HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

124. Трансформация жертвоприношений
125. Смысл жизни писателя
126. Русский контрапункт. Провиденциальный

Смысл жизни писателя


 

 

 

Что мы увидели из религиоведческого ракурса? Во-первых, то, что идея Бога существовала во все времена. Выделение отдельных эпох магического или же научного толка наслаивается на базовую человеческую потребность быть в причастии к Высшему Существу. Во-вторых, мы увидели, как в ходе истории человечества Высшее Существо постепенно отодвигалось на дальний план, уступая место «вторичным» богам, более близким к земным человеческим нуждам, и сакральность этих богов напрямую служила их профанному применению. Наконец, в третьих, стало заметным, что по мере приближения к нашему времени, по мере потери церковными культами социальных позиций, функция посредничества между человеком и идеей Высшего Существа (Абсолютного Разума, Логоса, Истины) постепенно смещается от религии – к литературе.

Как ни парадоксально, речь идет не о церковной литературе, не о научной, и даже не о философской. Мыслить, искать истину, интеллектуально и духовно обогащаться человек предпочитает через литературу художественную. Почему так? Может быть, потому, что она легче для восприятия, ее увлекательней и проще читать? Доля правды в этом, конечно, есть. Но есть и другая, сокровенная доля: художественная литература – это литература образная, символическая; доступным, предметным, изобразительным языком она рассказывает о жизни не отдаленной, а приближенной к человеку, и через эту приближенность она проникает в самое сердце, в самую интимную глубь всегда одинокой души, и раскрывает в ней космос, и пробуждает самосознание, и помогает понять жизненно важные истины так остро и ярко, как не способны их донести никакие специальные тексты с их абстрагированными многомудрыми построениями.

При этом нельзя забывать, что все религии создавались писателями, ибо в основе всякой религии, несомненно, лежит текст. И разнообразные виды магии создавалась ими же, сочинителями. Да и науки двигались ими же – мечтателями, фантазерами. Все умозрительные системы в истории человечества рождались не иначе как через литературу, и в своем высшем, всеобъемлющем, божественном модусе литература стремится к художественности.

Художественная литература адресуется тому типу сознания, который принято считать архаическим. Основу такого сознания составляет духовность, то есть, единство человека и всей вселенной посредством души. Но если люди и сегодня художественную литературу читают, значит, душа существует, и ей потребна эта причастность, это сочувствие и соучастие в мифическом пространстве и времени, хотя бы изредка выводящие за предел обездушенного бытия.

Именно этой сакральной цели и служит писатель. Он стоит у истока художественного произведения. Мы уже знаем теперь, Кто поставил его в эту точку, Кто возложил эту миссию, Кто ниспослал сверхзадачу, Кто одарил даром творчества. Выкрутиться не удастся. Остается следовать трудным путем, понимая, что всё это – только Миф, и, тем не менее, всю свою жизнь подчиняя этому Мифу, в Нем пребывая, в Нем, исчезая, в Нем предельно самоосуществляясь.

 

«Миф может выродиться в эпическую легенду, в балладу или роман, либо выжить лишь в ослабленной форме "предрассудков", обычаев, ностальгии и т.д.; при всем том он не теряет ни своей сущности, ни своего значения».

«С типологической точки зрения странствия Одиссея или поиск св. Грааля находят отражение в великих романах XIX века, не говоря уже о развлекательном чтиве, архаическое происхождение сюжетов которого проследить совершенно нетрудно. Если сегодня детективы рассказывают о поединке преступника и сыщика (доброго гения и злого гения, дракона и прекрасного принца старых историй), тогда как несколько поколений тому назад предпочитали изображать принца-сироту или невинную деву в лапах "злодея", а лет сто пятьдесят тому назад была мода на "черные" и "безумные" романы с "черными монахами", "итальянцами", "злодеями", "похищенными девушками", "заступниками в масках" и т.п., то эти вариации в деталях отражают лишь колорит времени и смены общественных вкусов; тема же остается неизменной... Разумеется, каждый следующий шаг приносит с собой некоторое огрубление конфликта и образов… Но модели, пришедшие из далекого прошлого, никогда не исчезают».

«Взять лишь один из тысячи примеров: Ахилл и Серен Кьеркегор. Ахилл, как и многие другие герои, не женился, хотя ему и предсказывали счастливую и плодотворную жизнь, если бы он сделал это; но в этом случае он бы отказался от возможности стать героем, не реализовал бы свой "уникальный шанс", не обрел бы бессмертия. Кьеркегор прошел в точности через такую же экзистенциальную драму в отношении Регины Ольсен; он отказался от женитьбы, чтобы остаться самим собой, "уникальным", чтобы иметь надежду на вечность в обмен на отказ от модальности счастливой жизни в "общем". Он совершенно недвусмысленно говорит это в следующем отрывке из личного дневника: "Я был бы счастливее, в конечном смысле, сумей я избавиться от той занозы, которую я ощущаю в моей плоти; но в бесконечном смысле я был бы кончен"».

«Другими словами, человек, от чего бы он ни был свободен, всегда остается пленником своих архетипических интуиций, образовавшихся в тот момент, когда он впервые осознал свое место в Космосе. Тоску по раю можно различить даже в самых обыденных действиях современного человека. Идея Абсолюта не может быть выкорчевана; она может лишь подвергаться деградации. И архаическая духовность остается на свой лад живой, не в качестве акта, не в качестве того, что человек может реально осуществить, но в качестве творческой ностальгии – ностальгии, творящей автономные ценности: искусство, науки, социальную мистику и т.д.».

 

 

 


Оглавление

124. Трансформация жертвоприношений
125. Смысл жизни писателя
126. Русский контрапункт. Провиденциальный
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!