Корзинка с картинками
Иллюстрированный монолог
На чтение потребуется 14 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Здравствуйте, дорогие друзья! Я, Глафира Карркодилова, рада новой встрече с вами. Сегодня я хочу немного поговорить о том, как изобразительное искусство находит отражение в произведениях, опубликованных в «Новой Литературе», а также о роли живописи в нашей жизни. На днях я прочитала интервью Анны Кругловой с Валерием Переверзевым, режиссёром фильма «Брат 3», премьера которого состоится 18 ноября. Среди прочего Переверзев отметил: «Те, кто видели фильм, говорят одно: “Твой фильм – музей”. И это так, потому что каждый кадр завален экспонатами. Каждый кадр – это витрина музея. В кадре нет случайного объекта, случайной позы героя. Всё выставлено как инсталляция. Каждая сцена выстроена по свету, по художественному решению». Валерий также сообщил: «У нас использованы произведения искусства таких авторов, как Ринат Волигамси, башкирский художник, который живёт в Уфе – это человек, которого можно назвать современным Айвазовским или современным Репиным. Уникальный человек в плане живописи». Признаюсь, я не сразу вспомнила, кто такой Волигамси. Полезла в «Википедию», где сказано, что «Ринат Фазлетдинович Волигамси (настоящая фамилия – Исмагилов; род. 6 марта 1968, село Ермолаево, Башкирская АССР) – российский художник-сюрреалист». Сравнение сюрреалиста с Репиным и Айвазовским заинтриговало, и я зашла на сайт художника посмотреть его работы. И оказалось, что часть из них я видела ранее. Например, эту, где бабушка кормит маленьких динозавриков.
Но большинство работ я ранее не видела, и было весьма любопытно на них взглянуть.
Волигамси работает в своеобразной живописной манере. Он словно воссоздаёт чёрно-белые ретро-фотографии, наделяя их сюрреалистическими деталями и искажениями. Вот, казалось бы, ничего особенного, просто гиперреалистичное изображение мужской кожаной перчатки. Но у зрителя возникает смутное ощущение, что что-то здесь не так. Действительно, пересчитав «пальцы», видим, что их семь. Такой своеобразный оммаж Марку Шагалу, его «Автопортрету с семью пальцами».
Волигамси, конечно, художник неординарный, и работы его интересны, но всё же, на мой взгляд, сравнивать Рината с Репиным, а тем более, с Айвазовским, не совсем корректно. В интервью Переверзев сказал, что действие фильма происходит в его родном городе – в Тамбове. А ведь Тамбовская областная картинная галерея располагает довольно неплохой коллекцией, в которой имеются работы и Репина, и Айвазовского. Но, как я поняла, ни Тамбовской галереи, ни её шедевров в фильме «Брат 3» не покажут. А жаль.
Тамбовская областная картинная галерея открылась для посетителей в апреле 1961 года. Она расположена в здании бывшей Нарышкинской читальни, возведённом в 1891–1892 годах по проекту архитектора А. С. Четверикова на средства оберкамергера двора Его Императорского Величества Э. Д. Нарышкина. Здание было построено для общества по устройству народных чтений. В настоящее время тамбовчане и гости города приходят в Нарышкинскую читальню для встречи с прекрасным, чтобы воочию увидеть картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства. Галерея обладает замечательными коллекциями как русского, так и западноевропейского искусства. Как я уже говорила раньше, в Тамбовской галерее можно увидеть работы Айвазовского и Репина. А сейчас расскажу, какие именно.
Творчество главного художника-мариниста Российской империи представлено в Тамбове картиной «Вид на Чёрное море», написанной в 1873 году. Айвазовский обратился к одному из любимых своих мотивов – раннее летнее утро, спокойное море. Мы видим уходящую к горизонту водную гладь, а над ней – небо с красиво подсвеченными солнцем нежно-розовыми облаками, занимающее две трети полотна. Группа людей на берегу, изображённом в правом нижнем углу холста, а на воде, в которой как в зеркале красиво отражаются облака, – парусник и лодка. Идиллия, которая, увы, продлится не очень долго. Илья Ефимович Репин – одна из ключевых фигур русского живописного реализма конца XIX – начала XX веков. Он работал в разных жанрах и сумел в своём творчестве отразить всё разнообразие жизни, затронуть практически все животрепещущие, волнующие современников темы. В Тамбовской галерее хранятся две работы мастера – выполненные маслом на холсте этюды крестьян.
Эти этюды были созданы Репиным для картины «Крестный ход в Курской губернии», написанной в 1880–1883 годах.
В своём выдающемся произведении Репин сумел показать огромную толпу народа как единое целое и при этом выделил яркие личности действующих персонажей. Известный художник и искусствовед Игорь Грабарь писал, что «Крестный ход в Курской губернии» – «наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того», а каждое действующее лицо картины «высмотрено в жизни, остро характеризовано и типизировано». В процессе работы над картиной Репиным было создано множество набросков, эскизов и этюдов – карандашных, акварельных, выполненных сепией и маслом. Два живописных этюда, которые сейчас можно увидеть в Тамбове, поступили в галерею из Москвы, и неизвестно, где именно Илья Ефимович писал этих крестьян – в подготовительный к написанию «Крестного хода в Курской губернии» период художник бывал в разных регионах. Но можно уверенно сказать, что представленный ниже карандашный этюд, принадлежащий сейчас Метрополитен-музею в Нью-Йорке, был выполнен в Тамбовской губернии. Об этом говорит подпись, сделанная рукой мастера.
Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Думаю, эту поговорку можно дополнить. Лучше один раз увидеть, чем прочитать сто описаний. Ведь глядя на выразительные репинские этюды, все мы видим крестьян одинаково. А если бы нам предложили дать словесное описание персонажей, то каждый описал бы их по-своему. И, несмотря на множество описаний, у читателя сложилось бы своё собственное представление об этих героях, сформировались бы свои образы. В статье «Слова обетованные», опубликованной в сентябрьском номере «Новой Литературы» за 2022 год, мысль о сложности словесного описания персонажей подтверждает Михаил Ковсан:
«Что портрет читателю говорит, особенно если словами общими выписан? Вот, и попробуем. Её (его) глаза были довольно бесцветными, нос немного мал для большого лица, губы слегка узковаты, щёки несколько бледные, и надо всем нависали уши слегка оттопыренные. Вот так. Бывает, конечно, и хуже. Но редко. Было время, без портрета совсем обходился. Читателю надо – пусть себе нарисует. Да и теперь многих персонажей, возможно, смертельно их обижая, я оставляю без внешности, а, если решаюсь на подвиг, штрих-другой – и довольно. Причина нелюбви к описанию внешности очень проста: всегда выходит банально, как две капли воды, похоже даже не на кого-то – на всех. Подражать кому-то, тем более большому писателю, – грех не великий: в эпигонах походишь, помогая критикам в большом писателе разобраться. Но быть похожим на всех – в отставку немедленно, на писательскую службу не заступив».
Да, подчас, даже имея хорошее словесное описание, бывает трудно представить себе, как выглядит герой. И если важны наглядность, точность, достоверность в передаче внешности реального лица, то преимущества, конечно же, у фотографии и у живописных портретов, написанных в реалистичной манере. При этом фотография беспристрастна, а живописный портрет вольно или невольно отражает также и отношение художника к своей модели. Поэтому хорошие портреты, написанные с душой, не оставляют зрителей равнодушными. Об этом говорится и в стихотворении Николая Заболоцкого.
Портрет
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза.
1953 г.
Пленительный и очаровательный портрет Александры Петровны Струйской хранится в Третьяковской галерее, но в Тамбове можно увидеть другие работы Фёдора Степановича Рокотова, одного из самых популярных российских художников-портретистов XVIII века. В частности, изысканный и лиричный портрет графини Анны Андреевны Остерман.
Если какой-то портрет нравится, зрителю обычно хочется больше узнать о судьбе изображённого человека. Часто это довольно легко можно сделать с помощью Интернета. Но бывает и так, что удаётся выяснить только фамилию. А порой персонаж продолжает оставаться неизвестным или неизвестной, и мы можем лишь строить догадки о его жизни и судьбе. Что касается графини Остерман, она является бабушкой героя Бородинского сражения А. И. Остерман-Толстого. Прожила 44 года, умерла в 1769 году. Анна Остерман и Мария Лопухина, как это ни странно звучит, являются однофамилицами. Анна в замужестве стала Толстой, а Мария носила фамилию Толстая в девичестве, до выхода замуж в восемнадцатилетнем возрасте. Известный авантюрист и путешественник Фёдор Толстой Американец – родной брат Лопухиной. К сожалению, жизнь Марии была короткой – всего 23 года. Молодая женщина умерла от чахотки. Но её образ, запечатлённый на портрете кисти Владимира Боровиковского более 220 лет назад, и сейчас продолжает оставаться привлекательным и волнующим. Этот камерный портрет называют иногда «русской Моной Лизой».
В 1885 году, спустя почти век после создания шедевра Боровиковского, поэт Яков Полонский посвятил картине стихотворение.
К портрету
Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Сейчас, в XXI веке, образ Марии Лопухиной, её жизнь и судьба интересны нашим современникам. В августе 2012 года в «Новой Литературе» опубликован рассказ Евы Мироновой «Портрет Марии Лопухиной». Рекомендую к прочтению. Портрет Лопухиной, как мы знаем, находится в Третьяковской галерее. А как вы думаете, есть ли работы Боровиковского в Тамбове? Ответ: конечно, есть. Это портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла I, и портрет капитан-командора Ильи Боратынского, дяди поэта Евгения Баратынского.
Мария Фёдоровна, бывшая немецкая принцесса София Доротея Августа Луиза, в 1776 году вышла замуж за великого князя Павла Петровича, став его второй супругой. В их браке родилось десять детей, двое из которых, Александр I и Николай I, стали российскими императорами. Императрица Мария Фёдоровна занималась благотворительностью, а в свободное время вырезала по кости и камням, лепила из воска, а также писала картины. Владимир Боровиковский создал её портрет в конце XVIII века, когда ещё не был достаточно известен и не мог рассчитывать, что императрица будет ему позировать. Портрет создан как свободная копия картины учителя Боровиковского, художника Иоганна Батиста Лампи Старшего. Мария Фёдоровна изображена с орденом Святого Андрея Первозванного, лентой и звездой, которые она получила 5 апреля 1797 года, в день коронации Павла I. На груди императрицы также можно увидеть миниатюрное изображение Павла в бриллиантовом обрамлении.
Портрет Ильи Боратынского написан в период, когда Боровиковский стал уделять больше внимания теме гражданской доблести. Контр-адмирал российского императорского флота, герой морских баталий в русско-шведской и русско-турецкой войнах изображён с привычными для него атрибутами – подзорной трубой и навигационными картами. На груди героя мы видим награды – орден Святого Иоанна Иерусалимского и Святого Великомученика Георгия четвёртой степени. В этой работе художник не использует типичную для его лиричных камерных портретов бледно-голубую гамму, а прибегает к насыщенным краскам и цветовым контрастам, подчёркивая мужественность капитан-командора. В Тамбовской картинной галерее много интересного для любителей искусства. В настоящее время в ней хранится более семи тысяч экспонатов, а в залах одновременно выставляется примерно четыреста из них. Поэтому если будете в Тамбове, постарайтесь посетить галерею. Я тоже постараюсь побывать и посетить. А пока давайте посмотрим виды Тамбова на картинах, написанных разными художниками в разное время.
И, пожалуй, мне пора завершать свой монолог. Дорогие читатели, надеюсь, на примере Тамбова мне удалось показать, что в каждом городе есть что-то интересное. Думаю, вы согласны, что музеи и, в частности, картинные галереи играют важную роль в общественной жизни, поскольку способствуют расширению горизонтов посетителей, стимулируют узнавать новое, а также дарят встречи с прекрасным и удивительным, заряжают позитивом и творческой энергией. Полагаю, вы разделяете и моё мнение о том, что художники помогают нам видеть красоту в привычных и обыденных вещах, ценить прекрасное. Как бы банально и пафосно это ни звучало, но искусство и творчество облагораживают. Красота спасёт мир! Творите! Создавайте прекрасное своими руками и цените то, что создано другими! Любите живопись и другие виды искусства! До новых встреч, друзья!
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить смартфон в Луганске лучшие смартфоны. . https://master-bus.ru переделка фиат дукато - удлинить fiat фиат. |