Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 10. К литературе 11. Амбивалентность 12. Неоднозначность писательства Амбивалентность
Рассматривая примеры явлений сакрального, каким оно было для архаичных народов, Кайуа, опираясь на авторитетных исследователей, приходит к выводу об амбивалентности сакрального модуса. Амбивалентность по-русски значит двоякость, двойственность. Все, что сакрально, может истолковываться двояко, и в практическом плане иметь двунаправленную потенцию. Типичный пример – отношение «чистого» и «нечистого».
«Нет ни одной религиозной системы – даже если понимать это выражение в широком смысле, – где бы ни играли основополагающей роли категории чистого и нечистого... В эстетике говорят о "чистоте" линии, в химии – о "чистых" веществах... Чистым – веществом или линией – является то, чья сущность не смешана ни с чем искажающим и принижающим; чистое вино – вино, не смешанное с водой, чистый металл – металл, не содержащий грубых примесей, чистый человек – мужчина, не соединявшийся с женщиной, живой и здоровый организм, не оскверненный зачатками смерти и разрушения при соприкосновении с трупом или кровью». «Следует заметить, что изначально категории чистого и нечистого характеризуют собой не этический антагонизм, а религиозную противоположность. В области сакрального они играют ту же роль, что понятия добра и зла – в области профанной. Между тем мир сакрального, помимо прочего, отличается от мира профанного как мир энергий от мира субстанций. С одной стороны – силы, с другой стороны – вещи. Отсюда прямо вытекает важное следствие для категорий чистого и нечистого: они оказываются в высшей степени подвижными, взаимозаменимыми, двусмысленными». «В самом деле, если вещь по определению обладает устойчивой природой, то сила, напротив, может приносить добро или зло в зависимости от конкретных обстоятельств… В виртуальном состоянии она двойственна; в действии она становится однозначной».
Таким образом, помимо прямого антагонизма с профанным, сакральное несет в себе еще и внутреннюю оппозицию. В сфере сакрального могут быть «чистое» и «нечистое», определяющие два разнознáковых полюса.
«Либо это нечистота, и тогда известно, что она проникает в самую глубину существа, становится болезнью и как бы симптомом смерти… Или же это чистота, подобием которой является здоровье, а когда она достигает святости – то и бурная витальность... неотразимая сила, опасная из-за самой своей интенсивности». «...чистое и нечистое обладают общей чертой – и то и другое суть силы, которые можно использовать». «...чем отвратительнее лекарство, тем оно эффективнее… Так, арабы применяют против джиннов и дурного глаза настойку, изготовленную из нечистот, месячной крови и костей мертвецов... Для полноты картины они могли бы еще использовать в своей медицине какие-нибудь остатки искупительной жертвы. У семитов на нее возлагаются все грехи народа, и она предстает как квинтэссенция скверны». «И наоборот, нечистота сообщает мистическую силу – или, что то же самое, манифестирует, доказывает ее присутствие в человеке, победоносно прошедшем через опасности кощунства. Когда Эдип, покрытый величайшим позором отцеубийства и кровосмешения, ступает на территорию Афин, он оказывается сакральным существом и источником благодеяний для всей страны… Нарушив самый святой закон, человек получает опасную поддержку сверхъестественных сил, примерно так же как в других традициях, чтобы стать колдуном, надо заключить договор с дьяволом». «Нарушителю священных правил достаточно в буквальном смысле совершить обращение, переворот, достигаемый соответствующей аскезой и облегчаемый предписанными действиями или поведением, чтобы его зловещая сила, не меняя своей величины, получила обратное направление, помогая сохранять эти правила и добиваться их соблюдения».
Оглавление 10. К литературе 11. Амбивалентность 12. Неоднозначность писательства |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|