HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть первая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5


Часть 5


 

 

 

Кадр из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.)

 

Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.):

 

– Здравствуй, Конёк-горбунок. Вот, рубашечку тебе шью к первому сентябрю.

– Что ж ты платье-то своё последнее разрезала?

– А на кой оно мне?

– Любила она тебя. Любила. Вот здесь, прямо возле окна и померла. Всё тебя ждала.

 

Так смерть тёти Фроси, которая Афоне была вместо матери, это погружение героя в темноту во всех смыслах. И то, как образ матери связан с абсолютной самопожертвенностью, связан со светом, мы могли уже убедиться и по западному фильму «Танцующая в темноте», где бедная слепнущая героиня тоже живёт исключительно сыном и все скромные заработки откладывает ему на операцию.

Но вернёмся всё же к фильму «Афоня», который интересен ещё и тем, что по нему видна та традиция, когда светлый облик матери как бы определяет сыном выбор идеальной невесты. Ведь для Афони идеальная жена, о которой он мечтает, это русская красавица с кроткими глазами. И живёт она в мечтах Афони в том самом деревянном доме, где жила его мать. Вернее, тётя Фрося, ставшая для Афони лучше любой родной матери. И вот невеста из грёз становится для Афони как бы продолжением тёти Фроси. Он окружает его такой же заботой, и рядом с ней он чувствует себя счастливым ребёнком.

 

Кадр из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.)

 

Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.):

 

– Намаялся, Афоня.

– Ага.

– Ах…

 

Реальным же воплощением мечты о невесте как о продолжении материнской любви для Афони, как помним, станет Кареглазая. И то, что образ кроткой девушки в сознании Афони сближается с образом матери, видно в той части фильма, когда тётя Фрося, ожидающая сына у окна, уже умерла, и Афоня, находясь в забытьи, видит у окна уже Кареглазую. Теперь она готова ждать его всю жизнь.

И ведь образ кроткой девушки у окна пересекается не только с образом матери героя, но в каком-то смысле восходит и к образу Богородицы. Ведь неслучайно чистый и в чём-то даже иконописный облик героини Симоновой[21] мы видим в чередовании с церковью.

 

Кадр из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.)

 

Кадры из фильма «Афоня» (режиссёр Георгий Данелия, 1976 г.).

 

Особенный символизм тут и в том, что сам Афоня видит все эти картины, когда лежит на земле, потеряв почву под ногами, то есть, когда его уже самого, что называется, тянет к земле. А значит, здесь как бы включается уже фольклорный образ – мать сыра земля. Неспроста фоном звучит песня «Только в сказке, только в сказке».

Таким образом, из этого очень народного фильма видно, что в сознании русского – советского – человека все высшие проявления материнского образа очень тесно связаны между собой. В каком-то смысле это, видимо, след того, что в культуре уже давно произошло наложение двух традиций – и языческий культ матери сырой земли, и особое христианское почитание Богоматери. Видимо, поэтому на Руси всегда большинство церквей возводилось в честь Богородицы.

В качестве продолжения того, как в сознании русского человека все священные проявления образа матери живут как единое целое, фильм «Калина красная»[22]. Для Егора, также позабывшего свою старушку-мать, тем не менее, её образ абсолютно священен, он испытывает перед ней именно священный страх. Потому-то на его глазах чёрные очки. В этом смысле опять же образ матери связан с ослепительным светом.

 

Кадр из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.)

 

Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.).

 

Конечно, символичен в фильме и покаянный плач Егора, распластанного на сырой земле под обезглавленной и позабытой всеми матерью-церковью. В общем, в этом глубоко русском фильме образ матери и священен, и разлит буквально во всём.

 

Кадр из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.)

 

Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.).

 

– Что же там, камень,  что ли?

– Егорушка, миленький, что с тобой, успокойся! Что ты? Егорушка! Егорушка!

– Ой! Ведь это же мать моя, мать моя, мать! И сестру я видел в городе, не узнал только.

– Твоя родная мать? Ну как же так? Поехали, вернёмся, поехали к ней!

– Не время, не время, дай срок.

– Да какое время, что ты, Егор?

– Дай хоть волосы мои отрастут, я хоть на человека похожий стану.

– Ну родненький…

– Ох, как тяжело.

 

Что касается образа матери для человека отсидевшего, это вообще отдельная история. Ещё со времён Есенина – кстати, песни на стихи поэта звучат в фильме – мать в воровском мире это святая святых. И её образ в сознании уголовника и в так называемой тюремной поэзии чётко связан с покаянием. Из современных примеров достаточно послушать, скажем, песни Миши Круга.

Причём, культ матери в тюремной поэзии как-то всегда спокойно уживался с грубо-циничным отношением к женщине как таковой. Если говорить о кино, то есть малоизвестный, но сильный фильм, где уголовника играет Игорь Скляр, а заботливая героиня Инны Чуриковой, которая традиционно в отечественном кино играет самопожертвенных матерей, становится для зека как бы заменой реальной матери. Причём она не просто окружает его заботой, но ещё и пробуждает или, скажем так, вытягивает к новой жизни.

 

Кадр из фильма «Год собаки» (режиссёр Семён Аранович, 1994 г.)

 

Кадры из фильма «Год собаки» (режиссёр Семён Аранович, 1994 г.).

 

В фильме есть важная сцена, когда героиня Чуриковой, которую зовут Вера, вытаскивает зека из колодца. Тут нелишним будет сказать, что колодец – это ещё и символ материнской утробы.

Кроме того, образ матери в фильме тоже тесно связан с почвой, то есть с матерью-землёй. Если учесть, что в фильме земля заражена – действие происходит в Чернобыльской зоне – то речь идёт о многострадальной матери-земле. В общем, и в этом фильме образ матери является и определяющим, и главное, что и здесь он напрямую связан с покаянием.

 

Кадр из фильма «Год собаки» (режиссёр Семён Аранович, 1994 г.)

 

Кадры из фильма «Год собаки» (режиссёр Семён Аранович, 1994 г.).

 

– Серёженька. Серёж. Что такое, а?

– Мне снилась мать, она мыла мне голову. И когда мама, моя мама мыла эту голову, она сказала: «Серёженька, тебя не отмыть никогда».

– Вы умница. Серёжа. Вы умница.

 

То, что мать для уголовника это безусловный авторитет, проявилось и в своего рода перекодировке самого слова «мать». Ведь такая наколка, как «Не забуду мать родную» означает не реальную мать. «Мать родная» – это та воровская семья, которая вскормила и вырастила уголовника.

И ведь не только в суровом уголовном мире мать, оставаясь высшим авторитетом, приобретает новый смысл. Авторитетность термина «мать» наблюдается почти в любой маргинальной среде. Взять хиппи-культуру. У них «мать» – это «продвинутая чувиха», которая, которая окружает опекой других хипарей. А ещё, так же как и в тюремной поэзии, для хиппи мама – это тот центр, к которому обращается автор в своих песнях.

В целом мать становится отправной точкой самоорганизации всей этой неформальной тусовки. Что хорошо можно понять по фильму «Дом солнца», где «мама» это крутая герла, которая, скажем так, шифруется под пионерку в своём домике, превращённом в подпольную радиостанцию. И такая хиппи-мама это и абсолютный авторитет, и последняя инстанция.

 

Кадр из фильма «Дом солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Дом солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв, 2009 г.).

 

– Чумовые винилы. А вот это чувак левый. Да ладно, я лохам загоню.

– Слушай, мне деньги ну прямо сегодня нужны. Вилы, мать.

– Эй, чувак, не дрейфь. Мне тут один кент бабки задолжал. Держи.

– Спасибо.

 

Такое, скажем так, переосмысление мамы советскими хиппи при сохранении её авторитетности в каком-то смысле явилось своего рода реакцией на тот культ матери, который существовал в Советском Союзе. И вообще, реакцией на то, что ведь именно с материнством всегда связывалось как хранение, так и передача культурных ценностей.

 И надо сказать, что ведь и сама коммунистическая партия, чувствуя этот магический авторитет всего материнского, наполняла образ матери тем содержанием, которое считала нужным. Если в хиппи-коммуне «мама» это была отвязная такая чувиха с сигаретой в зубах, просвещающая пиплов в том, что является подлинными ценностями, то в советской коммуне мама превращалась в мужеподобного распространителя идей, так же становясь абсолютным авторитетом и даже носителем самой истины.

 

Кадр из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.)

 

Кадры из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.):

 

– Мам, что такое истина?

– По-моему, ты небрежно сформулировала вопрос, уточни, пожалуйста.

– Тогда скажи, существует ли бесспорная истина? Истина, которая не требует доказательств?

– Конечно. Если бы не было таких истин, человек оставался бы зверем. А ему нужно знать, во имя чего он живёт.

– Значит, человек живёт во имя истины?

– Мы – да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас наша партия. За неё пролито столько крови, принято столько мук, что спорить с этим, а тем более сомневаться, это значит предавать тех, кто погиб. И ещё погибнет. Эта истина – наша сила, и нашей гордости искра. Я правильно поняла твой вопрос?

– Да-да, спасибо, мам.

 

Так, пересмотр образа матери в культуре всегда связан именно что с революцией во всей системе ценностей. С пересмотром того, что главное, а что второстепенное, с представлением о красоте, и так далее. При этом важно, что советские идеологи при создании нового общества, нового представления о матери, включали не только идеи эмансипации, то есть освобождения женщины от уз домохозяйства, но и обращались к так называемому архетипу великой матери, рождающей нового человека. Так, скажем, в романе Горького «Мать» явно ощутимы аллюзии к образу самой богородицы, следующей в толпе за своим безгрешным сыном.

 

Кадр из фильма «Мать» (режиссёр Глеб Панфилов, 1990 г.)

 

Кадры из фильма «Мать» (режиссёр Глеб Панфилов, 1990 г.):

 

В романе Горького, который в Советском Союзе экранизировали пять или шесть раз, даже имена некоторых героев взяты из Евангелия, а финальные сцены выстраиваются чётко по евангельской риторике. Ну а сама же мать в финале становится таким пламенным распространителем своего рода революционного Нового завета своего сына. Как она выражается, сына неподкупной души.

 

Кадр из фильма «Мать» (режиссёр Глеб Панфилов, 1989 г.)

 

Кадры из фильма «Мать» (режиссёр Глеб Панфилов, 1989 г.):

 

 

– Слово сына моего. Чистое слово рабочего человека неподкупной души. О детях думайте. Нас судят дети. Они судят по правде, за то, что мы бросили их на пути ихнем. Идите за ними! Они знали, куда идти. Собирай […]

 

Если же брать современные варианты переосмысления образа великой матери как обладательницы спасительного знания и рождающую нового человека, то тут порой будут неожиданные примеры. Просто нельзя пройти мимо фильма «Терминатор 2», где переживающая мистические видения и озабоченная спасением всего человечества, Сара Коннор – это ни много ни мало мать, родившая сына, миссия которого – спасение всего мира. И ей уже так просто руки не скрутишь, уже так просто не повяжешь.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.)

 

Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).

 

Не случайно и то, что у этой бешеной матери, избивающей в кровь всех тех, кто встаёт на её пути спасения мира, подчёркнуто библейское имя – Сара. То есть, этакий намёк, что если она спасёт человечество от гибели, то станет праматерью всех людей. Что она к финалу и сделает, со смаком расстреляв плохого Терминатора. Который потом с дикими воплями корчится в геенне огненной.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.)

 

Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).

 

В общем, Сара Коннор – это в каком-то смысле сплав на основе христианских образов. И это чувствуется даже в том, что первые буквы имени её сына, миссия которого – спасение человечества, в английском варианте совпадают с первыми буквами имени Иисуса Христа.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.)

 

Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).

 

Фильм «Терминатор» показателен и тем, что такое очень свободное обращение с образом матери, рождающей сына-мессию, в современной культуре, как правило, несёт на себе отпечаток феминизма. Ведь мужеподобная Сара Коннор и по своему внешнему облику такая воинственная амазонка. И в своей заботе о спасении человечества рассуждает как типичнейшая феминистка.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.)

 

Кадры из фильма «Терминатор 2» (режиссёр Джеймс Кэмерон, 1991 г.).

 

– Считаете себя великими творцами? Но вам неведомо, что означает «творить». Творить жизнь, чувствовать её под сердцем. Всё, что вы создаёте, сеет смерть и разрушение.

– Мам! Постарайся быть более конструктивной. Ладно?

 

Но пока что в западном кино, в целом в культуре, полным ходом идёт именно что деконструкция привычных представлений о мужчине как о творце за счёт выпячивния на первый план женщины. И может быть, здесь не было бы ничего плохого, если б параллельно такому процессу не происходило ещё и деконструкции образа матери, дискредитации материнства как такового.

Но об этом подробно мы поговорим уже в следующей нашей программе.

 

 

 

01 апреля 2011

 

 

 

 Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[21] Евгения Певловна Си́монова (род. 1955) – русская актриса театра и кино, Народная артистка РФ. Лауреат Государственной премии СССР (прим. ред.).

 

[22] «Калина красная» – художественный фильм 1974 г. Василия Шукшина по его одноимённой повести (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5

503 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 27.03.2024, 19:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!