HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

49. Умереть верным смерти
50. Орфей: внутренняя вселенная
51. Предел экзистенциологического

Орфей: внутренняя вселенная


 

 

 

«Рильке неоднократно, по-разному выражал это...: "Мы, пчелы невидимого, одержимо сбираем мед видимого, чтобы помещать его в наш невидимый золотой улей". "Наша задача – поместить временную и хрупкую землю в такие глубины духа, с такой страстью и терпением, чтобы ее сущность смогла невидимо в нас воспрянуть "».

«Жить, само по себе, означает уходить на покой, пребывать отпущенным и отпускать все, что есть».

«"Все обреченное на гибель проваливается в глубокое бытие". Что же остается делать нам – самым недолговечным, обреченным исчезнуть раньше всего? Что можем мы присовокупить к этому делу спасения? Не что иное, как собственную готовность исчезать, умение гибнуть, хрупкость, дряхлость, дар смертности».

«Обращение, движение, направленное вовнутрь, труд, в ходе которого мы изменяемся, изменяя все вокруг себя, имеет отношение к нашему концу – это изменение, это преображение видимого в невидимое, возложенное на нас, и есть дело умирания…– дело совершенно непохожее на труд, в ходе которого мы создаем предметы и предвосхищаем результат. Теперь мы видим, что одно полностью противоположно другому, даже если между этими движениями и есть сходство, ибо в обоих случаях речь идет об "изменении": вещи в мире подвергаются изменению, чтобы стать уловимыми, применимыми, более непреложным, с ощутимыми, устойчивыми пределами в однородном и делимом пространстве – но в пространстве воображения они изменяются, становясь неуловимыми, чуждыми применению и износу, не принадлежащими нам, а тихо отходящими в область непринадлежности, где мы лишаемся их, а также самих себя».

«В одном из своих последних стихов Рильке говорит, что внутреннее пространство "переводит вещи": заставляет их перелагаться с одного языка на другой, с языка чужого, внешнего, на язык самый внутренний и даже во внутренность самого языка, когда последний называет безмолвно, внутри безмолвия, и делает слово частицей безмолвия. "Пространство [которое] больше нас и [которое] переводит вещи" и есть преобразователь, переводчик».

«Этот главный переводчик – поэт, а пространство – область стихотворения, в которой ничто, как таковое, уже не присутствует, где все говорит из гущи отсутствия и становится духовным пониманием, открытым и вовсе не застывшим, – напротив, осью движения вечного».

«Если преображение видимого в невидимое и есть наша задача, если в нем истина обращения, значит, есть и такое место, где мы наблюдаем это преображение, не теряясь в круговерти "чересчур неуловимых мгновений": это место – слово».

«Пространство, где все возвращается в глубину бытия, где совершается бесконечный переход меж двух областей, где все умирает, но смерть предстает мудрой подругой жизни, а страх – блаженством… это пространство стиха, орфическая область, к которой сам поэт наверняка не имеет доступа, попадая туда лишь для того, чтобы исчезнуть, сливаясь с сокровенностью разрыва, превращающего его в уста, говорящие в пустоту, а того, кто ему внимает – в бремя молчания: таково творение, но творение как исток».

«Орфей есть само действие преображения, не тот Орфей, что покорил смерть, а тот, что постоянно умирает, воплощая собой потребность гибели и погибая в предчувствии смерти, когда страх этого предчувствия преобразуется в песню, в слово, в подлинный жест конца».

«Такое даровано нам право, оно, конечно, связано с даром исчезать, но в исчезновении как раз и заключена возможность сохранять, и в смерти еще стремительней проявляет себя воскресение, ликование преображенной жизни».

 

«О, поведай, поэт, что делаешь ты. – Я воспеваю.

Но как терпишь ты, как принимаешь

все смертное и уродливое? – Я воспеваю.

А к безымянному, безликому

Как, о поэт, взываешь ты? – Я воспеваю.

Откуда черпаешь ты право быть правдивым,

когда повсюду ряженые, маски? – Я воспеваю.

А почему о тебе знают молчание и гнев,

а также звезды и ураганы? – Потому что я воспеваю». [Рильке]

 

 

 


Оглавление

49. Умереть верным смерти
50. Орфей: внутренняя вселенная
51. Предел экзистенциологического
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!