HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

123. Смысл символа
124. Трансформация жертвоприношений
125. Смысл жизни писателя

Трансформация жертвоприношений


 

 

 

Итак, по Элиаде, архаическое сознание – это сознание образное, символическое. Но архаическое – не значит примитивное. Так же как и цивилизованное – не значит высокоразвитое. Читатель проницательный, разумеется, чувствует разницу. Иначе, почему среди наших современников (а равно как и во все времена) к искусству, как правило, тянутся люди, чье личностное развитие несколько выше усредненного уровня? И наоборот, почему типичный представитель массового «среднего класса» искусство игнорирует, а если и потребляет, то, как правило, самые примитивные его формы? Видимо, придется признать, что развитию человечества противостоит не архаическое мышление, а мышление варварское; как культуре противостоят технологии, как причащению – потребление, как духовности – обездушенность, как творчеству личности – личностное убожество.

Впрочем, полагать, будто каждого человека можно свести к этим двум крайностям – было бы упрощением слишком грубым. Но нужно обозначить акценты: стоит включить телевизор в популярное время, становится ясно, чтó нынче преобладает в среднестатистической выборке. А только ли – нынче? Быть может, так было всегда: подавляющая часть человеческой массы желала хлеба и зрелищ, и этим ограничивалась ее потребность в сакральном, а сакрализация чуть выше усредненного уровня либо профанировалась – либо с глаз долой удалялась, а то и уничтожалась, дабы не баламутить народ?

Тем не менее, во все времена находились беспокойные люди, которые вырывались за предел человеческой массы с ее ограниченными, профанными, варварскими желаниями – и устремлялись к восхождению в творчестве. Можно предположить, что процесс этот разрастался и ширился по мере расширения и повышения уровня образованности, получения знаний все большим числом людей и на каком-то этапе – осознанию ими в себе творческого потенциала. В наше время это стало особенно зримым: человека не устраивает безличностное прозябание, и он пытается через творчество реализовать свою личность. Таких людей – тысячи тысяч. О них свидетельствует Интернет. Все эти люди жаждут сказать миру свое слово.

В этом движении души, сам того не подозревая, человек приближается к Богу и становится богоподобен. Он чувствует в себе дар, который обязывает сделать то, что может сделать исключительно он; он как личность – и никто другой. Вот только дар – не подарок. Дар – это возложение миссии. И миссия неотвратимо должна быть выполнена. Откуда она, эта миссия, эта жгучая сверхзадача, этот тягостный крест?

Нет другого ответа – только от Бога.

И вот теперь, в свете расширенного понимания Бога, полученного благодаря сравнительному религиоведению, мы можем точно сказать, что миссией наделяется тот, кому суждено сослужить людям известную пользу. Для атеистов Бог – это выдумка, и аналитическое мое рассуждение вполне может им показаться бредовым, а для верующих то же рассуждение может показаться кощунственным, ибо Бог – Абсолют, который нельзя «расширенно понимать». Тем не менее, и те и другие, я думаю, согласятся со мною в том, что творческий дар есть некая условная избранность, и эта условная избранность архетипически повторяет сюжет, по которому человек выделяется из безликой толпы, чтобы двигаясь по пути индивидуального восхождения, рождения в себе истины, донесения ее до людей, неизбежно войти в конфликт с существующим порядком вещей, и в этом противоборстве, преодолевая условность, принести свою жизнь в безусловную жертву.

Таким образом, в эпоху, когда кажется, что «Бог умер», через Откровение творчества мы опять к Нему причащаемся. Творческий человек – это человекоявленный Бог. Каждый может стать богом.

И самое божественное в человеке – способность к самопожертвованию.

 

 

 


Оглавление

123. Смысл символа
124. Трансформация жертвоприношений
125. Смысл жизни писателя
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!