвящал стансы.
Поговорим о разном героизме
разных героев
разного времени,
поговорим о городах,
о горах,
о гордости
и о горе, —
поговорим о Лермонтове, о славном поручике
Лермонтове,
авторе романа
из жизни на водах,
погибшем около санатория.

    Мне чудится полурифма в танцы-стансы.
« Последнее редактирование: 17 Март 2024, 06:19:16 от Лачин » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #136 : 03 Апрель 2024, 18:39:15 »

                 А вот ещё верлибр (а то иные говорят о его якобы однообразии и неотличимости авторов друг от друга). 1941 года. Елены Ширман, героя Войны (1908-1942, расстреляна фашистами). Тогда в Союзе писать верлибры было дерзостью,  и чуть ли не оппозицией власти (да и не писали их).

                 ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ

Эти стихи, наверное, последние,
Человек имеет право перед смертью высказаться,
Поэтому мне ничего больше не совестно.
Я всю жизнь пыталась быть мужественной,
Я хотела быть достойной твоей доброй улыбки
Или хотя бы твоей доброй памяти.
Но мне это всегда удавалось плохо,
С каждый днем удается все хуже,
А теперь, наверно, уже никогда не удастся.
Вся наша многолетняя переписка
И нечастые скудные встречи —
Напрасная и болезненная попытка
Перепрыгнуть законы пространства и времени.
Ты это понял прочнее и раньше, чем я.
Потому твои письма, после полтавской встречи,
Стали конкретными и объективными, как речь докладчика,
Любознательными, как викторина,
Равнодушными, как трамвайная вежливость.
Это совсем не твои письма. Ты их пишешь, себя насилуя,
Потому они меня больше не радуют,
Они сплющивают меня, как молоток шляпу гвоздя.
И бессонница оглушает меня, как землетрясение.
…Ты требуешь от меня благоразумия,
Социально значимых стихов и веселых писем,
Но я не умею, не получается…
(Вот пишу эти строки и вижу,
Как твои добрые губы искажает недобрая “антиулыбка”,
И сердце мое останавливается заранее.)
Но я только то, что я есть, — не больше, не меньше:
Одинокая, усталая женщина тридцати лет,
С косматыми волосами, тронутыми сединой,
С тяжелым взглядом и тяжелой походкой,
С широкими скулами, обветренной кожей,
С резким голосом и неловкими манерами,
Одетая в жесткое коричневое платье,
Не умеющая гримироваться и нравиться.
И пусть мои стихи нелепы, как моя одежда,
Бездарны, как моя жизнь, как все чересчур прямое и честное,
Но я то, что я есть. И я говорю, что думаю:
Человек не может жить, не имея завтрашней радости,
Человек не может жить, перестав надеяться,
Перестав мечтать, хотя бы о несбыточном.
Поэтому я нарушаю все запрещения
И говорю то, что мне хочется,
Что меня наполняет болью и радостью,
Что мне мешает спать и умереть.
…Весной у меня в стакане стояли цветы земляники,
Лепестки у них белые с бледно-лиловыми жилками,
Трогательно выгнутые, как твои веки.
И я их нечаянно назвала твоим именем.
Все красивое на земле мне хочется называть твоим именем:
Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,
Все зори и все облака с розовато-желтой каймою —
Они все на тебя похожи.
Я удивляюсь, как люди не замечают твоей красоты,
Как спокойно выдерживают твое рукопожатье,
Ведь руки твои — конденсаторы счастья,
Они излучают тепло на тысячи метров,
Они могут растопить арктический айсберг,
Но мне отказано даже в сотой калории,
Мне выдаются плоские буквы в бурых конвертах,
Нормированные и обезжиренные, как консервы,
Ничего не излучающие и ничем не пахнущие.
(Я то, что я есть, и я говорю, что мне хочется.)
…Как в объемном кино, ты сходишь ко мне с экрана,
Ты идешь по залу, живой и светящийся,
Ты проходишь сквозь меня как сновидение,
И я не слышу твоего дыхания.
…Твое тело должно быть подобно музыке,
Которую не успел написать Бетховен,
Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,
Захлебнуться ею, как морским прибоем.
(Эти стихи последние и мне ничего больше не совестно.)
Я завещаю девушке, которая будет любить тебя:
Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности,
Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,
Пусть пальцы ее будут нежными, как мои мысли.
(Я то, что я есть, и это не то, что нужно.)
…Я могла бы пройти босиком до Белграда,
И снег бы дымился под моими подошвами,
И мне навстречу летели бы ласточки,
Но граница закрыта, как твое сердце,
Как твоя шинель, застегнутая на все пуговицы.
И меня не пропустят. Спокойно и вежливо
Меня попросят вернуться обратно.
А если буду, как прежде, идти напролом,
Белоголовый часовой поднимет винтовку,
И я не услышу выстрела —
Меня кто-то как бы негромко окликнет,
И я увижу твою голубую улыбку совсем близко,
И ты — впервые — меня поцелуешь в губы.
Но конца поцелуя я уже не почувствую.


Которую не успел написать Бетховен,
Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,
Захлебнуться ею, как морским прибоем.

Бетховен-прибоем - мне чудится рифма.

« Последнее редактирование: 03 Апрель 2024, 18:55:24 от Лачин » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #137 : 03 Апрель 2024, 20:16:44 »

              "Лачин, очень мощные стихи ты процитировал. Верлибр. Тонкие и трогательные. А главное, вдохновляющие. Блин, захотелось за ещё один сборник засесть."
              Володя, ты, наверно, здесь про Ширман хотел это сказать? Или я чего напутал, может...-)
Записан
Владимир Захаров
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1693


Просмотр профиля Email
« Ответ #138 : 03 Апрель 2024, 20:20:20 »

Да, конечно. С телефона пишу и не вижу мелкий шрифт рубрик. Прекрасные, наполненные, живущие уже вне времени, пульсирующие энергией и жизнью - стихи.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #139 : 03 Апрель 2024, 20:38:32 »

                Она говорила, прикинь - если я уже не смогу переплыть туда-обратно ... (забыл, какую реку, из самых широких в России), покончу с собой. Это чем-то напоминает наш разговор несколько лет назад. Правда, мы не столь радикальны в этом.-) Но тема была примерно та же - если немощны будем, то сами уйдём.   
               А парню, которому эти стихи пишет - ему было 16-18 лет. А ей то 33! И это её ужасно смущало, что влюбилась таким вот образом, ведь по тем временам признаться в этом и вступить в такой брак было вызовом нравственности.
              По физической силе и ловкости из героинь Войны с ней сравнима, пожалуй, только Вера Волошина. Но она проф. спортсменкой была, понятное дело. А Ширман то из журналистов и писателей. Молодец, однако.
« Последнее редактирование: 03 Апрель 2024, 20:41:23 от Лачин » Записан
Ярослав
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 903


Просмотр профиля Email
« Ответ #140 : 03 Апрель 2024, 20:58:57 »

Я говорил, что верлибр ("с лица необщим выраженьем") написать труднее, чем белый стих, а белый - труднее, чем рифмованный. Это только ничего не понимающему в поэзии кажется, что наоборот: что рифма ограничивает, ритм ограничивает - в поэзии это помощники, а не ограничители!

В общем, всё наоборот. Поэтому верлибров в общей массе, имеющих индивидуальное лицо и являющихся произведением искусства, на порядок меньше, чем белых стихов, а тех на порядок меньше, чем рифмованных. (Это если ограничиться двумя последними веками русской поэзии, не углубляясь в прошлое и не расширяя обзор на другие языковые структуры).

Безусловно, талантливые верлибры существуют. Есть они и у признанных мастеров. Но чаще встречаются на стыке жанров. Например, у скульптора Вадима Сидура (до сих пор помню его верлибры, а тысячи других из памяти стёрлись).

В общем, написать талантливый верлибр - это высший пилотаж. Из сотен тысяч написанных (когда верлибр вошёл в моду в 90-е, в начале нулевых) редкие единицы стали поэзией. В процентном отношении удач и неудач верлибр (как структура речи) проигрывает и белым стихам, и стихам в прозе (часто путают с верлибром), и стихам рифмованным (с любым организованным ритмическим рисунком, которых бесчисленное множество).

Это был последний бульк. Так - истины ради. То есть - не в коня корм.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #141 : 03 Апрель 2024, 21:03:33 »

            Так ведь верлибров в русской литературе меньше написано, чем белых стихов, а тех меньше, чем рифмованных.

            Здесь никто и не говорил, что писать хорошие верлибры легко.
« Последнее редактирование: 03 Апрель 2024, 21:12:21 от Лачин » Записан
Ярослав
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 903


Просмотр профиля Email
« Ответ #142 : 03 Апрель 2024, 21:08:39 »

Нет, не поэтому. В конце 20-го и в 21-м веке уже другая статистика (другая мода).
Здесь количественные критерии не работают. Просто верлибр хороший написать труднее. Его лёгкость очень обманчива. Впрочем, как и и всегда в искусстве: чем формально легче освоить что-то - тем труднее создать в этой форме шедевр.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #143 : 03 Апрель 2024, 21:11:05 »

         Этак получается, что легче всего писать сонеты итал. формы и терцины, благо там сложная рифмовка.
« Последнее редактирование: 03 Апрель 2024, 21:13:15 от Лачин » Записан
Булава Мандрагора
Пользователь
**

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 33


Просмотр профиля
« Ответ #144 : 04 Апрель 2024, 07:54:43 »

Это был последний бульк.

Сектант срёт в колодец, из которого вы пьёте.
Записан
Ярослав
Ветеран
*****

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 903


Просмотр профиля Email
« Ответ #145 : 04 Апрель 2024, 09:34:25 »

         Этак получается, что легче всего писать сонеты итал. формы и терцины, благо там сложная рифмовка.

Формально - сложнее. Формально - проще всего верлибр. Но это обман зрения...
Шедевр проще создать в сложных и проверенных временем формах - там сам язык помогает. А вот чем меньше формальных помощников - тем сложнее создавать шедевр. А мазню - конечно, проще: пиши, что хочу и как получается...


Сектант срёт в колодец, из которого вы пьёте.

Если это ирония, то тупая. А если не ирония - то вербальный автопортрет. Других вариантов не просматривается в этой фразе.
Записан
Страниц: 1 ... 8 9 [10]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!