HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

201. Синдром сакуры
202. Смысл смерти писателя
203. Мантисса

Смысл смерти писателя


 

 

 

А теперь – поговорим откровенно, без сентиментальной романтики. Судьбы писателей, наложивших на себя руки, нас, конечно, тревожат впечатляющей жутью. Вот только вся эта масса трагедий – действительно ли она обусловлена вхождением человека в пространство-время литературы?

Если вместо «писатель и самоубийство» взять, к примеру, такие предметы исследования: «художник и самоубийство», «музыкант и самоубийство», «артист и самоубийство»... Не правда ли? – не приходится сомневаться, что и эти профессиональные срезы соберут не менее убедительный «урожай». Ученый, исследователь, путешественник, военный… Врач, инженер, архитектор, изобретатель… Менеджер, бизнесмен, финансист, правительственный чиновник… Чернорабочий… Домохозяйка… Да мало ли кто.

Не правда ли? – у каждого человека, не зависимо от условного места, которое он занимает в социальном распределении ролей, найдется причина задуматься о своевольном уходе из жизни. И многие не только задумываются, но делают это… Так стóит ли говорить о какой-то писательской исключительности в этом, безусловно, самом страшном, экзистенциальном вопросе?..

Стóит.

Его исключительность – в миссии. Он должен сказать миру нечто. Сказать так, чтобы люди это услышали.

Ни одна из других человеческих ипостасей не несет в себе этой мисси сообщения – напрямую, в словах, в обращении к мысли, один на один, и пока главным инструментом коммуникации остается, все еще, слово, писатель остается его главным проводником.

Писательский основной инстинкт подчинен этой сверхзадаче. А раз так, то самоубийство писателя – это убийство литературы в себе; литературы как сообщения, литературы как формы существования мысли; и если писатель в силу разных причин так и не сказал миру свое слово – вот это и есть настоящий литературицид.

Пришло время кое-что уточнить. Чхартишвили трактует «литературицид» как «самоубийство посредством литературы». Такая трактовка морфологически некорректна. Если сравнить, к примеру «пестицид» (химическое в-во для уничтожения вредителей растений) или «геноцид» (истребление групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам), становится очевидным, что термин «литературицид» должен быть истолкован не иначе как «убийство литературы».

Самоубийство посредством литературы – вовсе не литературицид. Как раз-то наоборот, писатель себя убивает литературой, чтобы литература жила. Самоубийство посредством литературы – это такая линия жизни, следуя которой, человек жертвует многим профанным во имя сакральной задачи. Это многолетние бессонные ночи в дыму сигарет и бодрости крепкого чая. Это изнурение глаз от бесконечной фиксации на буквах и строчках. Это гиподинамия, загустение крови, и в перспективе не такой уж далекой – целый ворох болезней, приближающих раннюю старость, усталость, предельную изнуренность. Это и отказ от разумной карьеры в какой-нибудь из надежных профессий. Это и провал в семейном благополучии по обывательским меркам. Это и бедность, граничащая с нищетой, и депрессии, и нервные срывы, и алкоголизм, и всякие прочие спутники притяжения смерти.

Литературицид – совершенно другое. Это направление противоположного знака. К литературициду следует отнести не писателей, «кончивших плохо», – а писателей очень даже благополучных, однако всей своей писаниной не сказавших миру ничего такого существенного, что стимулировало бы читателя мыслить. Именно эта каста серийных специалистов строчит вал жанровых серий. Именно их продукция заполняет поле массового внимания. Именно вследствие такой литературной политики формируются поколения человеческих стад, чья ментальность не простирается дальше штампов «среднего класса», а произведения, хоть на шаг отступающие от лояльности приемлемым жанрам, объявляются «неформатом» и отправляются погибать с их безвестными авторами.

Под литературцицид подпадают все те, кто жаждал сказать, но не смог. Под то же уничтожение – и те, кто сказал, но не был услышан. Под него же – и те, кто смирился, сошел с дистанции, сдался.

Но сдаются не все.

Чтобы, наконец, быть услышанными иные используют последний предел.

 

 

 


Оглавление

201. Синдром сакуры
202. Смысл смерти писателя
203. Мантисса
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Каждый день 24/7 важные события и новости науки на популярном вебсайте atinform.com.
Поддержите «Новую Литературу»!