HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Подсознание

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Кадр из фильма «Психо» (режиссёр Альфред Хичкок, 1960 г.)

 

Кадры из фильма «Психо» (режиссёр Альфред Хичкок, 1960 г.).

 

Главный герой здесь, с одной стороны, скромный деликатный молодой человек, но в нём живёт и жуткий маньяк, который, в данном случае, от имени собственной ревнивой матери, переодеваясь в её одежду, так и норовит убить понравившуюся уже лично ему девушку. В общем, налицо расщепление психики на две личности. И Хичкок, внедряя тогда своим фильмом в американское общество идеи Фрейда, превращает судебный процесс над маньяком в своего рода лекцию по психоанализу.

 

Кадр из фильма «Психо» (режиссёр Альфред Хичкок, 1960 г.)

 

Кадры из фильма «Психо» (режиссёр Альфред Хичкок, 1960 г.):

 

– Он убил мою сестру?

– Да. И – нет. Он никогда не был полностью Норманом. Он часто был только матерью. Поэтому он был так паталогически ревнив, как бы она ревновала его. Следовательно, когда его привлекала женщина, материнская его часть была вне себя. Когда он встретил вашу сестру, она ему понравилась. Он хотел её. Это вывело из себя ревнивую мать, и мать убила девушку. После убийства Норман очнулся, как после сна. Видите ли, когда в сознании живут две личности, есть всегда конфликт, битва. В случае с Норманом битва закончена, и боле сильная личность победила.

 

Может показаться, что у молодого человека шизофрения. Но само появление альтернативной личности, которая потом и становится хозяином сознания, на самом деле, далеко не всегда связано с шизофренией. Для этого придуманы, в том числе, такие загадочно-красивые термины, как, скажем, «психогенная фуга». Именно этим медицинским термином определил жанр одного из своих фильмов Дэвид Линч.

У героя картины «Потерянное шоссе», убившего свою жену, начинается особый тип распада сознания. Он хочет заменить себя двойником. Это альтер эго вырастет из подсознания, когда герой уже сидит в камере заключения и находится в пограничном состоянии психики.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).

 

Он видит себя едущим на машине по шоссе в темноту (шоссе здесь как раз – образ погружения в подсознание), и вот вдруг на обочине трассы появляется молодой человек. Внешне на героя не похожий, но который и становится замещением его личности. Той личности, которая убила свою жену и теперь, мучаясь, пытается вытеснить страшные события из сознания.

 

Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.)

 

Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.):

 

– Рене!

– Стой, убийца!

– Я не убивал её. Скажите, что это не я убил её.

 

Мучительное самоотчуждение и связанное с ним впоследствии раздвоение личности, как правило, появляется в тех фильмах, где есть убийство и мистика. То есть, обычно это триллер, жанр, родоначальником которого стал Хичкок. И можно заметить, что сама природа такого жанра – это двойственность. Во-первых, здесь часто не до конца ясно, где перед нами обычная реальность, а где уже психическая реальность самого героя. А главное, через загадочную историю с криминальным сюжетом герой встречается со своим вторым «я», принимающим уже ту или иную форму.

В общем, в триллере внутренний мир героя обычно разделён на сознание и подсознание. Именно поэтому в этом жанре часто появляется двойник. Скажем, картина «Тайное окно» с Джонни Деппом[6]. Его герой, кстати, тоже пытается вытеснить страшное событие из собственного прошлого, и в нём, как и у героя фильма Дэвида Линча, идёт процесс отчуждения от собственной личности, совершившей убийство. Только в данном случае результатом таких процессов в больной психике становится ещё и появление зеркального двойника.

 

Кадр из фильма «Тайное окно» (режиссёр Дэвид Кепп, 2004 г.)

 

Кадры из фильма «Тайное окно» (режиссёр Дэвид Кепп, 2004 г.):

 

– Я никого не убивал!

– У тебя был револьвер.

– Без патронов!

– Правда?

– Нет!

– Не убил их? Но хотел.

– Он не был заряжен!

– И сейчас хочешь.

– Заткнись!

– Слушай меня! Ведь так оно и бывает, ведь так и начинается безумие…

– Заткнись!

– Нет Кокни Шутера.

– А!

– Его не было.

– А!

– Ты его выдумал.

– А!

– Слушай меня, а не его. Пока не поздно.

– Уйди!

 

Конечно, расщепление психики на две половины не всегда всё-таки связано с убийствами, галлюцинациями, в общем, не всегда носит такой зловеще-параноидальный характер. Но в то же время важно, что само представление о двух противоположно заряженных полюсах личности, которые могут отделяться друг от друга – это фундаментальное представление во всей теории психоанализа. Оно было базовым как для Фрейда, так и для Юнга, который, как известно, войдя в конфликт со своим учителем, отделился от него, создав своё направление в психоанализе.

Вот Юнг, развивая идею конфликтности психики, выдвинул гипотезу о так называемой компенсаторной функции бессознательного. Имеется в виду, что бессознательное отражает содержание сознания, но как бы в перевёрнутом виде. Например, робкий человек в своём бессознательном – смелый, интроверт в своём бессознательном – экстраверт, ну и, соответственно, наоборот. Причём, при определённых психотравмах внутри одного человека может произойти уже клиническое расщепление психики на две и даже более абсолютно автономных, противоположных друг другу личности. То, что в психиатрии называется «множественная личность».

Одним из – или даже – самым первым фильмом на эту тему стала опять-таки американская картина ещё пятьдесят седьмого года «Три лица Евы»[7].

 

Кадр из фильма «Три лица Евы» (режиссёр Дэвид Кепп, 1957 г.)

 

Кадры из фильма «Три лица Евы» (режиссёр Дэвид Кепп, 1957 г.):

 

– Вы миссис Уайт? Это ваше имя?

– Да, сэр.

– А теперь можно поговорить с Евой Блэк?

– Конечно.

– Ева Блэк?

– О, мразь!

– Знаешь, кто это?

– Ещё бы!

– Погоди минутку!

– Твой муж?

– Я же вам говорила, повторяла тысячу раз: у меня нет мужа! Но если я его заведу, то это будет не такой остолоп, как Ральф Уайт! Что вы ему сказали?

– Бонни не твоя дочь?

– Она – её дочь, сами знаете.

– Сейчас ты у меня получишь.

– Только попробуй!

– Ты меня не одурачишь!

– Не злитесь, просто наблюдайте. Сдержите себя, будьте разумны. Можно поговорить с миссис Уайт?

– Можно. Только не приводите сюда этого дурака.

– Миссис Уайт?

– Опять был провал?

– Только пару минут.

– Ева?

– Ева Блэк?

– Я же сказала, чтобы его тут не было.

– Миссис Уайт?

 

Сразу скажем, что психоаналитик женщину вылечит. Задача была в том, чтобы мысленно вернуть пациентку в раннее детство, то есть к моменту получения психотравмы и повлёкшей расщепление психики.

Но если это был самый первый фильм о раздвоении личности, то давайте теперь возьмём самую новую картину на ту же тему. В ней героиня Софи Марсо[8] потихоньку, скажем так, мутирует в другую женщину. То есть здесь современные технические средства дают возможность показать переход с одной личности на другую куда в более наглядном виде, чем в фильме пятьдесят седьмого года.

 

Кадр из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван[9], 2009 г.).

 

Но при этом в основе таких психических метаморфоз также лежит, как и в чёрно-белом фильме «Три лица Евы», психотравма, полученная в детстве. Это, конечно, не случайно, что, прежде чем выздороветь, героиня проходит, скажем так, несколько стадий. Вначале её личность вытесняется женщиной в лице Моники Беллуччи[10], а затем наступает следующая фаза – переход в девочку, то есть, очевидный намёк, что путь к обретению целостности лежит через возвращение сознания к моменту получения психотравмы.

 

Кадр из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.).

 

Финал картины в необычной форме указывает на наметившееся выздоровление. Ведь если в начале фильма двойник отделялся с жуткими муками от героини, не давая ей заниматься творчеством, писать книги, то теперь она со своим альтер эго в явной гармонии. Это не значит, что у героини окончательно крыша поехала – это такое художественное отражение учения психоанализа о том, что любая личность воплощает в себе нечто большее, чем она сама, пребывает в связи с другим.

 

Кадр из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.).

 

 

И без этого альтер эго, стоящего на заднем плане, эго сознания и не могло бы быть индивидуализировано. Задача лишь прийти с ним в гармонию. Как это сделать – это уже другой вопрос, но то, что в финале фильма камера вот-вот захватит сразу два лица как бы в один профиль, как раз передаёт уже гармоничное сосуществование со своим альтер эго.

 

Кадр из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.).

 

Такая милая дружба с двойником, даже в кино, – очень большая редкость. Гораздо чаще отделение двойника от личности грозит само́й личности трагедией. Причём, подобное раздвоение обычно случается именно с творческими людьми. Писателями, например, или музыкантами, актёрами. Обусловлено это, очевидно, тем, что творческий человек связан со своим бессознательным, где и скрывается альтер эго, намного крепче, чем так называемые обычные люди.

Но в то же время определённый разлад с собственной личностью, некое самоотчуждение знакомо каждому. Считается, что абсолютно все люди, хотя бы мимолётно, испытывают тревожное чувство неустойчивого ощущения себя. Или, скажем так, трудность удерживания своего «я» в границах собственного физического и так называемого психологического тела.

Всё это можно назвать проблемой самоидентификации, связанной недовольством собой, недовольством своим местом в обществе. И вот как клиническое уже проявление такого самоотрицания, самоотчуждения – отделение от личности двойника в виде галлюцинации. Именно об этом – фильм «Бойцовский клуб», где есть герой, а есть такая агрессивная галлюцинация в лице Брэда Питта.

 

 

 



 

[6] «Тайное окно» (англ. Secret Window) – художественный фильм 2004 г. режиссёра Дэвида Кеппа, снятый по повести «Тайное окно, тайный сад» Стивена Кинга из сборника «Четыре после полуночи» (прим. ред.).

 

[7] «Три лица Евы» (англ. The Three Faces of Eve) – художественный фильм режиссёра Наннэлли Джонсона 1957 г., экранизация документальной книги докторов Корбетта Тигпена и Харви Клекли (прим. ред.).

 

[8] Софи́ Даниэль Сильвия Марсо́ (фр. Sophie Danièle Sylvie Marceau, род. 1966) – французская киноактриса, кинорежиссёр и певица (прим. ред.).

 

[9] Марина де Ван (род. 1971) – французский кинорежиссёр, сценарист и актриса (прим. ред.).

 

[10] Моника Анна Мария Беллу́ччи (итал. Monica Anna Maria Bellucci, род. 1964) – итальянская киноактриса и фотомодель (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!