Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 5
![]()
Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.):
– Здравствуй, Конёк-горбунок. Вот, рубашечку тебе шью к первому сентябрю. – Что ж ты платье-то своё последнее разрезала? – А на кой оно мне? – Любила она тебя. Любила. Вот здесь, прямо возле окна и померла. Всё тебя ждала.
Так смерть тёти Фроси, которая Афоне была вместо матери, это погружение героя в темноту во всех смыслах. И то, как образ матери связан с абсолютной самопожертвенностью, связан со светом, мы могли уже убедиться и по западному фильму «Танцующая в темноте», где бедная слепнущая героиня тоже живёт исключительно сыном и все скромные заработки откладывает ему на операцию. Но вернёмся всё же к фильму «Афоня», который интересен ещё и тем, что по нему видна та традиция, когда светлый облик матери как бы определяет сыном выбор идеальной невесты. Ведь для Афони идеальная жена, о которой он мечтает, это русская красавица с кроткими глазами. И живёт она в мечтах Афони в том самом деревянном доме, где жила его мать. Вернее, тётя Фрося, ставшая для Афони лучше любой родной матери. И вот невеста из грёз становится для Афони как бы продолжением тёти Фроси. Он окружает его такой же заботой, и рядом с ней он чувствует себя счастливым ребёнком.
![]()
Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.):
– Намаялся, Афоня. – Ага. – Ах…
Реальным же воплощением мечты о невесте как о продолжении материнской любви для Афони, как помним, станет Кареглазая. И то, что образ кроткой девушки в сознании Афони сближается с образом матери, видно в той части фильма, когда тётя Фрося, ожидающая сына у окна, уже умерла, и Афоня, находясь в забытьи, видит у окна уже Кареглазую. Теперь она готова ждать его всю жизнь. И ведь образ кроткой девушки у окна пересекается не только с образом матери героя, но в каком-то смысле восходит и к образу Богородицы. Ведь неслучайно чистый и в чём-то даже иконописный облик героини Симоновой[21] мы видим в чередовании с церковью.
![]()
Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.).
Особенный символизм тут и в том, что сам Афоня видит все эти картины, когда лежит на земле, потеряв почву под ногами, то есть, когда его уже самого, что называется, тянет к земле. А значит, здесь как бы включается уже фольклорный образ – мать сыра земля. Неспроста фоном звучит песня «Только в сказке, только в сказке». Таким образом, из этого очень народного фильма видно, что в сознании русского – советского – человека все высшие проявления материнского образа очень тесно связаны между собой. В каком-то смысле это, видимо, след того, что в культуре уже давно произошло наложение двух традиций – и языческий культ матери сырой земли, и особое христианское почитание Богоматери. Видимо, поэтому на Руси всегда большинство церквей возводилось в честь Богородицы. В качестве продолжения того, как в сознании русского человека все священные проявления образа матери живут как единое целое, фильм «Калина красная»[22]. Для Егора, также позабывшего свою старушку-мать, тем не менее, её образ абсолютно священен, он испытывает перед ней именно священный страх. Потому-то на его глазах чёрные очки. В этом смысле опять же образ матери связан с ослепительным светом.
![]()
Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.).
Конечно, символичен в фильме и покаянный плач Егора, распластанного на сырой земле под обезглавленной и позабытой всеми матерью-церковью. В общем, в этом глубоко русском фильме образ матери и священен, и разлит буквально во всём.
![]()
Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.).
– Что же там, камень, что ли? – Егорушка, миленький, что с тобой, успокойся! Что ты? Егорушка! Егорушка! – Ой! Ведь это же мать моя, мать моя, мать! И сестру я видел в городе, не узнал только. – Твоя родная мать? Ну как же так? Поехали, вернёмся, поехали к ней! – Не время, не время, дай срок. – Да какое время, что ты, Егор? – Дай хоть волосы мои отрастут, я хоть на человека похожий стану. – Ну родненький… – Ох, как тяжело.
Что касается образа матери для человека отсидевшего, это вообще отдельная история. Ещё со времён Есенина – кстати, песни на стихи поэта звучат в фильме – мать в воровском мире это святая святых. И её образ в сознании уголовника и в так называемой тюремной поэзии чётко связан с покаянием. Из современных примеров достаточно послушать, скажем, песни Миши Круга. Причём, культ матери в тюремной поэзии как-то всегда спокойно уживался с грубо-циничным отношением к женщине как таковой. Если говорить о кино, то есть малоизвестный, но сильный фильм, где уголовника играет Игорь Скляр, а заботливая героиня Инны Чуриковой, которая традиционно в отечественном кино играет самопожертвенных матерей, становится для зека как бы заменой реальной матери. Причём она не просто окружает его заботой, но ещё и пробуждает или, скажем так, вытягивает к новой жизни.
![]()
Кадры из фильма «Год собаки» (режиссёр Семён Аранович, 1994 г.).
В фильме есть важная сцена, когда героиня Чуриковой, которую зовут Вера, вытаскивает зека из колодца. Тут нелишним будет сказать, что колодец – это ещё и символ материнской утробы. Кроме того, образ матери в фильме тоже тесно связан с почвой, то есть с матерью-землёй. Если учесть, что в фильме земля заражена – действие происходит в Чернобыльской зоне – то речь идёт о многострадальной матери-земле. В общем, и в этом фильме образ матери является и определяющим, и главное, что и здесь он напрямую связан с покаянием.
![]()
Кадры из фильма «Год собаки» (режиссёр Семён Аранович, 1994 г.).
– Серёженька. Серёж. Что такое, а? – Мне снилась мать, она мыла мне голову. И когда мама, моя мама мыла эту голову, она сказала: «Серёженька, тебя не отмыть никогда». – Вы умница. Серёжа. Вы умница.
То, что мать для уголовника это безусловный авторитет, проявилось и в своего рода перекодировке самого слова «мать». Ведь такая наколка, как «Не забуду мать родную» означает не реальную мать. «Мать родная» – это та воровская семья, которая вскормила и вырастила уголовника. И ведь не только в суровом уголовном мире мать, оставаясь высшим авторитетом, приобретает новый смысл. Авторитетность термина «мать» наблюдается почти в любой маргинальной среде. Взять хиппи-культуру. У них «мать» – это «продвинутая чувиха», которая, которая окружает опекой других хипарей. А ещё, так же как и в тюремной поэзии, для хиппи мама – это тот центр, к которому обращается автор в своих песнях. В целом мать становится отправной точкой самоорганизации всей этой неформальной тусовки. Что хорошо можно понять по фильму «Дом солнца», где «мама» это крутая герла, которая, скажем так, шифруется под пионерку в своём домике, превращённом в подпольную радиостанцию. И такая хиппи-мама это и абсолютный авторитет, и последняя инстанция.
![]()
Кадры из фильма «Дом солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.).
– Чумовые винилы. А вот это чувак левый. Да ладно, я лохам загоню. – Слушай, мне деньги ну прямо сегодня нужны. Вилы, мать. – Эй, чувак, не дрейфь. Мне тут один кент бабки задолжал. Держи. – Спасибо.
Такое, скажем так, переосмысление мамы советскими хиппи при сохранении её авторитетности в каком-то смысле явилось своего рода реакцией на тот культ матери, который существовал в Советском Союзе. И вообще, реакцией на то, что ведь именно с материнством всегда связывалось как хранение, так и передача культурных ценностей. И надо сказать, что ведь и сама коммунистическая партия, чувствуя этот магический авторитет всего материнского, наполняла образ матери тем содержанием, которое считала нужным. Если в хиппи-коммуне «мама» это была отвязная такая чувиха с сигаретой в зубах, просвещающая пиплов в том, что является подлинными ценностями, то в советской коммуне мама превращалась в мужеподобного распространителя идей, так же становясь абсолютным авторитетом и даже носителем самой истины.
![]()
Кадры из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.):
– Мам, что такое истина? – По-моему, ты небрежно сформулировала вопрос, уточни, пожалуйста. – Тогда скажи, существует ли бесспорная истина? Истина, которая не требует доказательств? – Конечно. Если бы не было таких истин, человек оставался бы зверем. А ему нужно знать, во имя чего он живёт. – Значит, человек живёт во имя истины? – Мы – да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас наша партия. За неё пролито столько крови, принято столько мук, что спорить с этим, а тем более сомневаться, это значит предавать тех, кто погиб. И ещё погибнет. Эта истина – наша сила, и нашей гордости искра. Я правильно поняла твой вопрос? – Да-да, спасибо, мам.
Так, пересмотр образа матери в культуре всегда связан именно что с революцией во всей системе ценностей. С пересмотром того, что главное, а что второстепенное, с представлением о красоте, и так далее. При этом важно, что советские идеологи при создании нового общества, нового представления о матери, включали не только идеи эмансипации, то есть освобождения женщины от уз домохозяйства, но и обращались к так называемому архетипу великой матери, рождающей нового человека. Так, скажем, в романе Горького «Мать» явно ощутимы аллюзии к образу самой богородицы, следующей в толпе за своим безгрешным сыном.
![]()
Кадры из фильма «Мать» (режиссёр Глеб Панфилов, 1990 г.):
В романе Горького, который в Советском Союзе экранизировали пять или шесть раз, даже имена некоторых героев взяты из Евангелия, а финальные сцены выстраиваются чётко по евангельской риторике. Ну а сама же мать в финале становится таким пламенным распространителем своего рода революционного Нового завета своего сына. Как она выражается, сына неподкупной души.
![]()
Кадры из фильма «Мать» (режиссёр Глеб Панфилов, 1989 г.):
– Слово сына моего. Чистое слово рабочего человека неподкупной души. О детях думайте. Нас судят дети. Они судят по правде, за то, что мы бросили их на пути ихнем. Идите за ними! Они знали, куда идти. Собирай […]
Если же брать современные варианты переосмысления образа великой матери как обладательницы спасительного знания и рождающую нового человека, то тут порой будут неожиданные примеры. Просто нельзя пройти мимо фильма «Терминатор 2», где переживающая мистические видения и озабоченная спасением всего человечества, Сара Коннор – это ни много ни мало мать, родившая сына, миссия которого – спасение всего мира. И ей уже так просто руки не скрутишь, уже так просто не повяжешь.
![]()
Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).
Не случайно и то, что у этой бешеной матери, избивающей в кровь всех тех, кто встаёт на её пути спасения мира, подчёркнуто библейское имя – Сара. То есть, этакий намёк, что если она спасёт человечество от гибели, то станет праматерью всех людей. Что она к финалу и сделает, со смаком расстреляв плохого Терминатора. Который потом с дикими воплями корчится в геенне огненной.
![]()
Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).
В общем, Сара Коннор – это в каком-то смысле сплав на основе христианских образов. И это чувствуется даже в том, что первые буквы имени её сына, миссия которого – спасение человечества, в английском варианте совпадают с первыми буквами имени Иисуса Христа.
![]()
Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).
Фильм «Терминатор» показателен и тем, что такое очень свободное обращение с образом матери, рождающей сына-мессию, в современной культуре, как правило, несёт на себе отпечаток феминизма. Ведь мужеподобная Сара Коннор и по своему внешнему облику такая воинственная амазонка. И в своей заботе о спасении человечества рассуждает как типичнейшая феминистка.
![]()
Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).
– Считаете себя великими творцами? Но вам неведомо, что означает «творить». Творить жизнь, чувствовать её под сердцем. Всё, что вы создаёте, сеет смерть и разрушение. – Мам! Постарайся быть более конструктивной. Ладно?
Но пока что в западном кино, в целом в культуре, полным ходом идёт именно что деконструкция привычных представлений о мужчине как о творце за счёт выпячивния на первый план женщины. И может быть, здесь не было бы ничего плохого, если б параллельно такому процессу не происходило ещё и деконструкции образа матери, дискредитации материнства как такового. Но об этом подробно мы поговорим уже в следующей нашей программе.
Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).
[21] Евгения Певловна Си́монова (род. 1955) – русская актриса театра и кино, Народная артистка РФ. Лауреат Государственной премии СССР (прим. ред.).
[22] «Калина красная» – художественный фильм 1974 г. Василия Шукшина по его одноимённой повести (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 4. Часть 4 5. Часть 5 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|