Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Оглавление 5. Часть 5 6. Часть 6 Часть 6
Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):
– Сядь. Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне. – Не может быть! – Может. – Безумие! – Со всеми это бывает. Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть.
В целом фильм «Бойцовский клуб» можно смело считать одной из самых популярнейших киноиллюстраций идей психоанализа и всего учения о теневой бессознательной стороне личности, которая связана не только с агрессией и сексуальностью, но, как говорил Юнг, является ещё и неким хранилищем жизненной энергии. Той энергии, которая своими корнями уходит в первобытный, в животный мир, и той энергии, которую современная цивилизация хочет как бы похоронить в человеке.
Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):
– В мире, который мне видится, ты охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе – одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскрёба Сирс Тауэр и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса по заброшенной скоростной автомагистрали. Будь здоров, чемпион!
Из этой сцены может показаться, что герой обрёл гармонию с первобытно-звериным началом в самом себе. То есть опять-таки прямо как по Юнгу, считавшему, что задача любой личности – это примириться со своим тёмным альтер эго, сделать его своим другом. Но этот базовый пункт психоанализа финал фильма ставит как раз под вопрос. Дело в том, что важнейшая особенность тёмного бессознательного, помимо сексуальности и агрессии, это ещё и влечение к смерти. Одно из самых спорных положений учения Фрейда, но одно из самых фундаментальных. Известно, что Фрейд вначале объяснял всё исключительно сексуальностью, но потом почувствовал, что чего-то не учёл, и разработал концепцию о бессознательном влечении ещё и к смерти, так называемый «танатос». Именно инстинктом смерти можно объяснить, например, тот факт, что человек боится высоты. Вернее, ведь он даже не высоты боится, а импульса, идущего из собственного подсознания, взять и прыгнуть вниз. Согласно психоанализу, именно из-за влечения к смерти всё человечество постоянно оказывается под угрозой самоуничтожения. Вернёмся всё же к отдельно взятой личности и к фильму «Бойцовский клуб», где брутальный двойник в лице Брэда Питта воплощает подсознание героя, вначале передаёт ему агрессию, сексуальность, а затем склоняет к самоубийству.
Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):
– Поганая галлюцинация! Почему я не могу от тебя отделаться? – Я нужен тебе. – Нет! Не нужен, больше не нужен. – Эй, ты создал меня. Ты создал никчёмное альтер эго для повышения тонуса. Так ответь за это! – Отвечу. Но ведь ты хватил лишку. Этого я не хочу. – А чего хочешь? Вернуться на поганую работу? В вонючем кондоминиуме смотреть сериалы? Я не согласен! – О господи, этого не может быть! – Это уже есть. Замолкни. Шестьдесят секунд. Зрение хорошее? – Нет, нет! Сейчас соображу. Сейчас соображу, всё это нереально. Ты ведь нереален. И пистолет, пистолет не у тебя. Он у меня. – Умница. Но это ничего не меняет. Зачем же к голове? – Это не моя голова, а наша. – Интересно… Чем это пахнет?
Об идущем из глубины подсознания стремлении к самоуничтожению в психоанализе существует масса научных работ. Но мы остановимся лишь на той, которая называется «Война с самим собой»[12], написанная одним из последователей Фрейда ещё в тридцать восьмом году. В ней рассматриваются различные формы саморазрушающего поведения, которые учёный разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (сюда он отнёс психозы, алкоголизм, наркоманию, в целом антисоциальное поведение) и ещё выделил локальное самоубийство (имеется в виду членовредительство). Тут как-то невольно перед глазами встаёт фильм «Антихрист»[13], где режиссёр вначале погружает нас вместе с героями в тёмный лес, символизирующий подсознание человека, территорию тёмных инстинктов, а затем заполняет пространство фильма двумя энергиями, о которых говорил Фрейд как о движущих силах личности, то есть сексуальным влечением и влечением к смерти, в частности, одной из таких его форм, как членовредительство.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).
То, до какой степени в фильме показана связь секса и смерти, мы показывать не будем. Скажем, что весь фильм есть некий диалог с учением Фрейда.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).
Главный герой, по профессии психоаналитик, пытающийся вывести из глубокого нервного расстройства свою жену – а известно, что Фрейд как раз начинал свою практику с лечения нервных расстройств у женщин – но только в фильме методы психоанализа, мягко скажем, не работают. Доходит до того, что психоаналитик в панике с пробитой ногой (жена постаралась) прячется от бешеной женщины в лесную нору.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.):
– Вылезай, скотина! Вылезай!
Причём, самое интересное, что этот забившийся в нору психоаналитик олицетворяет собой в фильме не что иное, как сознание человека как такового. А его больная на всю голову жена, одержимая сексуальным влечением и агрессией – это образ бессознательного вообще любой личности. И вот сознание и бессознательное воюют в фильме на территории леса. Который, в свою очередь, есть территория тёмных стихийных сил, это как глубинный мир подсознания. Конечно, символично и то, что лес, похожий в фильме на ад, носит название Эдем. А значит, мужчина и женщина – это ещё и как Адам и Ева. А соответственно, сцена секса под деревом заставляет вспомнить дерево уже как библейский символ не только познания, но и момента грехопадения, когда произошла утрата целостности, и от сознания наших прародителей отделилось тёмное бессознательное.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).
Как я говорю, два героя и олицетворяют собой две силы, разрывающие психику человека. Ну а то, что в фильме именно женщина выступает в качестве тёмного двойника, олицетворяющего собой и сексуальное влечение, и влечение к смерти – это достаточно условно. Это опять-таки оглядка на библейскую историю, что Ева первая приняла грех. Но, естественно, носителем тёмной природы является любой человек, независимо от пола. А вообще интересно, что ведь и само такое название фильма – «Антихрист» – несёт в себе идею тёмного двойника. Антихрист – это же чёрная лживая копия Христа, цель которой, как у любого тёмного двойника – захватить власть, вытеснить оригинал. Ну и, соответственно, борьба за такое управление миром идёт и в самом человеке. То есть, за управление внутренним миром. Тут есть хороший образный пример, уже из другого фильма, о том, как тёмное подсознание стремится овладеть или, скажем так, оседлать сознание. Глубинный демонический пласт психики выступает в лице ковбоя. Ковбоя из глубинки.
Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).
– Привет. – Ну привет. – Прекрасный вечер. – Да. – Хочу поблагодарить тебя, что ты проделал такой путь из центра, чтобы повидать меня. – Чего ты от меня хочешь? – Допустим, есть телега. Сколько возниц у телеги, как думаешь? – Один. – Что ж, телегой, скажем, я управляю. Ты можешь управлять вместе со мной. Если хорошо подумаешь. – Подумаю. – Пока.
Сама площадка, на которой происходит эта демонически окрашенная встреча, – опять же, метафора. Это такая территория психической реальности, где решается, кто, собственно, управляет личностью: сознание или тёмное подсознание. Тут хочется вспомнить Достоевского, сравнившего сердце человека с полем битвы, на котором Бог с дьяволом борется. Но если же говорить о психоанализе, который называют религией двадцатого века, и сквозь призму которого мы и старались смотреть на парадоксальную двойственность человеческой природы, то он, конечно, очень глубоко изучил всю внутреннюю конфликтность личности, но при этом вынес за скобки и Бога, и дьявола, надеясь силой интеллекта измерить глубину бездны человеческой психики. А ведь из неё может вынырнуть то, что превосходит всякие психоаналитические мерки. В сновидениях эта бездна открывается в виде жутких фигур из потустороннего подземного мира. Кино же, близкое по своей природе сновидению, имеет возможность, если надо, устроить встречу зрителю с этими фигурами воочию.
Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).
– Итак. Ты видел это место во сне. Расскажи мне. – Стоит человек. Это он наводит ужас. Я вижу его сквозь стену. Я вижу его лицо. Представить не могу, что бы со мной было, если бы я увидел его в реальности. – Даг, Даг, что с тобой, Даг? Ты слышишь, Даг!
И это не фильм ужасов, а одна из картин Дэвида Линча, режиссёра, которого называют хирургом человеческого подсознания, и по фильмам которого можно, в общем, знакомиться с идеями Фрейда. Что же касается самого отца психоанализа, то он говорил следующее: «Мы подчёркиваем тёмное и злое в человеке только потому, что другие это отрицают, в результате чего душевная жизнь человека не становится лучше, но зато делается непонятной». Хорошие, в общем, слова, но только акцент на тёмной стороне психики – особенность не только психоанализа, но и любой религии. Скажем, Макария Египетского, который ещё в четвёртом веке, то есть до Фрейда, говорил, что сердце человека есть бездна, и тёмные силы гнездятся под самим умом, в глубине помыслов, в так называемых тайниках и хранилищах души. Таким образом, и психоанализ, и христианство не обманываются представлением о добреньком от рождения человеке. Все мы по себе знаем, что, даже устремляясь к добру, всё равно подчиняемся таинственным злым импульсам. Другое дело, что психоанализ, в отличие от христианства, принципиально не признаёт саму возможность внутренней чистоты, того, что называется святостью. Для Фрейда и иже с ними святость – это лишь разновидность психоза и самоубийства. Но, в свою очередь, отрицая божественный свет, психоанализ в поисках гармонии предлагает примириться с этим демоническим глубинным тёмным подсознанием в самом себе. Что, с точки зрения христианского сознания, невозможно. И в этом смысле психоанализ можно сравнить с бесконечным погружением в бездну, или в тёмные лабиринты психики, где нет света в конце тоннеля. Но – где есть страстная и красивая попытка умом высветить этот тёмный мир подсознания. Но, который, сколько ни высвечивай, всё равно остаётся тёмным.
Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).
13 декабря 2010
Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).
[12] «Война с самим собой» (1938) – книга Карла Меннингера (прим. ред.).
[13] «Анти́христ» (англ. Antichrist) – психологическая драма с элементами мистики, ужаса и артхауса режиссёра Ларса фон Триера 2009 г. (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 5. Часть 5 6. Часть 6 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|