HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

218. Власть над жизнью и смертью
219. От варварства – к дикости
220. Ответ на последний вопрос

От варварства – к дикости


 

 

 

Эпоха нового варварства принципиально характеризуется тем, что жертвоприношение, то есть, культовый акт, замещается профанацией. Отдельная личность, пусть даже и жертвенная, растворяется в пестрой безликости. Это – то самое «исключающее включение» Агамбена. При нашем разборе положения писателя становится особенной ясным, что власти больше не нужно убивать человека физически. Достаточно убить его личность, исключить его душу, свести к неразличимости, к обезличенной, голой жизни.

Имеет ли этот трюк какое-нибудь значение помимо частного случая с сакральным героем моей работы? Подумаешь, личность – писатель! Огорчение его притязаний – его личные трудности творческого неудачника. К людям нормальным, обычным, не хватающим с неба звезд и честно тянущим свою положенную трудовую лямку, все эти муки отдельных изгоев не имеют ни малейшего отношения.

На первый взгляд – так и есть.

Однако давайте всмотримся вглубь процесса…

Что такое «голая жизнь»? Это жизнь, по сути, животная, сведенная к потребностям сугубо биологическим. Казалось бы, к человеку цивилизации это не может быть приложимо: технические достижения выделили его из природы и возвели на недосягаемую высоту. Его дом, его деятельность, его средства передвижения, средства коммуникации, средства добычи и средства контроля энергии, наконец, средства досуга и даже средства продления самое биологической жизни – всё это несомненные атрибуты развития человечества.

И всё же, от животного человека отличает не умение делать орудия и с толком применять их себе на пользу, – ведь и обезьяна может сбить палкой банан или расколоть камнем кокос, укрыться от непогоды или разнообразить досуг, – и даже не искусства, – ведь и приматы могут устроить «музыкальный концерт» или изобразить символические фигуры, – а отличает его способность мыслить. Мыслить и сохранять свою мысль в виде текста.

Человека отличает способность к литературе...

Но ведь литература – это не только писатель. Поставив писателя в фокус внимания, я лишь акцентировал предельное воплощение проблематики. Любой человек – немножко писатель, но, прежде всего, он – читатель, и значит, литература имеет проекцию всеобъемлющую. Пространство-время литературы – это сфера циркуляции мысли, мысли сформулированной, ясно выраженной, изложенной виде текста. А раз так, то вытеснение текста из насущных потребностей человека – не что иное, как вытеснение потребности мыслить.

С началом ХХI века появилось такое бойкое выражение, остро модное и упорно пропагандируемое – «высокие технологии». Под таковыми подразумеваются различные производные от явления, так или иначе сводящегося к слову «компьютер». В самом деле, без этого идола современная жизнь просто немыслима. Всё самое актуальное теперь связано с кнопками и дисплеями. А уж какие картинки! Просто фантастические возможности!

Стоит ли напрягать глаза ради каких-то там буковок!

Между тем, вопреки удобству мгновенных коммуникаций, которые, казалось бы, высвобождают для человека избыток личного времени, которое он раньше был вынужден тратить на преодоление расстояний, времени для досуга у человека вовсе не прибавляется. Как раз-то наоборот, свободного времени становится меньше и меньше. Мы это чувствуем: время сжимается, уплотняется.

Всё устроено так, что читать человеку просто некогда, да и незачем.

Происходит высокотехнологичное искоренение в людях возможности думать...

Изучая писательство в экономическом ракурсе, я позволил себе следующую аллегорию: «Литература приносится в жертву на алтаре бога торговли». Образ, конечно, красивый, однако политический ракурс анализа добавляет к пониманию ситуации существенную поправку. Литература сегодня отнюдь не приносится в жертву – она попросту изгоняется за предел социальной востребованности. «Я не знаю, кому и зачем это нужно?»... Увы, знаю. И кому, и зачем.

Если в экономическом ракурсе было показано, что подлинной основой любой экономики во все времена, и по сей день, являлось рабовладение, то в политическом обнажается механизм, посредством которого современное рабство камуфлируется до полной неразличимости. Высота технологий состоит вовсе не в том, что стремительно меняются носители информации, и человек вынужден к ним лихорадочно приспосабливаться, – а заключается она в том, что человек лишен свободного времени, весь его досуг плотно загружается технологиями, и через эту загруженность неспособно пробиться его собственное сознание, возможность размышлений о жизни вообще, по большому счету. Человек сводится к потребителю, его существование – к голой жизни, а его гражданское положение – к зомбированному стадному поголовью.

 

 

 


Оглавление

218. Власть над жизнью и смертью
219. От варварства – к дикости
220. Ответ на последний вопрос
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!