Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 Часть 3
![]()
Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):
– Твоя работа это не ты сам. Как и твои деньги в банке. И твоя машина. Как и твой бумажник. И твоя одежда. Ты лишь кучка испражнений жизни.
Дрожащее изображение здесь как дополнительное средство передать, что брутальный персонаж Брэда Питта – это галлюцинация главного героя фильма, обычного офисного работника, типичного представителя «офисного планктона», что называется. И агрессивный красавец здесь – воплощение подсознания самого героя, это его потаённое желание, представление о самом себе.
![]()
Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):
– Мы – один человек? – Правильно. – Я не понимаю. – Ты хотел именно так выглядеть, так трахаться. Я умён, талантлив и свободен от всего, что сковывает тебя.
Кто смотрел весь фильм, конечно, помнит, что двойник в лице Брэда Питта, научивший героя быть крутым самцом, драться как зверь, на самом деле оказывается очень опасным для своего хозяина. Несмотря на то, что представляет собой в подсознании героя идеальный образ о самом себе. Именно это отделившееся от личности идеальное «я», отрицающее своего хозяина, норовит привести его к самоуничтожению. Пока оставим фильм «Бойцовский клуб» – обязательно к нему вернёмся – а сейчас, чтобы понять, как может быть разрушительна для личности эта персонализация мечты о самом себе, мечты, вышедшей из-под управления сознания, вспомним фильм «Реквием по мечте». Здесь уже отражены особенности же́нской психики
![]()
Кадры из фильма «Реквием по мечте» (режиссёр Даррен Аронофски, 2000 г.):
– Эта чудесная женщина с искромётным чувством юмора и волшебной улыбкой. В полю́бите её. Жительница Брайтон-Бич, Бруклин. Прошу! Приветствуйте очаровательную миссис Сару Голдфалд! – Чудо Сара! Чудо Сара! Чудо Сара! О-о-о, Сара чудо! – Я так рада быть здесь. – Рады вас пригласить. Какое на вас шикарное платье! – Спасибо, Тэппи. Если можно, я передам привет своему мужу Сеймору и преуспевающему чудесному сыну Гарольду. Привет, Гарольд. Надеюсь, ты по-прежнему влюблён. Приходи к нам, приводи Мэрион. – Не сомневайтесь. Он скоро придёт. Однако пришло время… Вы готовы? – Готова, Тэппи. – О-о-о! – Не волнуйтесь! Не волнуйтесь! Скоро вы её увидите! – Что ты здесь делаешь? Зачем ты пришла? – Ну и квартирка! – Что тебе нужно? – О, Тэппи! – Стремитесь к чуду! Я думал, не пригласишь. – О-о-о! – Ах! – Смотри! Ну и мерзость! – А что вы хотите? У вас дома лучше? – Ха-ха-ха! – Это старое здание. Его давно не ремонтировали. Я старая. Одинокая. Вы не понимаете! Прошу вас, дайте объяснить! – Ха-ха-ха!
Итак, само появление двойника просто невозможно без той или иной формы психического заболевания героя. Ну, если это, конечно, по жанру не чистая мистика или сказка. Ну а сам двойник представляет собой не что иное, как отстранённый взгляд на самого себя. То есть, взгляд как бы с позиции другого. Причём, двойнику свойственен всегда именно высокомерный взгляд на своего хозяина. А иногда и такое вот откровенно издевательское, презрительное отношение. В общем, сам герой в депрессивном состоянии, ну а двойник улыбается себе, глумится, корчит рожи даже своему оригиналу. Как, скажем, в фильме Дэвида Линча «Внутренняя империя», где героиня тоже дошла до опустившегося состояния и встречает свою копию. Но уже не в телевизоре, а на панели.
![]()
Кадры из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.).
Зеркальная копия двойника как близнеца в фильмах часто вызывает именно страх. Нет, есть, конечно, и комедии про двойников-близнецов, но в целом современная культура хранит следы ещё древнего сознания, когда полное физическое сходство внушало страх как что-то нечистое, как то, к чему даже прикасаться нельзя, как то, что связано с тёмными силами. И кто знает, может, неслучайно исламские экстремисты нанесли удар по близнецам-небоскрёбам. Почему-то именно эти зеркальные двойники стали для них символом зла.
![]()
Горящие близнецы-небоскрёбы.
Вернёмся всё же к кино и к тем фильмам, где затрагивается проблема подсознания и уже как следствие – появление двойников. Пожалуй, лучший пример – это всё тот же Дэвид Линч, в картинах которого двоятся и личности, и миры, и вообще, двойничество и некая зеркальность здесь и на уровне образной системы, и даже как принцип построения сюжета и всей структуры фильма. Скажем, картина «Потерянное шоссе» начинается с того, что герой через домофон слышит фразу...
![]()
Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.):
– Дик Лоран мёртв.
А вот в конце фильма выясняется, что с другой стороны домофона стоял сам герой, который убил этого Дика Лорана и теперь говорит об этом самому себе, воспринимая себя как другого человека. В общем, в фильме о раздвоении личности совпадают начало и конец по принципу зеркальности. А вообще, говоря об отражённой двойственности в кино, нельзя не сказать, что сам по себе кинематограф как вид искусства очень ясно несёт в себе идею отражения и двойственности. Ведь, с одной стороны, кино копирует реальность, а с другой – создаёт её альтернативу. Да и в целом интересно, что именно с удвоением связны мифы о происхождении любого искусства. Поэзия, рифмы родились от услышанного эха, живопись – от обведённой углём тени на камне. Что касается тени человека, то она, кстати, тоже может выступать как один из вариантов образа двойника. Помните замечательную экранизацию с Олегом Далем сказки «Тень»?
![]()
Кадры из фильма «Тень» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1971 г.).
Так что принцип зеркального отражения, свойственный любому искусству, особенно ощутим в фильмах, где есть двойники. Зеркальность здесь – это и раздвоение личности, и удвоение места. Ведь в таких фильмах мир всегда делится на этот и потусторонний, который может выступать и как мир сна. Причём ведь и само сновидение тоже можно рассматривать как вариант зеркала, потому что сон это как бы граница между мирами, он создаёт дополнительную реальность. А кроме того, сон даёт возможность увидеть себя со стороны. И естественно, принцип зеркального отражения в фильмах о раздвоении личности проявлен в присутствии самого зеркала. Именно через него герой и замечает, что другая личность вытесняет его собственную.
![]()
Кадры из фильма «Не оглядывайся» (режиссёр Марина де Ван, 2009 г.).
– Ах! – Жанна?
Напомню, что та жуткая мутация, которую героиня Софи Марсо наблюдает в зеркале – лишь средство передать мучительный психический процесс замещения одной личности другой. А вообще в фильмах, где есть тема раздвоения, герои никогда не подходят к зеркалу просто так. Они всегда мысленно задают себе вопрос: «кто я?». И через своё отражение в зеркале пытаются установить связь со своим внутренним миром.
![]()
Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).
И, кстати, сама способность узнавать себя в зеркале – одна из тех психических способностей, отличающих человека от животного. Как тут не вспомнить гражданина Шарикова, когда с его психофизикой уже мутации закончились, и став наполовину человеком, но наполовину оставшись животным, Шариков пытается понять, кто же он такой.
![]()
Кадры из фильма «Собачье сердце» (режиссёр Владимир Бортко, 1988 г.).
В целом зеркало – это такой символический предмет, сопровождающий искания человека в процессе самосознания. Причём, феномен человеческой психики в том, что в собственном отражении можно открывать как сходство и родство, так и чуждость самому себе, то есть, не узнавать себя. В этом смысле, как пример, есть уже достойный американский фильм, где герой лишился сна и мысленно, и даже вслух задаёт перед зеркалом себе вопрос: «Кто я такой?».
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|