Лачин
Рецензияна рассказ Павла Самойлова «Последние дни Терентия Мадина»
![]()
![]()
Рассказ Павла Самойлова «Последние дни Терентия Мадина» можно похвалить, а можно разругать основательно. Смотря каковы были намерения автора – делал он стилизацию под Фёдора Михайловича или просто писал, как писалось. Если стилизовал, то получилось почти точно. Надо бы только несколько раз вставить слово «чрезвычайно», ещё несколько раз «чрезвычайнейший» и несколько десятков слов в уменьшительной форме, да убрать две-три откровенные детали. Ну и многословнее написать, этак раза в полтора, величиной с «Путешествие в Арзрум» Пушкина, а не «Бэлу» Лермонтова. И всё – я мог бы поверить, что это новонайденный опус Достоевского, притом что хорошо его знаю, перечитывал многажды. Насчёт недостаточной многословности автора: его можно понять – может, он не выносит растянутости. Я и сам, пиша стилизации, всегда пишу кратче образца. Так что за это пусть его ругает кто-нибудь другой. Но если мысли о стилизации не было, то подобную схожесть нужно уже в недостаток поставить. Тема, сюжет, характеры, чувства, место и время действия (Россия девятнадцатого века, притом именно второй его половины) – всё то же. Грязный обшарпанный трактир, кошмарные сны про свои злодеяния, изнасилование с педофилией, «и девочки кровавые в глазах». Главный герой, Мадин – помесь Свидригайлова со Ставрогиным, с налётом Раскольникова, тоже красивый, как и двое последних. Как каждому порядочному Раскольникову, ему полагается друг Разумихин и проститутка Сонечка Мармеладова. Наконец-то я увидел её за сексом, никак раньше не мог себе представить. Всё твердил за Станиславским: «не верю!». Впрочем, секс не удался – я так и знал. Всё-таки Станиславский был голова, прям как я. Покинув нашего героя, она, надо полагать, отправилась к другому Раскольникову читать ему Евангелие. Туда ей и дорога – не можешь работать, читай «духовное». Для таких и писано. Рождённый ползать в молитве – в постели летать не может. Есть в рассказе и намёк на эпилепсию. Мотив «сверхчеловека», что «право имеет», но вдруг с ужасом обнаруживает в себе совесть, и выходит, что права не имеет, а тварь, к тому ж и дрожащая. Впихнуть всё это в небольшой текст – это уже и не стилизация даже, а пародия какая-то. Хорошо хоть отец Зосима в конце с проповедью не вылез. Хотя, с другой стороны, так и просится, чтобы над привязанным героем явился согбенный старик в клобуке и с бородой и начал бы впихивать свою пропаганду непротивления злу насилием. А потом поклонился бы земно герою нашему, пояснив удивлённым санитарам: «Я, дурни, не ему поклонился, я страданию его великому поклонился. Вот». А может, автор пародию и планировал? Тогда всё прекрасно (за вычетом чрезмерной краткости). Если стилизацию – тоже хорошо, даже отлично, пожалуй. Коли нет – ну что ж, иногда можно и так. Только просьба – не всегда так.
Откровенно говоря, я с интересом прочёл. Но надо же ругаться. Хорошо выдержана лексика – вроде и Достоевский, но без явных архаизмов, автору удалось удержаться меж двумя крайностями. Хорошо обрисовано время действия – никаких прямых указаний, но враз понятно, что времена – достоевские. Натурализм есть, но и без особых грубостей – автор опять-таки удержался меж крайностями. Но, повторяю – ругаться-то надо. На то и кликуха у меня – Змей Горыныч (см. «Змей Горыныч»).
Любопытно – именно в эти дни, как опубликован данный рассказ, о Достоевском вышел разговор на форуме НЛ. Чехвостили его Юлий Максимов с Евгением Синичкиным, да от души. Обидно несколько стало. О деньгах Достоевский думал, когда писал? Всем думать приходится, коли ты не граф Толстой или Гончаров с Тургеневым, да к тому ж семейный. Бальзак тоже только о деньгах и думал, хоть и был холост и бездетен. Гейнсборо мечтал писать пейзажи, Ван-Дейк – картины, но оба вынужденно портреты штамповали. Большинство портретов Гойи – тоже вынужденные. Безденежье не тётка. Националист? Да, но писать умудрился так, что стал интересней Западу, чем интернационалисты Тургенев и Лев Толстой. Пушкин, кстати, националист не меньший, но его мы не критикуем – как можно, корова священная. Слабо писал? Хм… Смотря с кем сравнить. Из немногих классиков литературы, что вошли в философские словари, и не только советско-российские, при том что, в отличие от Камю с Сартром, чисто философской литературы не писал, только в художественной форме. Юмор, думаю, блестящий (особенно в «Бесах», или взять «Село Степанчиково и его обитателей»). Персонажи такие, что не забудешь, ругай не ругай. При этом всегда вынужденно писал в спешке, из-за тех же денежных проблем, фактически получерновики был вынужден печатать. Многословен? Вспомните Гончарова, Льва Толстого или Вульфа – ужасные болтуны даже на достоевском фоне. «Краткость – главное условие художественности» – это ведь достоевская формулировка, из «Подростка», а вспоминают по этому поводу почему-то только Чехова. Старался как мог, и превзошёл многих. Готический роман на него повлиял, и всякая второсортная литература? Ну, Метьюрин, я бы сказал, не второсортный. Его не только мы с Достоевским любим, его и Бальзак любил, например. А что касается всего низкопробного, что тоже на него повлияло, то я бы сказал, перефразируя Ахматову: «Когда б вы знали, из какого проза/растёт дерьма, не ведая стыда…». Главное, что выросло, а откуда – это его личное дело. Страсти низменные имел? Кто из классиков безгрешен, пусть камешек бросит. Как говорил Мопассан, во французской литературе есть только один порядочный человек – Флобер. Никто Мопассану не возразил. Рыльце-то у всех в пушку. То же и в России. Зато писатель был честный – как ни хотел наврать, а не мог, тем и терзался, и писал так, что самые выразительные места у него – это речи его оппонентов, взять монологи Великого Инквизитора и Ивана Карамазова, или «расстрелять!» Алёши Карамазова. Я в «РАФ, и особенно Ульрике Майнхоф» (глава «Причины особой ненависти к РАФ») так этот возглас откомментировал: «Как ни хотелось наврать Достоевскому-человеку, а Достоевский-художник – правду брякнул». Брякать, скажу вам, надо уметь. Тут нужна интеллектуальная честность. Личная порядочность в литературе и философии не помогает – только интеллектуальная. Учитывая, в какой спешке ему приходилось работать, и что прожил он меньше Тургенева и заметно меньше Гюго, Гончарова, Льва Толстого, Маннов и Маркеса, и при этом одиннадцать лет не мог писать, а первые семь лет из этого срока даже читать не мог ничего, кроме Евангелия – становится ясно, что он намного сильнее был всей этой компании. Что касается Гоголя… Муссолини, хоть и сволочь, но всё-таки не Гитлер. Потому прошу вас – всё-таки с Гоголем не надо Достоевского равнять! Да, он сломался после одиннадцатилетней отсидки, настоящего революционера из него не вышло. Только вот Гоголя и репрессировать не пришлось – он и без того был сволочью. Я и сам ругал Достоевского в «РАФ…» за то, что он сломался, но ругал, сравнивая с Чернышевским. А если сравнить с постсоветией, кучей дерьма, так он даже на хорошего человека смахивает. И Достоевский не писал романов, где положительными героями выступают фашизоидные садисты Бульбы, предтечи эсэсовцев. Достоевский продолжал мечтать о социализме, только взял пацифистическую тактику. Гоголь же прямо настаивал на укреплении крепостнического строя, был социальным расистом. Нет, ребята, не отдам я вам Достоевского, хоть он и потомок основателя ислама. Сын за пращура не ответчик. Да и Павла Самойлова, пожалуй, не отдам. Дерзайте, Самойлов. Только, прошу вас… поменьше достоевщины! Чёрт бы его подрал…
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]() ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 14.03.2023 Вчера прочитала февральский номер «Новой Литературы». Рассказ «Огнестрельных пять» Михаила Лидогостера мне очень понравился. И еще одна тема – убийство беркутов, которая всплыла в журнале, меня в своё время потрясла. 23.02.2023 Мой роман «Яибэ», который впервые был опубликован в «Новой Литературе», вышел в виде книги, в издательстве «Планж». Еще раз спасибо вам, что когда-то опубликовали. 23.02.2023 Огромнейшее спасибо за поистине царский подарок. Первое впечатление от беглого просмотра вызвало уважение и почтительный трепет – и от количества представленного, и, главное, от качества содержания и оформления. Буду читать!! Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Деревянные вешалки цена. Напольные деревянные вешалки. . Выбрали гакк тренажер на https://www.sport-gym.ru - оптимальное соотношение цены и качества. . Клипсы Автоклипсы krepdetal.ru. |