Евгений Даниленко
Сборник прозы
...Действительность нашу можно сравнить порой с кипятком, в котором мы совершаем заплывы…
![]()
Оглавление 33. Кипяток (рассказ) 34. Потап (рассказ) Потап (рассказ)
Стоянку для Борьки разбили километров в десяти от основного лагеря, возле старых разведочных канав, которые предстояло зачистить. Борька ломал по экспедициям не один сезон, знал, что за вещь старая разведочная канава, но возражать начальнику не стал, про себя решив жилы особо не рвать и радуясь тому, что остаётся сам себе хозяин. – Не побоишься один тут? – спросил напоследок начальник, расхаживающий в маршрутах с карабином, биноклем и огромным, совершенно ни к какой охотничьей надобности не пригодным ножом. – В заднице только поковырять им, – уже проехался насчёт этого ножа Борька, и с той поры рабочие, увидев этот нож, всякий раз прыскали. – Так не побоишься? – повторил вопрос начальник, держа на плече карабин. – Кого бояться-то? – Медведя! – Потапа, что ли? – Да. – А чего его бояться. – Ну-ну...
Борька почти не притрагивался к консервам. Для пропитания стрелял из рогатки рябчиков да ловил на удочку хариусов в речушке с красивым названием Элимпия. Старые канавы густо заросли орешником и, вырубая его, пришлось помахать топором. Работал Борька в охотку, с оглядыванием по сторонам на просторную, как парк, тайгу, с разухабистой песней во всё горло. Ночью, когда горняк отдыхал в палатке, по крыше которой, бывало, тарахтел дождь, потап, слоняющийся вокруг стоянки, подходил совсем близко и фыркал в темноте, что на его языке, вероятно, означало: «Привет!»
Да, бродил вокруг стоянки косолапый, видать, здесь была его территория. Познакомился с хозяином здешних мест Борька так. Однажды, пробив слой валунов, он отложил кайло в сторону и пошёл гулять по канаве с лопатой, легко проходя податливый грунт «на штык». Внезапно один из отформованных по лопате пластов глины весьма ощутимо шлёпнул Борьку по спине… Решив, что этот пласт скатился с отвала, горняк продолжал копать, как вдруг ещё один пласт шарахнул его по плечу… Крякнув, Борька выбросил его за отвал подальше. Однако через пару секунд этот самый пласт с вкраплением белой гальки, с силой ударившись об стенку, брякнулся к ногам горняка. Чертыхнувшись, Борька направился к мелкому краю канавы и вылез наверх. Картина, представившаяся взгляду, была не для слабонервных. За отвалом, вполоборота к Борьке, сидел большой бурый медведь. Понюхав один из лежавших перед ним глиняных пластов, топтыгин взял его двумя лапами, подержал, как бы взвешивая, и с размаху запустил в канаву… – Ах ты, козёл! – вырвалось у Борьки. Медведь, подскочив на месте, ухнул и пошёл трещать по кустам. «Конечно, – подумал, усмехнувшись, горняк, – соскучился зверюга один в тайге, вот и тянет его поиграть…»
Косолапый повадился таскаться за своим «соседом» всюду. То неожиданно рявкнет на Борьку из кустов. То кубарем скатится мимо него по береговому откосу и, хрустя валежником, скроется в чаще. – Развлекайся, развлекайся, – смеялся таёжник. – Сколько лет тебе, детка?! Бывало, Борька пьёт перед дымокуром чай, поглядывая на медведя, пасущегося, как корова, у края поляны. А то потап, высунув от жары язык, восседает на ближнем холме, любуясь кайлающим грунты Борькой. Оставалось метров тридцать проходки до назначенного урока, когда потап исчез. День проходил за днём, а никто не скатывался с берегового откоса, не фыркал в темноте у палатки. «Загулял малый», – думалось Борька. Щелчок сухой ветки заставил его резко обернуться… Горняк стоял по пояс в канаве, а напротив него, шагах в пяти, через поваленную берёзу лез оскаливший клыки медведь… Борьку спасли острые срезы от побегов вырубленного им орешника. Зверь с разбегу наскочил на них и, взревев от боли, отпрянул…
Трясущимися руками Борька разжигал берёсту в четвёртом из костров, разложенных вокруг стоянки, когда медведь приковылял по следу. Какой добрый бог надоумил Борьку запастись впрок дровами? Они горели дружно, выбрасывая вверх жаркие языки. Но вскоре костры погасли, и Борька сидел на сосне с привязанным к руке топором, а внизу зверь расправлялся с биваком. Несколько раз потап подходил к сосне, пытался влезть на неё. Не давала перебитая передняя лапа. Бурый гигант маялся, нянчил её у груди. Прикрывал глаза, вроде задрёмывая. И, вдруг потрясая окрестность наполненным болью и яростью рёвом, вновь принимался рвать и без того изодранную в клочья палатку, остервенело грызть землю и корни дерева, на котором сидел человек… Теперь Борьке припомнилось, что несколько дней назад вдалеке была слышна беспорядочная пальба. Тогда Борька решил, что это сигналят из лагеря какому-нибудь «блуданувшему» геологу. Зверь ушёл, когда миновали вторые сутки.
В лагере, похоже, был выходной. Топили баню. Навстречу «хуторянину» бросился от выдыхающего выхлопные газы грузовичка полностью одетый и вооружённый начальник. – О! А я к тебе собрался… Все работы сворачиваем! По рации передали – в округе раненый медведь! Борька молча прошёл мимо начальника к палатке горняков, вынес оттуда свою старую робу, спустился к реке. Вокруг Борьки толпились маршрутники, геологи, горняки, обращался с какими-то вопросами начальник. Борька не отвечал. Намыливал робу, полоскал её, отжимал и намыливал снова…
К концу недели в лагерь прибыл вертолёт. Он специально облетал находящиеся в тайге артели с тем, чтоб успокоить людей. Из вертолёта доставали и демонстрировали рабочим изрешеченную жаканами медвежью шкуру. На следующее утро, попросив начальника о расчёте, Борька оттолкнул связанный из брёвен плотик от берега и через несколько дней был в Туре. Там он дошёл до ближайшего винно-водочного, затарил белой два пластиковых пакета. На берегу Тунгуски было ветрено, холодно, но Борька не чувствовал холода. Он сидел, пил и швырял пустые бутылки в воду. Вдруг кто-то тронул его за плечо. Борька поднял голову и увидел, что это Луна. – Зачем мой хата не зашёл, мимо пройди?! Обижусь, однако! – заговорила эта местная жрица любви, прозванная за круглое лицо Луною. …Ей-то и рассказал Борька, как в урмане собаки остановили потапа, и как охотники стреляли шесть раз, прежде чем зверь перестал, наконец, нянчить свою болящую лапу. Изваянием возвышаясь на каменистом крутом берегу, Луна басила, поглаживая Борьку по вздрагивающим плечам: – Плохой люди нынче много тайга ходит… Очень много плохой люди… Она не поняла почти ничего из бессвязной речи пьяного незнакомца, но её большое сердце поняло все правильно.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 33. Кипяток (рассказ) 34. Потап (рассказ) |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|