Евгений Даниленко
Сборник прозы
...Действительность нашу можно сравнить порой с кипятком, в котором мы совершаем заплывы…
![]()
Оглавление 28. Исчезновения в сентябре (рассказ) 29. Прореха (рассказ театрального гардеробщика) 30. Розыгрыш (рассказ) Прореха (рассказ театрального гардеробщика)
Если кто не знает, бывает два типа театров – директорский и режиссёрский. Театр, в котором я, почитай, с шестидесятых годов служу, был долгое время ни то, ни сё, то есть а к т ё р с к и й. Но наконец появились эти двое… У директора голова и живот громадные, а сам роста среднего. Фамилия его Маловажный. У главрежа голова маленькая, да он её вдобавок ещё бреет, правда, оставляя бородку и усы. Ходит прямо, глядит гордо, роста высокого. По фамилии Симов. Жили они спервоначалу душа в душу. – Может, в Германию, Ефим Ефимыч, с гастролью? – бывало, спрашивает главреж. – Отчего, – отвечает директор, – не быть такому делу, Вадим Вадимыч! Прибудут из Германии, главреж опять подъезжает: – А что, если во Францию нам слетать? Показать мой новый спектакль? Директор крякнет только и пойдёт к знакомому банкиру, валюты у него возьмёт и направит вместе с главрежем во Францию стопы. Этак лет пять у них продолжалось. Объездили весь мир. Затем начались тренья. Маловажный пригласит в театр московскую режиссёршу с большой грудью, а Симов – тут как тут. Ходит неподалёку с задумчивым видом и повторяет: – Не понимаю! Не по-ни-маю… У директора наконец лопнет терпенье, и он поинтересуется: – Чего такого, Вадим Вадимыч, вы можете не понимать?! – Трактовки, – ласково улыбнувшись, отвечает главреж, – которую предлагает в своей инсценировке пьесы Бориса Пшеничного «Гусар», эта ваша протеже… – Да она ученица Фонина! – К Фонину отношусь с уважением. Однако и у него бывали никудышные ученики… И поехало, и пошло. Вишь, Симов и сам к московским режиссёршам с большой грудью относиться прохладно не мог. Ему, может, было желательно предстать перед ними могущественным и снисходительным к недостаткам режиссуры, однако не чурающимся радостей жизни – тут, недалеко, в заведении, находящемся на проспекте… Но – куда! Ефим Ефимыч полностью затмевал главрежа своим могуществом и, самое главное, подписью в платёжной ведомости о выдаче гонораров, суточных и проездных. Однажды стою я, как обычно, в гардеробе. Вдруг по лестнице Маловажный спускается. Его догоняет Симов. – Ефим! – Ну, чего тебе? Я спешу… – Если ты не заплатишь художнице… – Не заплачу. – Как это низко – мстить женщине только за то, что она оказалась равнодушна к твоим блестящим достоинствам! (Реплика из пьесы «Закрома» С. В. Пипперштейна.) Так, значит, не заплатишь?.. – Ни копейки. – Ну, ладно! Посмотрим. – Что? – Поглядим, говорю... – Как тебе будет угодно! После этого разговора мы в театре решили: уест Ефимыч главрежа, потому как театр у нас считался д и р е к т о р с к и й. Есть у нас Кальвадос, актёр, жесточайший правдолюбец и талантище невообразимый. Он, когда московские режиссёрши у нас спектакли ставят, всегда не может сдержаться – сначала смеётся потихоньку, потом громче и, наконец, не в силах терпеть, начинает наводить на постановщиц критику. Те, разумеется, бегут жаловаться главрежу. Ну, а он вызовет Кальвадоса к себе в кабинет. – Гомер Николаевич… – Слушаю, Вадим Вадимыч! – Отчего вы ходите в театр в рваных брюках? – Это к делу, которому я служу, не относится! Всем известна чистота моих помыслов и стремление служить правде искусства, а к импортным тряпочкам я равнодушен… Симов, он из зарубежных вояжей много себе нарядов разных привёз и менял их, почитай, ежедневно, не мог такого ответа стерпеть. Он, бывало, как схватит медную трубу (она у него на стенке за креслом висела) и как начнёт в неё дуть! На рёв сего охотничьего рога являлась Анемподестова Наталья Владимировна, брюнетка лет тридцати пяти, всем хороша. – К вашим услугам, Вадим Вадимыч… – Ради бога, объясните вы Кальвадосу как завлит, Наталья Владимировна, живоструйна ли пьеса, которую нынче ставит Халилова, или не живоструйна! – Пьеса живоструйна, – слегка прочистив кашлем горло, сообщает завлит. Ну, Гомер, рубаха-парень, душа кровью за него обливается, принимается хохотать. – Какой гомерический смех, – морщится главреж. А в коридоре, поймав завлита за рукав, Кальвадос шипит: – Я думал, ты искренняя… Зачем ты лжёшь?! – Пошёл ты к черту, Кальвадос, – с усталой досадой отвечает ему Наталья Владимировна, – Не склоняй ты меня на свою сторону! Всё равно я по должности своей – с ним… – Он блестяще владеет формой, но пуст, как барабан! – Симов – лауреат международных и национальных премий... – Он – мелок! Неужели ты не видишь?! – Вижу. Может, ещё больше, чем ты. Но он даёт театру стабильность и дисциплину… – В этом – задача театра?! – Если бы не он, все бы вы уже давно разбрелись кто куда... Затем в вестибюле мне пришлось наблюдать следующую сцену. М а л о в а ж н ы й (Симову). Ты не угомонишься? С и м о в. Кто ты такой? Ты – никто! М а л о в а ж н ы й. Я регулярно плачу людям зарплату! Я оплатил операцию Кальвадоса, когда ему понадобилось шунтирование!.. С и м о в. Да лучше бы ты его… (Неразборчиво.) Было бы лучше. Неожиданно появляется Кальвадос. К а л ь в а д о с. Ефим Ефимович, я вчера случайно встретился в органном зале с губернатором… М а л о в а ж ы й (в сторону). Этого только не хватало. К а л ь в а д о с. Он интересовался, как у нас в театре дела. М а л о в а ж н ы й. Что ты ему сказал? К а л ь в а д о с. Что не готов к этому разговору… М а л о в а ж н ы й. Молодец! К а л ь в а д о с. И что буду готов завтра… М а л о в а ж н ы й. Как тебе не идут интриги, Гомер! Не ходи ты к нему, ради бога! Прошу тебя. К а л ь в а д о с. Ладно. М а л о в а ж н ы й (радостно). Что?.. К а л ь в а д о с. Не могу! Не могу больше… Хочу за город! Буду жить в скворечнике на дачном участке! Или улечу в Ханты-Мансийск, мне там постановку предлагают… Затем прошел слух, что Симов увольняется из театра по собственному желанию и отбывает в Воронеж. Некоторые уверяли, будто наш театр расформировывают, и вместо него здесь будет казино. Но наконец губернатор расставил все точки над «и». Константин Лукич лично появился в театре. Осмотрел главную ложу, зал, колосники. Поздоровался за руку с бригадиром костюмеров. Поел севрюги с хреном в буфете. И, уединившись с Симовым в его кабинете, о чем-то шушукался с главрежем за запертой дверью. Затем раздался рёв охотничьего рога… И вот теперь Анемподестова, выйдя замуж за норвежского астронома, живет в Осло, на улице Стуртувет. Маловажный заведует труппой оперного театра. Симов остался при своих и в настоящее время ставит спектакль с румынскими актёрами из японской жизни. А Кальвадоса я постоянно вижу в буфете – сидит в одиночестве за застеленным клетчатой скатертью столом и пьёт кофе. Лица не покидает какая-то недоверчивая улыбка. Кто-кто, а я-то знаю, что помыслы Гомера чисты! Единственное, чего он желает, – это служить правде искусства. Но прореху на брюках, я так считаю, всё же не мешало бы заштопать…
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 28. Исчезновения в сентябре (рассказ) 29. Прореха (рассказ театрального гардеробщика) 30. Розыгрыш (рассказ) |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|