Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 20. Слава писателя 21. Выход за предел 22. Эйфория писателя Выход за предел
Большое место в своём исследовании Кайуа посвящает теории праздника, каким он был и как менялся в ходе истории. От древнейших племён до современной цивилизации праздник является тем, что Кайуа называет «трансгрессивным сакральным».
«Жизни размеренной, проходящей в повседневных трудах, мирной, скованной системой запретов, полной предосторожностей… противостоит кипение праздника. Даже если рассматривать только внешние его стороны, он являет собой одни и те же черты на любом уровне цивилизации... К чести Дюркгейма, он распознал в праздниках, в их оппозиции рабочим дням, важнейшее проявление различия между сакральным и профанным». «Эксцесс – лекарство от ветшания… Они необходимы для успеха устраиваемых церемоний, они причастны к их святой силе и вместе с ними участвуют в обновлении природы и общества. В самом деле, именно такова цель праздника... Время – это то, что ведет к старению, к смерти, к ветшанию… праздник предстает как актуализация первых времен мироздания… это мифическое время, когда "существование дошло до бытия, и началась естественная история"». «Мифическое время предстает в фундаментально двойственном облике... у него два противоположных аспекта – Хаос и Золотой век. Насколько отталкивает в нем недостаток порядка и стабильности, настолько же привлекает отсутствие преград». «Итак, праздник справляется в пространстве-времени мифа, и имеет своей функцией возрождение реального мира… Лицедеи подражают делам и поступкам героя. Они носят маски… задача состоит в том, чтобы стали актуально присутствующими и действующими существа творческой эпохи, которые единственно обладают магической силой, сообщающей обряду желаемую эффективность». «Обряды плодородия и посвящения… имеют своей основой представление мифов о происхождении вещей и социальных институтов… Параллелизм сказывается во всем. Обряды плодородия обеспечивают возрождение природы, обряды посвящения – возрождение общества». «Мифы по определению суть тайные и могущественные повествования, излагающие сотворение того или иного живого вида, основание того или иного социального института. Они действуют наподобие волшебных слов». «Сколько бы ни длился этот период, во время его потусторонний мир смешивается с посюсторонним. Прародители или боги, воплощаемые танцорами в масках, присоединяются к людям и резко прерывают ход естественной истории... Также и мертвые выходят из своих обиталищ и вторгаются в мир живых». «…при временной отмене космического порядка совершают то, что запрещается правилами, и безоглядно злоупотребляют тем, что разрешается ими». «Действительно, в своей полной форме праздник должен характеризоваться как пароксизм общества, которое им одновременно и очищается и обновляется. Праздник – кульминационный пункт его жизни не только с религиозной, но и с экономической точки зрения… Они оказываются в таком времени и в таком состоянии, когда от них требуется только тратить, включая трату себя самих». «…в ходе своего развития общества тяготеют к недифференцированности, единообразию, выравниванию уровней, ослаблению напряжений. Чем более сказывается сложное устройство общественного организма, тем хуже оно переносит перерывы в обычном течении жизни. Сегодня все должно продолжаться как вчера, а завтра – как сегодня... Всеобщие вихревые движения становятся теперь невозможными... на смену праздникам приходят каникулы и отпуска… но это фаза разрядки, а не пароксизма».
Оглавление 20. Слава писателя 21. Выход за предел 22. Эйфория писателя |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|