HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

218. Власть над жизнью и смертью
219. От варварства – к дикости
220. Ответ на последний вопрос

От варварства – к дикости


 

 

 

Эпоха нового варварства принципиально характеризуется тем, что жертвоприношение, то есть, культовый акт, замещается профанацией. Отдельная личность, пусть даже и жертвенная, растворяется в пестрой безликости. Это – то самое «исключающее включение» Агамбена. При нашем разборе положения писателя становится особенной ясным, что власти больше не нужно убивать человека физически. Достаточно убить его личность, исключить его душу, свести к неразличимости, к обезличенной, голой жизни.

Имеет ли этот трюк какое-нибудь значение помимо частного случая с сакральным героем моей работы? Подумаешь, личность – писатель! Огорчение его притязаний – его личные трудности творческого неудачника. К людям нормальным, обычным, не хватающим с неба звезд и честно тянущим свою положенную трудовую лямку, все эти муки отдельных изгоев не имеют ни малейшего отношения.

На первый взгляд – так и есть.

Однако давайте всмотримся вглубь процесса…

Что такое «голая жизнь»? Это жизнь, по сути, животная, сведенная к потребностям сугубо биологическим. Казалось бы, к человеку цивилизации это не может быть приложимо: технические достижения выделили его из природы и возвели на недосягаемую высоту. Его дом, его деятельность, его средства передвижения, средства коммуникации, средства добычи и средства контроля энергии, наконец, средства досуга и даже средства продления самое биологической жизни – всё это несомненные атрибуты развития человечества.

И всё же, от животного человека отличает не умение делать орудия и с толком применять их себе на пользу, – ведь и обезьяна может сбить палкой банан или расколоть камнем кокос, укрыться от непогоды или разнообразить досуг, – и даже не искусства, – ведь и приматы могут устроить «музыкальный концерт» или изобразить символические фигуры, – а отличает его способность мыслить. Мыслить и сохранять свою мысль в виде текста.

Человека отличает способность к литературе...

Но ведь литература – это не только писатель. Поставив писателя в фокус внимания, я лишь акцентировал предельное воплощение проблематики. Любой человек – немножко писатель, но, прежде всего, он – читатель, и значит, литература имеет проекцию всеобъемлющую. Пространство-время литературы – это сфера циркуляции мысли, мысли сформулированной, ясно выраженной, изложенной виде текста. А раз так, то вытеснение текста из насущных потребностей человека – не что иное, как вытеснение потребности мыслить.

С началом ХХI века появилось такое бойкое выражение, остро модное и упорно пропагандируемое – «высокие технологии». Под таковыми подразумеваются различные производные от явления, так или иначе сводящегося к слову «компьютер». В самом деле, без этого идола современная жизнь просто немыслима. Всё самое актуальное теперь связано с кнопками и дисплеями. А уж какие картинки! Просто фантастические возможности!

Стоит ли напрягать глаза ради каких-то там буковок!

Между тем, вопреки удобству мгновенных коммуникаций, которые, казалось бы, высвобождают для человека избыток личного времени, которое он раньше был вынужден тратить на преодоление расстояний, времени для досуга у человека вовсе не прибавляется. Как раз-то наоборот, свободного времени становится меньше и меньше. Мы это чувствуем: время сжимается, уплотняется.

Всё устроено так, что читать человеку просто некогда, да и незачем.

Происходит высокотехнологичное искоренение в людях возможности думать...

Изучая писательство в экономическом ракурсе, я позволил себе следующую аллегорию: «Литература приносится в жертву на алтаре бога торговли». Образ, конечно, красивый, однако политический ракурс анализа добавляет к пониманию ситуации существенную поправку. Литература сегодня отнюдь не приносится в жертву – она попросту изгоняется за предел социальной востребованности. «Я не знаю, кому и зачем это нужно?»... Увы, знаю. И кому, и зачем.

Если в экономическом ракурсе было показано, что подлинной основой любой экономики во все времена, и по сей день, являлось рабовладение, то в политическом обнажается механизм, посредством которого современное рабство камуфлируется до полной неразличимости. Высота технологий состоит вовсе не в том, что стремительно меняются носители информации, и человек вынужден к ним лихорадочно приспосабливаться, – а заключается она в том, что человек лишен свободного времени, весь его досуг плотно загружается технологиями, и через эту загруженность неспособно пробиться его собственное сознание, возможность размышлений о жизни вообще, по большому счету. Человек сводится к потребителю, его существование – к голой жизни, а его гражданское положение – к зомбированному стадному поголовью.

 

 

 


Оглавление

218. Власть над жизнью и смертью
219. От варварства – к дикости
220. Ответ на последний вопрос
777 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.10 на 11.12.2024, 12:51 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.12.2024
Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа.
Евгений Разумов

02.12.2024
Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо!
Тима Ковальских

02.12.2024
Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь.
Alex-Yves Mannanov



Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!