Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
![]()
Кадры из фильма «Машинист»[11] (режиссёр Брэд Андерсон, 2004 г.).
И, причём, помимо этого, от героя отделился двойник, внешне на героя абсолютно не похожий, но вот этот лысый бугай есть не что иное, как персонализация его подсознания.
![]()
Кадры из фильма «Машинист» (режиссёр Брэд Андерсон, 2004 г.).
Это та правда о герое, которую он не хочет знать, пытается вытеснить из собственной психики, убежать от неё. Дело в том, что он сбил ребёнка на улице и сбежал с места аварии. И весь фильм есть самосознание себя как убийцы, а зеркало – именно как средство осмысления себя с позиции другого. Ну как, что ли, объект схождения своего и чужого.
![]()
Кадры из фильма «Машинист» (режиссёр Брэд Андерсон, 2004 г.).
– Ха-ха-ха! – Я знаю, кто ты такой. Я знаю, кто ты такой. Я знаю, кто ты такой. Я знаю, кто ты такой. Хочу заявить о бегстве с места аварии.
Да, осознание тёмного двойника, насмехающегося над тобой – мучительная задача. И вина в убийстве в фильме – лишь как заострение темы. Обычно же вообще всё негативное мы проецируем на других. А тут вот – через другого, что называется, познай самого себя. Вообще, как это, может, ни покажется странным на первый взгляд, но американский фильм имеет общие, что называется, гены с творчеством Достоевского, для которого мотив Двойника и исследование тёмных сторон психики было важнейшими особенностями таланта. И, кстати, ведь герой, до того как прийти с повинной в полицию, что не может не напомнить Раскольникова, читает роман Достоевского «Идиот».
![]()
Кадры из фильма «Машинист» (режиссёр Брэд Андерсон, 2004 г.).
То есть в фильме как раз о расколе сознания и подсознания режиссёр даже открыто заявляет о связи с великим писателем. Что, в общем, и не удивительно. Ведь именно Фёдор Михайлович как бы опередил исследования психоанализа с его концепцией о тёмном альтер эго. Фрейд, обожавший читать Достоевского, считал, что пациенту необходимо осознать своего тёмного двойника, угнетающего сознание, чтобы он чего доброго не превратился в галлюцинацию. То есть необходимо уловить личное бессознательное, так как если негативное качество осознано, его уже можно как-то преодолеть. И, соответственно, наоборот: вытесняемые свойства становятся тем сильнее, чем больше человек их стремится не доводить до сознания. Дошёл Фрейд до таких своих выводов, во многом опираясь на романы Достоевского. Вспомним диалог Ивана Карамазова с чёртом, а по сути, раздвоенный монолог. Ведь галлюцинация Ивана – это как раз вытесненное из сознания в область бессознательного такое психическое содержание, которое на определённый момент оказывается несовместимо с личностью и отделяется от неё в виде галлюцинации.
![]()
Кадры из фильма «Братья Карамазовы» (режиссёр Юрий Мороз, 2009 г.):
– Я сейчас обмочу полотенце холодной водою, приложу к голове, и ты испаришься. – Ой, как мне нравится, что мы с тобой стали на «ты». – Дурак, я тебе «вы» стану говорить, что ли? Тебя нет. Ты моя болезнь. Ты моя тень. Приживальщик. – Я приживальщик? Се шарман. Кто же я на земле, как не приживальщик? Кстати, а ты меня помаленьку в самом деле начинаешь за нечто принимать, а не только за фантазию. – Ни на одну минуту не принимаю тебя за реальную правду. Ты моя галлюцинация. Галлюцинация! – Вот ты на Алёшу давеча вскинулся. Ты от него узнал. Как ты узнал, что о́н ко мне ходит? Это ведь ты про меня спрашивал. Стало быть, на одно ма-а-аленькое мгновеньеце ведь верил же, верил, что я действительно есмь. – Ха! Да это была слабость! – Смеёшься. Хороший знак. Хе-хе-хе! Сегодня ты со мной гораздо любезнее. Это оттого, что завтра ты идёшь в суд защищать брата и принести себя в жертву. Это благородно, это прекрасно. – Молчи, дурак! Сейчас пинков тебе надаю. – Отчасти буду рад. Коли пинки – значит, веришь в мой реализм.
Раз уж мы коснулись экранизации русской классики, скажем, что двойник как плод галлюцинаций, и в то же время как вполне реальная фигура, ведёт свои истоки ещё со времён Гоголя. Например, его повесть «Нос». Здесь мы, конечно, имеем дело с очень необычным раздвоением личности.
![]()
Кадры из фильма «Нос» (режиссёр Ролан Быков, 1977 г.).
И тем не менее, то, что но сбежал с лица коллежского асессора и гуляет себе в мундире статского советника, есть не просто появление двойника, но, выражаясь языком психоанализа, воплощение вытесненных тайных желаний самого героя. То есть он мечтает об этом высоком чине, и нос здесь оказывается как бы заменителем лица, таким, что ли, тайным альтер эго героя. Причём, само это э́го, как и положено, смотрит на само́ эго с высокомерием и не хочет иметь с ним ничего общего.
![]()
Кадры из фильма «Нос» (режиссёр Ролан Быков, 1977 г.).
– Ведь вы мой собственный нос. – Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений.
Но, пожалуй, первым, кто в литературе стал через Двойника воплощать конфликт сознания и бессознательного, стал Гофман. И в целом европейские романтики. У них была модна тема, как человек теряет не нос, а свою собственную тень. Именно западноевропейские романтики оказали влияние на Гоголя и Достоевского, творчество которого, в свою очередь, повлияло на основателя психоанализа. Гофман, например, говорил, что в человеческой психике есть как дневные, так и ночные стороны, которые при определённых обстоятельствах могут спровоцировать раздвоение личности. В терминологии же одного из отцов психоанализа, Юнга, эта ночная сторона психики была обозначена как теневой двойник или просто тень. То есть Юнг заимствовал понятие тени именно из литературного наследия романтиков. Причём, Юнг, наблюдая за своими пациентами, заметил, что этот тёмный Двойник стремится вытеснить своего хозяина с жизненной арены так же, как это происходит, например, в сказках Гофмана. Если говорить о кино, на этот случай есть замечательная экранизация сказки, которая так и называется – «Тень».
![]()
Кадры из фильма «Тень» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1971 г.).
– И не пытайся встать у меня на пути. Таких, как ты, я не боюсь. Тебе за мной не угнаться. Я могу стелиться по полу, скользить по стенам, заглядывать в любое окно. Способен ты́ на такую гибкость? Ты живёшь в мире солнечных зайчиков. А я вижу всю теневую сторону вещей. И вот я на троне, а ты в тени! – Ты прав. Я недооценил тебя.
В общем, в фильме «Тень» в сказочной форме мы имеем дело с разработанным Юнгом учением о бессознательной теневой стороне личности, которая может выйти из-под управления сознанием и воплотиться уже в автономную личность, своего рода «анти-я» или антипод [реальной личности]. И Юнг как раз отмечал, что Тень обладает колоссальной энергетической силой, что она может разрушить эго. И вообще, цель у Тени – вначале захватить частицу власти, ну а потом захватить эту власть целиком. А до поры до времени Тень, что называется, тихо сидит в засаде и ждёт удобного момента, чтобы вторгнуться в сознание. В сказке Шварца «Тень» это начало вторжения образно выглядит так.
![]()
Кадры из фильма «Тень» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1971 г.).
– Простите, вы не узнаёте меня? – Простите, нет. – Тогда посмотрите на меня внимательно. – Что такое? Я чувствую, что я знаю вас. И знаю хорошо, но… – А мы столько лет прожили вместе! – Что вы говорите… – Уверяю вас. Мы выросли вместе. Я следовал за вами неотступно. Я беззвучно повторял все ваши слова. Вы мало обращали на меня внимания.
Конечно, в художественных произведениях теневая сторона личности совсем не обязательно выступает зеркальным отражением героев. Иногда она является в качестве двойника, внешне со своим героем не имеющего ничего общего, при этом вызывает иррациональный ужас. Если опять вспомнить Юнга, и придумавшего термин «теневой двойник», то он обозначал Тень как «моё личное зло», на котором покоится «я». И эту тень нельзя просто изгнать, отбросить, но лишь раскрыть в себе. Давайте теперь для сравнения взглянем на другой вариант встречи с собственным теневым человеком. Как и в сказке с Олегом Далем, он тоже с мертвенным маскообразным лицом и даже почти так же заводит разговор. Но вот только в фильме Дэвида Линча всё выглядит не по-сказочному зловеще.
![]()
Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.):
– Мы раньше встречались, не так ли? – Я так не думаю. Где мы могли видеться? – В твоём доме, не помнишь? – Нет, не думаю. Вы уверены? – Конечно. Между прочим, я и сейчас там нахожусь. – Что значит «сейчас»? О чём вы говорите? – В твоём доме. – Это невозможно. – Позвони мне. … – Я говорил тебе, а ты не верил. – Как тебе это удалось? – Спроси меня. – Как ты попал в мой дом? – Ты сам пригласил меня. У меня нет такой привычки – приходить туда, где мне не нравится. – Кто ты? – Ха-ха-ха! … – Верни мой телефон. – Было приятно с тобой поговорить.
То, что Чёрный человек, вызывающий мистический ужас, это, согласно терминологии Юнга, именно теневая сторона личности героя, можно догадаться не только по адскому смеху на вопрос «кто ты такой?», но и из всего его дальнейшего взаимодействия с героем. И надо сказать, что появился Чёрный человек так, как бы из ниоткуда, в то самое время, когда герой мучается ревностью к жене – ревность оказывается оправданной – и он совершает двойное убийство. И вот важно то, как режиссёр даёт нам увидеть одно из этих убийств.
[11] «Машинист» (исп. El Maquinista, также известен как англ. The Machinist) – англоязычный испанский психологический триллер режиссера Брэда Андерсона, снятый в 2004 году (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Фиброма удаление москва операция по удалению фибромы. . Арбитражный представитель полномочия представителя в арбитражном. |