HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Литературная критика

Лингвистическое танго

Обсудить

Рецензия

 

на сборник стихотворений Фаины Судкович
  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.10.2022
Иллюстрация. Автор: не указан. Название: не указано. Источник: https://catherineasquithgallery.com/krasnye-fony/4842-devushka-na-krasnom-fone-155-foto.html

 

 

 

Если женщина любит ушами, то чувства литературного критика пробуждаются лингвистической гармонией текста. От того, как ладятся между собою звуки поэтической речи, он может испытать восторг. А вслед за восторгом – полюбить. Для меня преддверием этого чувства обычно оказывается неудержимое желание продекламировать прочитанное вслух тому, кто окажется рядом. Озвучить, чтобы разделить с другими зарождающееся чувство и убедиться: да, это оно. Так получилось и на этот раз: в поэта Фаину Судкович я влюбился с первого взгляда. Влюбился, предощутив нахлынувшее чувство в одном только названии сборника её стихов, который предстояло открыть – названии ярком и смелом, изящном и смешном, интригующем и двусмысленном. Так назвать свой сборник могла только Она. И с первым же его стихотворением я выскочил из-за стола и прочитал его вслух повторно. Коллеги оценили моё выступление и посоветовали направить его энергию в рецензию. С радостью.

 

Доступно ли вам тонкое искусство подмечать настоящее время? Едва ли. Полагаю, эту наблюдательность нужно в себе специально развивать. Но и мало кто этим всерьёз озабочен. Слишком бурны наши переживания о пережитом и слишком сильны тревоги о предстоящем. Крошечная точка настоящего посреди двух этих бурлящих океанов – ну кто её заметит? Придётся ж приглядываться. А не до того. При этом есть большая разница ещё и между «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и самой способностью впитать в себя это самое мгновение, почувствовать его вкус. Первое стихотворение сборника – как раз об этом, и начинается так:

 

Обними меня так, словно Завтра – не будет.

Дыши мне в щёку, гладь меня по спине.

Это сейчас мы – живые, влюблённые люди.

И только сейчас мы – с блаженными наравне.

Всего через миг всё изменится безвозвратно.

За мной закроется дверь, и стихнет стук каблуков.

Я выйду на улицу. Твоё время сквозь мокрые пятна

дождя потечёт без меня. Быть может, во веки веков.

 

В завораживающем ритме качающейся на небольших волнах лодки Она открывает мне истинную ценность мгновения, нашёптывает таинственное, интимное, личное. И моё воображение, подхваченное этой чуть эротичной, но так необходимой деталью – Дыши мне в щёку, гладь меня по спине, – уже плывёт по этим волнам, в этой лодке. Мои чувства ритма, гармонии, вместе с их читательским и жизненным опытом, уже соблазнены рукой мастера и увлечены, увлечены. И то, что говорит в этом стихотворении Она дальше, уже не воспринимается критично – что бы она ни говорила, я верю, ибо уже соблазнён.

 

Что с нами будет? Мор? Война? Угасание?

Не думай об этом, просто впитывай каждый миг,

слово, вздох, поворот головы, касание…

не привыкая к счастью. Несчастлив тот, кто привык.

 

Вот оно, жестокое коварство очарования! В финале стихотворения лирическая героиня покидает своего визави, предпочитая привыканию сохранить память о прекрасном мгновении, зная, что оно не повторится. А меня, взбудораженного этой встречей читателя, она оставляет наедине с этим сомнением: «Ну и как после этого быть с настоящим?», – как распластанного на постели обессиленного уснувшего любовника.

 

Впрочем, Ей и самой не легче. В стихотворении «И день и ночь» Она, спеша жить, предстаёт «застигнутой врасплох обрывком памяти, деталью», коварным словом «поздно». И, в зеркале не находя ответов, продолжает кружиться среди химер и миражей воображаемого, желая того же, что и все женщины на свете:

 

…ещё бы долго жить да жить…

И никогда не стать старухой.

 

Вот это хлёсткое «старухой» – уже как пощёчина женской половине аудитории. Бодрит.

 

И да, осознание собственной конечности приходит дальше, в стихотворении «Так бывает». Куда ж деться о того, от чего некуда деться? Закрыться в кокон и слушать «шорохи сердца и дробь позвонков»? Но – нет. Рано или поздно кокон расколется на крупицы… нет, на камни. И неожиданное притчевое в финале: «Ничего. Были б камни. Ты их соберёшь».

В этом месте проявляется ключевое качество поэзии – образность. Настоящие стихи хороши тем, что их не нужно объяснять дословно. Поэт делает лёгкий мазок на полотне своего произведения – и вдруг всё становится пронзительно ясно и с собой, и с этим миром, и с предельностью индивидуального бытия. Они, эти камни тут – как вспышка ассоциаций, аллюзий, намёков, надежд. …На закольцованность судьбы. …На гармоничность прихода и ухода. …На справедливость, в конце концов, всего, что с тобой происходит. Нет, ничто не случайно. Мне нравится женская мудрость.

 

А Женщине – нравятся слова. Об этом она так изысканно рассказывает в стихотворении «Лингвистическое танго», что я не удержался, и взял его в заглавие этой рецензии. А ведь Она, и вправду, не рассказывает – танцует:

 

О, как безудержна была

Твоя словесная повадка!

Как, закусивши удила,

Ты жёг за мной свои мосты!

Как, не похож ни на кого,

Ты уличал умно́ и сладко

Все части тела моего

В грехе безумной красоты.

 

Меня вновь уже почти соблазнили. Нам, мужчинам, тут есть чему поучиться. Сколько тут тонкой иронии и лёгкой эротики! Изящество фраз как изысканность поз…

 

Как ты бывал велеречив!

Как жёг словцом и анекдотом!

Законы жанра изучив,

Ты нарушал их всякий раз,

Когда на клавишах моих

Играл словами, как по нотам,

Всё для того, чтоб не утих

Мой лингвистический экстаз!..

 

О, да. Мой лингвистический экстаз с каждым стихотворением только разгорается. Тем более что впереди – то самое, что дало название всему сборнику:

 

Вчера во мне опять погибла дура.

Ушла без слёз, упрёков и гримас.

Плоды её доходной синекуры

Закончились. И разлучили нас.

И не сказать, чтоб я о ней жалела,

Но временами всё же без неё

То колет душу, то пронзает тело

Моих разумных мыслей остриё.

 

Мне представляется, что наша жизненная умудрённость порой мешает нам быть искренними, непосредственными, лёгкими, притупляет нашу способность радоваться и принимать происходящее с нами с открытым сердцем. Вот о чём это стихотворение. Вот почему Фаина Судкович так назвала свой сборник, преодолев, как мне кажется, свои сомнения и страхи. И правильно сделала. Горячо поддерживаю. Название литературного произведения должно интриговать. Придумать интригующее название трудно, для многих пишущих это вообще редкая удача. Фаине это удалось.

Всего в сборник включено 11 замечательных стихотворений. Не думаю, что здесь стоит разбирать каждое. Сборник опубликован в сентябрьском номере журнала «Новая Литература» за 2022 год. И если мне удалось передать те чувства, которые он дарит опытному читателю, то познакомиться с этими стихами вам не составит труда.

 

 

Андрей Ларин

 

 

Об авторе

 

Фаина Судкович – поэт и исполнитель авторских песен. Родилась в Ленинграде, затем переехала Москву. Окончила музыкальную школу по классу скрипки и фортепьяно. Высшее образование получила в Московском технологическом институте (ныне РГУТИС). В 1993 году иммигрировала в Израиль.

Была участником московского клуба «Поэзия» и литобъединения Кирилла Ковальджи при редакции журнала «Юность». Пишет стихи и музыку к ним. Публикуется на международных интернет-площадках и в литературной периодике, выступает на концертах и фестивалях авторской песни.

Регулярно принимает участие в международных и общеизраильских поэтических состязаниях. В 2010 г. удостоена II места на конкурсе «Философский Саксаул – Зимний Конкурс», в 2011-2012 и 2014 гг. трижды занимала I место в международном конкурсе фонда «Великий странник – молодым» (Стихи.ру).

В 2011 году удостоена Гран-при Международного конкурса русской поэзии им. В. Добина. В 2012 г. заняла III место в Супертурнире «Поверх барьеров» международного фестиваля «Пушкин в Британии». В 2018 году заняла III место на израильском международном фестивале «Дорога к Храму». Финалистка международного интернет-конкурса «Эмигрантская лира 2013/2014. Конкурс поэтов-эмигрантов».

Неоднократно была участником жюри значимых в мире авторской песни событий.

В 2009 году Фаина Судкович вместе с музыкантом и аккомпаниатором Екатериной Удаль создала дуэт СУДоКУ. Дуэт неоднократно выступал в посвященных ему передачах крупнейших русскоязычных СМИ Израиля, регулярно принимает участие в большинстве значимых событий мира израильской и зарубежной авторской песни. В 2013–2014 гг. дуэт СУДоКу удостоился премий III и IV международного Грушинского интернет-конкурса.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!