HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Жрец

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июнь 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 23.06.2022
Оглавление


1. Часть первая. 1. В ожидании жреца.
2. Часть первая. 2. Домой с Плутархом.

Часть первая. 1. В ожидании жреца.


 

 

 

Ждали жреца.

Тем временем подручные тёмно-зелёные тени несуетно располагали в заданном традицией и жреческой волей порядке блестящие орудия. Ни стука, ни скрипа, ни шороха. Лишь ожидание, напряжённое и тугое – в полёте стрела, пущенная невидимым, за полётом следящим.

 

Он и следил – за беседой, за чаем неторопливой. Что может быть лучше? Не надо бежать, за крыло синей птицы цепляться. Не надо решать, миру ли провалиться или чаю не пить. Хорошо, когда не требует поэта к священной жертве кто бы то ни был. Хорошо. Телефоны молчат, давление, сахар в норме, пульс не частит. Ритм беседы ровен, на экране уверенные зигзаги. Зегзицы, чайки – плавки Господни – низко над землёй не летают, а высоко и над морем. Кукушки ритмично, уверенно, не спеша токуют, воркуют, пророчат: кукуку, Куоккала, Гельсингфорс и Пенаты, кукуку, таракан, Корнейчук, Тараканище, la cucaracha.

О чём мы, однако? Ах да, о беседе. Однако и cucarach-у не гоже на произвол судьбы оставлять. Почему же она (cucaracha) уже не может бежать? Одни скажут, нет задних ног. Передней одной ноги, скажут другие. Третьи, об Амстердаме тоскуя, а может, об Индии, с уверенностью заявят: бежать не может она (cucaracha), потому что нет у неё марихуаны. Как без неё? Хочется покурить.

Вот этот рядом сидящий солдатик, отнюдь не таясь (в своём-то отечестве, от отцов, мать их за ногу, командиров), к остановке своей подъезжая, не обременённый заботами, мыслями тоже, вытаскивает кисет (или как его сейчас и здесь называют) и скручивает с большой палец цигарку. Пахнет сладко и нежно, как сон на рассвете, как вечерний дурманный цветок маттиола, спящий с рассвета и до вечернего чая, к которому не звонок сзывает, но гонг (разбредаются гости и не услышат), звучащий звонко, настойчиво, неотвратимо: дзинь-дон, дзинь-дон, Гон-Конг, Гон-Конг.

И строгие старорежимные джентльмены, прибывшие вместе с престолонаследником, поворачивают головы, взгляды вперяя, по направлению к ползущему вниз британскому флагу: английская соль, Вестминстерское аббатство, Альбион туманно коварный. Лик наследного принца непроницаем, как переборки подводных лодок. Гонконг утонул? God Save the Queen!

Не то что Одна шестая созданной в третий день суши, когда превращалась в Одну седьмую. Ни флага, ни принца, ни королевы, пусть красоты, бензоколонки – да хучь какой. Поговаривали о бане: попарились и помылись, вмазали, порешили и впарили. Какая там баня, хоть с тараканами (они говорят и в атомную войну выживут), хоть с пауками.

– Ладно, оставим и тараканов, и пауков, и баньку с марихуаной, а пуще всего принца и Альбион.

– Что он Гекубе?

– Лучше чая налью

– Конечно. Спасибо.

– Человек – творение Бога, но он же Его соперник. Единственный сотворённый, способный творить. Поскольку любой человек потенциально творец, постольку – потенциальный соперник. Если творить способен, чем я отличен?

– Не каждый такой вызов бросает. Разве испанский крестьянин, католик истовый способен бросить Господу вызов?

– Способен и он. Даже он.

– Почему не бросает?

– Во-первых, мера готовности бросить вызов есть мера способности со-творить, не убитой в детстве и в юности не изжитой.

– Чем человек больше творец, тем больше он богоборец?

– Истинно. Ницше творец гениальный, потому и убил Бога в себе. Преуспел настолько, что убил и в других.

– А Достоевский?

– Достоевский за Бога цеплялся.

– Удавалось?

– Почти.

– Не всегда?

– Почти, почти всегда удавалось. Куда лучше, чем Ницше, который от первого лица говорил, а Достоевский героями-ширмами заслонялся.

– А если раздвинуть, хотя бы дырочку малую просверлить?

– Попробуйте, только не выйдет.

– Почему? Разве невозможно из «них» выудить своё «я»?

– Невозможно. Только начнёте сверлить, пусть не вы и не я, а слесарь опытный и умелый, всё тотчас и рухнет. Поди тогда выгреби, отыщи, где они, а где я.

– Атлантиду не откопать?

– Копайте, воду ситом черпайте.

– А я вот в недавнюю Атлантиду случайно проник.

– Любопытно, поведайте.

– Иду назад пару дней по коридору, над чем-то задумался. Вдруг голову поднимаю: двери открылись, вползает нечто в чёрном ниже колен, в коричневой кофте, плохо причёсанная голова, глазки серенькие подпухшие, губы высохшие бесцветные, возраста бесконечного. Сплошная бесформенность форм, сотворённое не по образу.

– Несчастная женщина. Не издевайтесь. Вам не к лицу. Ведь попадётся, пусть такая, пусть и похуже, всё равно служить будете не хуже, чем белокурой красавице, развратнице, бестии.

– Что-то такие не попадаются.

– Попадаются. Просто не видите. Во время служения белокурость из сферы интересов и наблюдений сама собой выпадает. Не так ли?

– Так. Не до этого твари творящей.

– Творящей или дрожащей?

– И такой и такой.

– М-да. Тварь дрожащая – тварь творящая. Вот такой мысли разбег. Как не надорваться?

 

Ждали жреца.

Тем временем подручные тёмно-зелёные тени несуетно располагали в заданном традицией и жреческой волей порядке блестящие орудия. Ни стука, ни скрипа, ни шороха. Лишь ожидание, напряжённое и тугое – в полёте стрела, пущенная невидимым, за полётом следящим.

 

Застывшие слова прежних радений чешуёй лепились по стенам, соляными фигурами проступая за капищем, в глубине рассекая пространство – женщина из соли, ветрами заласканная. Треснуло, захрипело, провозгласило: «Уважаемые посетители, просьба покинуть…» Впрямь, время позднее. И утонуло в треске. Затихло. Застыло. В тишине слова понеслись, еврейские с греческими сталкивались, сплетались, порождая наречия, языки, говоры, диалекты, наполняя их мудрой силой, разумным могуществом. Одни рождались весело, беззаботно, легко совокупляясь с другими, иные выползали мучительно и тошнотно, обречённые на бездомное одиночество, забвение скорое.

Навстречу по коридору шли уставшие клоуны: разноцветные шарики, из которых воздух ушёл. Руки повисли, морщины – наружу, обвисшие груди и животы. Два клоуна, старый и молодой. Две клоунессы, старая, молодая. Молодые наряжены под старика и старуху в аляповатость прошлого века. Старые – по моде последней, под молодых. У старых обвислые щёки с румянцем сердечками шутовским. Носы нашлёпкой у молодых, буратинистые – у старых. Молодые еле плетутся. Старые держатся. Дудка, бубен, барабан и губная гармошка. Дудка свисает с плеча. Бубен вместе с хозяйкой бренчит. Барабан, втянувший живот, блестит светлым пятном. Гармошка, тоскующая по губам, на шее болтается в такт усталости. Арлекин, Пьеро, Коломбина. Четвёртый? Кто его знает. Пусть сам красный граф. Баба. Продажная шкура. Поравнялись, и донеслось:

– Завтра пойду гонорар выбивать.

– Ты с ними покруче. Второй месяц не платят.

Молодые – о гонорарах. Им нужны деньги.

– Ты видел, как хохотал тот негритёнок?

– Тот с рукой в гипсе?

И оба, вспомнив, во весь рот шутовски улыбнулись.

 

В Дельфах ждали жреца.

Тропа, извилистая и каменистая, змеилась, подбираясь к обрыву и испугавшись, отскакивала. Миг – отважно, заворожено заглянула в смертную пустоту. Вдруг – опомнившись, пугливая серна, дрожа на пороге бессмертия, побежала туда, где под скалами с тех самых пор, когда бессмертные создали мир, раскинулся от края земли до края сад, бесконечный, бессмертный и многоцветный.

Плутарх шёл по этому саду. Близость пропасти не страшила – манила: на миг заглянуть, с головой окунуться в горные воды, и – кровь от ледяной воды застывает – отпрянуть, в сад возвратиться. В нём, словно деревья, подобно цветам, растут, дышат, благоухают слова, и самое влекущее, заветное: Дельфы. Лоно мира, из него, играя с волнами, выскакивают дельфины, разнося славу о Храме, о пифии-прорицательнице и о дельфийских жрецах. На Дельфийские игры со всей Греции, и, конечно, из родной Плутарху Беотии съезжаются борцы и наездники, бегуны и метатели молота, поэты и музыканты, танцоры, певцы. А сколько в мире рождается городов, чьи жители на весь мир самим названием заявляют о своей к Дельфам любви. Филадельфия, φιλαδέλφεια!

Сад роскошен, великолепен, но и безжалостен. Теснит к обрыву тропу, вместе с ней и Плутарха, словно стремясь убедить в тщетности, суетности желания стать пророком храма великого Аполлона. Ветви преграждают дорогу, нависая над бездной. Он идёт, осторожно их раздвигая. Из-под руки плод созревший сорвался, в бездне сокрылся. Другой, третий, малые и большие, спелые и зелёные пропали в бездне, исчезли. Так и слова, едва родились, только поспели и – исчезают. Самоубийцы-слова! Словно римляне, императору повинуясь, уходят из мира, вонзив в горло кинжал.

Такие, вот, времена. Такие, вот, нравы.

 

Жил в земле Вениамина, в поселении Анатот, день пути от Иерусалима сын жрецов по имени Иеремия. Однажды голос услышал:

– Прежде чем создал в чреве, познал Я тебя, и прежде, чем ты вышел из чрева, Я тебя освятил, пророком народам поставив.

Поняв, кто с ним говорит, отвечал жреческий сын:

– О, Господи Боже, я говорить не умею: я отрок.

– Не говори «я отрок», ибо к кому пошлю, ты пойдёшь, и всё, что повелю Я, ты скажешь. Никого не страшись. Я с тобой, чтобы тебя спасать, – слово Господа.

Простёр Господь руку, коснулся рта и сказал:

– Я слова Свои устам твоим дал. Смотри, тебя поставил Я ныне над народами и над царствами рушить, крушить, уничтожать, разрушать, строить и насаждать.

Вскоре снова было слово Господне.

– Что видишь ты, жреческий сын?

Сказал:

– Вижу кипящий котел, к северу обращённый.

Тотчас в ответ:

– С севера откроется зло на всех земных обитателей. А ты, чресла свои препояшь, восстань, говори им всё, что Я повелю, их не страшась, чтобы не поразил Я тебя перед ними. Иди, возгласи в слух Иерусалима: «Так сказал мне Господь. Помню твоей юности милость, твою, невесты, любовь, когда шла ты за Мной в пустыне, землёй незасеянной. Израиль – Моя святыня, пожирающий его будет наказан, – слово Господа».

 

Ждали жреца.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление


1. Часть первая. 1. В ожидании жреца.
2. Часть первая. 2. Домой с Плутархом.
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!