HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Жрец

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июнь 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 23.06.2022
Оглавление

56. Часть третья. 16. После потопа.
57. Часть третья. 17. Жрец Бога Живого.


Часть третья. 17. Жрец Бога Живого.


 

 

 

С каждым днём Город съёживался, скукоживался, высыхал. Вместе с ним задыхались от гари, от недостатка воды высыхали, изнывая, слабели от голода жители, землистые, зелёные лица которых всё чаще исчезали во мраке. Пресеклись, по слову пророка, голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Кроме людей, живых существ в городе не осталось. Хищные птицы терпеливо кружили, жадно, безжалостно выжидая. С восхода и до заката вымершие, безмолвные улицы мучились в липком, злом, расплавленном зное, под вечер смягчавшимся сердобольным с моря, с запада дующим ветром. Но ветер был слаб и бессилен перед наступающей с востока пустыней, жёлтой, жадной, пожирающей душу. Ручные мельницы, бывшие в каждом дворе, давно не гремели, давно не журчали, словно вода, которую пить – не напиться. Молоть муку? Те ячменные зёрна, которые ещё были в домах, съедали и не смолов: сперва по мере – горстями, а затем лишь в богатых домах – по счёту.

За стенами города жизнь, напротив, кипела: звенели мечи, по ночам выли шакалы, жгли костры, на которых жарили мясо, и липкий, жиром пропитанный дым возносился жертвой Юпитеру.

Те, у кого остались силы рассказывать, шёпотом говорили о богатой вдове, которая послала служанку купить белой муки. Пошла служанка, ни с чем воротилась. Затем послала купить хотя бы чёрной муки. Пошла служанка, ни с чем воротилась. Тогда послала служанку купить отрубей. Пошла служанка, ни с чем воротилась.

И о другой вдове рассказывали против прежней куда как богаче. Был сын у неё. Единственный. Жизни дороже. Каждый месяц взвешивала его и по мере в Храм золото относила, Бога благодарила. «А вчера, сказывали слуги, – здесь голос говорящего затихал, и, дрожа, будто из-под земли, из преисподней на свет возвращался, – со вчерашнего вечера ребёнок больше не плачет. – Говорящий вздыхал, набирал воздух и продолжал, голос опять в преисподнюю опуская. – Съела. Сварила и съела».

По ночам в тёмную, безлунную, беззвёздную ночь тени на улицы выползали. У теней за плечами мешки. Что в них, не знали. Говорили… Всякое говорили. Кто же поверит. Всему верит лишь тот, кто глуп от рождения. Тени с мешками сквозили вдоль стен, камней мостовой не касаясь. Тянулись к стене, город хранящей и от римлян, и от пустыни. Ход, говорили, был тайный, подземный, ведущий в пустыню. Так говорили. Кто же поверит. Всему верит лишь тот, кто глуп от рождения.

Было совсем немного жрецов, которые поняли: мёртвое не спасти. Храм умер, Господь покинул его. Поняв, пытались узнать волю Господню, как некогда жрецы и пророки, среди которых его предок, чьим именем наречён, жрец-пророк Иеремия. Он ещё до того, как враги стены Города проломили, кричал и вопил – никто не услышал. Только когда ослеплённых, увечных на чужбину угнали, поняли и раскаялись, их, от скверны очистившихся, Господь на родину возвратил. Так было тогда. Так будет сейчас.

Ни Храм, ни жертвенник, ни Город с собой не унести. Они унесут слово Бога Живого. Унесём, спрячем свитки в пещерах сухих, труднодоступных у Солёного моря. Как унесём? За стеной римляне каждый шаг сторожат, внутри – власть имущие сумасшедшие. Нашли старика, помнившего, где подземный ход начинался, давно позабытый. Осторожно ночами искали. Нашли. С тех пор его отец дома появлялся не часто. Дни и ночи он пробирался ползком, шёл, настороженно озираясь, став пугливым, как лань, двигался по ночам, днём скрываясь в расселинах и пещерах, свитки нёс на спине в специально сшитом женою мешке. День-другой отлежавшись, отъевшись, взяв у братьев скудный запас для братьев-жрецов и семьи, отец шёл обратно, чтобы, дождавшись безлунной ночи, вновь спуститься в преисподнюю у чёрного камня.

С каждым разом путь был опасней. Римляне, словно шакалы, учуяли кровь скорой победы, а сумасшедшие готовились к смерти, решив раз навсегда, что смерть лучше жизни, если она жертва Всевышнему. Когда-то пытался их убедить, доказывал: Господь дал, Господь и возьмёт. Не человеку решать. Но разве можно убедить сумасшедших? Господь сказал: выбери жизнь. Разве ещё необходимы слова? Лишнее слово подобно лишней чаше вина. В нужных – сила и мудрость. В излишних – глупость и слабость.

Таковы сумасшедшие. Говорят-говорят. Бесконечно. Не других – себя заговаривают. Ходят по улицам, заглядывают во дворы: как бы кто к римлянам не сбежал. Жертвы давно не приносят: нечего приносить. Пока были дрова, их сжигали: показать тем, кто в городе, и тем, кто за стенами, что всё, как всегда, дым над жертвенником клубится.

В лагере, хорошо видном со стен, жизнь и впрямь, как всегда. В самом центре, рядом с палатками Тита и приближённых – жертвенник. Дым столбом поднимается до небес, плотный, уверенный в собственной силе. Кто с богами поспорит? Кто борется с Римом, на смерть обречён.

Сам тень, в тени врастая, пробирается сквозь гулкую пустоту, сливаясь с камнями, продирается на пригорок, где рядом с кривой, старой, бесплодной маслиной лаз, спускаясь в который, даже не шёпотом, мысленно, про себя молит Господа даровать ему свет, вернув из преисподней. На этот раз кроме рукописей он спасает в кожаном плотном футляре золотисто-оливковый хризолит из наперсника Главного жреца, в торжественные дни сверкавший весело и призывно. Приподняв дёрн, ныряет под землю, она смыкается, словно гасят свечу. Шаг, другой, потная одурь хватает за горло, тащит, волочит, смертельным удушьем сжимает. Тоннель не для живых. Говорят, со всех концов света проложены Господом Богом, по ним мёртвые, возродившись, в муках Божественной силой будут доставлены в Город, где живыми восстанут.

Глаза различают сероватые мутные тени, но это совсем ненадолго. Десяток шагов, и голова уткнётся в шершавый карниз, тоннель будет сужаться, надо идти осторожно, втянув голову в плечи, сгорбившись, скрючившись, в самом себе утонув, в гнусной унизительной позе на коленях ползти, едва различая слабый, тлеющий огонёк. Добравшись, глотнет из кожаной фляги. Вода и отдых его подкрепят, и он отправится дальше, исполняя свой долг перед Господом и людьми.

 

Отдохнув, пытается разогнуться, хотя сделать это совсем не легко. Но надо подняться, сделать трудный, самый ответственный шаг. Первый шаг, с него начинается любая дорога. Странно, и дед, и Главный жрец, оба любили эту расхожую сентенцию повторять.

Подняться. Идти. Ещё десяток шагов, вытянет голову, вросшую в плечи, чуть-чуть затёкшие плечи расправит. Продержавшись до поворота, увидит маленьких светлячков, слабым свечением подающих надежду. Светляки вспыхивают и гаснут. И вот, бурый, зеленоватый на кончиках мох, в прохладную ночь нежный и влажный, в жаркую – колючий, сухой.

Приникает к стене. Слегка отдохнуть. Всмотреться в зелёные подручные тени, которые, как водоросли, колеблются, успокаивая, убаюкивая.

Оттолкнуться. Идти. Сквозь тени, вросшие в землю, в потолок и стены тоннеля. Главное – свет. Впереди – большая пещера. Там вода. Там еда. Пещера, словно конец тоннеля, который видят в последний миг жизни.

 

Вдруг задрожала земля, загудело. Обдавая зябким, простуженным страхом, прокатилась волна. Вспыхнул свет. По стенам метнулись тёмно-зелёные подручные тени. Корчась, исчезли, в сапфировом сиянии растворились.

Заблистало, вспыхнуло, воссияло. Стены раздвинулись.

Звуки рождали свет, сияние – музыку, светлые тени, мир наполняя, теснились у жертвенника, над которым восходил в небеса белый дым. Так ранним утром туман поднимается из долины.

 

Делает шаг, ещё один и без сил оседает на землю. Нет сил флягу достать. Нет сил ни на что. Но надо себя пересилить. Озирает пещеру. В углах следы от костров. На этой земле войны не редкость, и всегда находились те, которым удавалось спастись, убежать. Для них Господь создал пещеру.

Потихоньку приходит в себя. Пьёт. Жует сушёный инжир. Путь не окончен. Впереди ещё – и сгорбившись и ползком. Но знает: раз до пещеры добрался, значит, дойдёт, доползёт, найдёт в себе силы выйти из ада.

Всё. Вперёд. Встаёт во весь рост. Пересекает пещеру, и, оставляя серый свет за спиной, шагает во тьму, которая, сгущаясь, его поглощает. Человек во тьме исчезает: кто вспомнит? Пока живы его знавшие братья, может, они. А затем? Вечная жизнь. А если она, как этот тоннель, со склизкими стенами в прохладную ночь? Сухими колючими – в жаркую?

 

Нелегко быть жрецом. Особенно жрецом Дельфийского храма. Вот и ползёт, вслушиваясь в кромешную тишину: ни звука, ни шороха. Хоть бы мышь прошуршала. Хоть бы всплеск тихой воды. Он слушает – самое страшное терпение потерять – тишину, чтобы уловить бессвязные звуки. Не желают боги людскими словами волю являть: трудитесь, внимайте, учитесь.

Пифия уловляет. Он, жрец Дельфийского храма, её бессвязные звуки – в горячке, в бреду – в слова перелагает.

Ползёт по тоннелю, пытаясь отыскать драгоценные звуки, наткнувшись, поднять, и с ними подняться, распрямившись, идти, как волны пловец, раздвигая звуки руками, уловляя изречённое теми, кто держит в руке человека, словно куклу – ребёнок.

Ещё шаг, и вместо безмолвия – половодье, в котором различит волю богов и переложит в слова, доступные человеку.

 

Добрался, дополз, отодвинул ветку куста, неведомая сила выталкивает его на поверхность из преисподней. Звуки, запахи, краски окружают, подхватывают и несут. Идёт, обходя кусты, норовящие цепкими ветками ухватить, задержать, повалить на бурую землю. Путь не окончен. Но он живой – доберётся. Он, жрец Бога Живого, свитки живые доставит, спасёт.

 

Чтобы хаос воле своей подчинить, на помосте возникнет: фрак, манжеты, манишка – чёрно-белый курьёз эпохи цветного кино.

Ладонями тишину зачерпнув, из небытия музыку добывая, десницей воззовёт на служение струнные, шуйцей призовёт духовые: польётся, голубиными льдинками тишину прошивая, взорвётся, обернётся триумфом. Смычком по пюпитру, розу – в жерло трубы.

 

Взойдёт дирижер, руку поднимет, палочку вонзит в тишину: из проколотого беззвучия хлынут звуки, покоряя пространство.

 

Ждали жреца.

 

 

 

Иерусалим, 2010 – 2022

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

56. Часть третья. 16. После потопа.
57. Часть третья. 17. Жрец Бога Живого.

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!