HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

11. Амбивалентность
12. Неоднозначность писательства
13. Разделение

Неоднозначность писательства


 

 

 

Насколько писательство хорошо, и насколько оно дурно? Вопрос не праздный – как может некоторым показаться. Я задаюсь им не с позиции эстетики или морали, а в соотнесении с категориями профанного и сакрального.

Начнем с того, что писательство – не физический труд, производящий материальные ценности. Литературу не намажешь на хлеб, ею не укрыться от непогоды. Литература – это работа в сфере идей, она par excellence идеальна. Ну и что из того? Разве мало имеется поприщ, где человек работает интеллектом? Да, таких поприщ немало. Более того, в нашей цивилизации, по мере развития высокотехнологичного производства, физический труд все более замещается приложением интеллекта, равно как и все большее место занимает продукция виртуальная. Получается, что писательство – такой же, в сущности, труд, как и все остальные интеллигентные виды работы. Любая профессия, то есть, дело, которое человек выполняет за деньги, сама по себе не дурна и не хороша.

Она просто… профанна.

Если профессия – да: человек получает зарплату, кормит семью, выращивает детей, платит налоги и т.д. Его дело вполне укладывается в обыденное, благопристойное. Он – человек разумный, приличный, нормальный. Он – обыватель.

А если – нет? Если он пишет не ради понятных денег, а повинуясь внутреннему безотчетному импульсу, неслышному зову неясно откуда, влекущему неясно куда? Такое занятие, с точки зрения обывателя, счесть нормальным нельзя. Нет, конечно, если пишущий продаст свою рукопись и блеснет гонораром, приложение его сил тут же получит свое оправдание. Но если он пишет, из года в год, нечто такое, что едва ли продашь – то есть, продать, издать, заработать, конечно, надеется, но едва ли на это делает ставку, едва ли планирует свое творчество, исходя из прицела на востребованный рынком формат, – такой человек, волей-неволей, отдаляется от профанной стабильности...

И вступает в зыбкую нестабильность сакрального.

Он все дальше от мира субстанций, и все глубже – в мире энергий. Он теряет в зримых вещах, но обретает незримую силу. В отношении близких – он не то чтобы зло, но уже – не добро, ибо посвящает себя не карьере, а творчеству, от которого, при всей одержимости и жуткой энергозатратности, может, будет какая-то польза, а может – и нет.

Это – снаружи, каким предстает писательство как жизненное занятие. А что – изнутри? Каково содержание самого творчества? В свете амбивалентности сакральных явлений можно с уверенностью сказать: содержание может быть как «чистым» так и «нечистым». «Чистым» мы назовем, пожалуй, все то, что несет людям свет, надежду, добро, утверждает нравственные идеалы, служит поддержанию стабильности общества. И напротив – все мрачное, деструктивное, растлевающее, злое, асоциальное, гибельное мы окрестим присутствием в нем смутной «нечистой силы».

Такое разделение представляется несомненным – на поверхностный взгляд. Но если вдуматься: действительно ли творчество так однозначно? Действительно ли «чистое» – только добро, а «нечистое» – только зло? Нет ли здесь более сложной взаимосвязи? Если вспомнить произведения классиков, составивших славу всемирной литературы, повлиявших на современников, и протянувших влияние на многие поколения, вплоть до нас, ныне живущих – исчерпываются ли эти произведения только «чистым» посылом? Не исполнены ли они значительным содержанием, в том числе, и «нечистого»? Не вступает ли настоящий писатель в область осуждаемого и запретного? Не вскрывает ли он глубину, для обывателя неуютную? Не расшатывает ли он, зачастую, привычный миропорядок той социальной эпохи, в которую ему по случайности довелось жить и творить?

С другой стороны, нам известны примеры, когда писатель, изначально бунтарский, революционный, рушащий догмы и в корне меняющий сознание современников, в следующих поколениях уже признается оправданным и законным, и включается вызревшим обществом в уже новую культурную догму. Его произведения – в учебной программе, его воззрения – в социальных ориентирах, его подвиг отверженного – в дивидендах книгоиздателей. Так сакральная ипостась писательского дерзновения, в свое время изменившего мир, постепенно становится частью плоти профанного мира.

 

 

 


Оглавление

11. Амбивалентность
12. Неоднозначность писательства
13. Разделение
492 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 22.06.2025, 19:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!