HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

20. Слава писателя
21. Выход за предел
22. Эйфория писателя

Выход за предел


 

 

 

Большое место в своём исследовании Кайуа посвящает теории праздника, каким он был и как менялся в ходе истории. От древнейших племён до современной цивилизации праздник является тем, что Кайуа называет «трансгрессивным сакральным».

 

«Жизни размеренной, проходящей в повседневных трудах, мирной, скованной системой запретов, полной предосторожностей… противостоит кипение праздника. Даже если рассматривать только внешние его стороны, он являет собой одни и те же черты на любом уровне цивилизации... К чести Дюркгейма, он распознал в праздниках, в их оппозиции рабочим дням, важнейшее проявление различия между сакральным и профанным».

«Эксцесс – лекарство от ветшания… Они необходимы для успеха устраиваемых церемоний, они причастны к их святой силе и вместе с ними участвуют в обновлении природы и общества. В самом деле, именно такова цель праздника... Время – это то, что ведет к старению, к смерти, к ветшанию… праздник предстает как актуализация первых времен мироздания… это мифическое время, когда "существование дошло до бытия, и началась естественная история"».

«Мифическое время предстает в фундаментально двойственном облике... у него два противоположных аспекта – Хаос и Золотой век. Насколько отталкивает в нем недостаток порядка и стабильности, настолько же привлекает отсутствие преград».

«Итак, праздник справляется в пространстве-времени мифа, и имеет своей функцией возрождение реального мира… Лицедеи подражают делам и поступкам героя. Они носят маски… задача состоит в том, чтобы стали актуально присутствующими и действующими существа творческой эпохи, которые единственно обладают магической силой, сообщающей обряду желаемую эффективность».

«Обряды плодородия и посвящения… имеют своей основой представление мифов о происхождении вещей и социальных институтов… Параллелизм сказывается во всем. Обряды плодородия обеспечивают возрождение природы, обряды посвящения – возрождение общества».

«Мифы по определению суть тайные и могущественные повествования, излагающие сотворение того или иного живого вида, основание того или иного социального института. Они действуют наподобие волшебных слов».

«Сколько бы ни длился этот период, во время его потусторонний мир смешивается с посюсторонним. Прародители или боги, воплощаемые танцорами в масках, присоединяются к людям и резко прерывают ход естественной истории... Также и мертвые выходят из своих обиталищ и вторгаются в мир живых».

«…при временной отмене космического порядка совершают то, что запрещается правилами, и безоглядно злоупотребляют тем, что разрешается ими».

«Действительно, в своей полной форме праздник должен характеризоваться как пароксизм общества, которое им одновременно и очищается и обновляется. Праздник – кульминационный пункт его жизни не только с религиозной, но и с экономической точки зрения… Они оказываются в таком времени и в таком состоянии, когда от них требуется только тратить, включая трату себя самих».

«…в ходе своего развития общества тяготеют к недифференцированности, единообразию, выравниванию уровней, ослаблению напряжений. Чем более сказывается сложное устройство общественного организма, тем хуже оно переносит перерывы в обычном течении жизни. Сегодня все должно продолжаться как вчера, а завтра – как сегодня... Всеобщие вихревые движения становятся теперь невозможными... на смену праздникам приходят каникулы и отпуска… но это фаза разрядки, а не пароксизма».

 

 

 


Оглавление

20. Слава писателя
21. Выход за предел
22. Эйфория писателя
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!