Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.07.2015
Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
Кадры из мультфильма «Остров сокровищ» (режиссёр Давид Черкасский , 1988 г.).
Роман Оленев: В девяностые, я знаю, вам пришлось уйти в рекламу, потому что ну совсем всё плохо было…
Давид Черкасский: Работы не было. Я хочу вам сказать, что это очень хорошая школа, очень хорошая. Мы ни секунды не простаивали. Я не организовывал студию, надо было, наверное, что-то придумать, но мне было так просто интересно. И мы вообще много сделали очень.
Роман Оленев: А как вы оцениваете современную рекламу? У меня такое ощущение, что, как ни странно, уровень креатива в современной рекламе скорее упал, если сравнивать с девяностыми.
Давид Черкасский: Сложный вопрос. Потому что я видел и очень хорошие рекламы. Уровень падает, конечно. Это вам Юра расскажет – он знаток анализа. Уровень, конечно, падает, но… Нет, не падает! Он не может падать. Всё равно появляются новые люди. Нет-нет, да и кто-нибудь подхватит это падающее знамя из рук упавшего бойца. Нет, это… Но есть плохие рекламы, конечно. Вообще, сейчас же какая-то большая наука, мы же делали всё не по науке. Мы же делали всё… придумывали какие-то истории, там что-то задумывали. А сейчас – наука, и наука может засушить, по-моему, любое хорошее дело. Потому что есть уже точные каноны: куда идти, откуда выйти и так далее. Всё было иначе. Ну, мы были молоды! Тогда было время Эльдорадо, тогда золото валялось под ногами. Можно было нагнуться и поднять его.
Кадры из мультфильма «Остров сокровищ» (режиссёр Давид Черкасский , 1988 г.).
– Теперь и ребёнок нашёл бы сокровища. – Ребята! Вон там нас ждут несметные богатства! Вперёд!
Роман Оленев: Прочитал одно интервью ваше: вы говорили, что на возрождение украинской анимации уйдёт сто лет. Я, честно говоря, не понял, это была шутка или серьёзно, потому что в тексте ж не видно улыбки или эмоции.
Давид Черкасский: Я очень сомневаюсь, что я сказал «сто лет», нет. Если они сейчас подхватят, если что-то будет… Во-первых, Женя Сивоконь, он педагог, и он ещё из наших, и он действующий режиссёр. Главное, если бы сейчас оно продолжилось. Вы понимаете, всё-таки, когда мы начинали у нас на студии, у нас же пусто было, мы ничего не знали, ничего не умели. Но было очень интересно: мы сразу начали делать большую картину – «Приключения Перца». Лазарчук Ипполит Андронникович[14] был нашим режиссёром. Очаровательный, милый человек. Но – после большого перерыва. Они до войны сделали одну картину. Он тоже был ещё, так сказать, плавающий. И к нам приезжали московские мультипликаторы. Мы вообще ничего не знали. Не знали, что такое листы, как их записывать. А вот когда они приехали – так тихо, тихо… то есть, нас бросили в эту реку. И мы выплыли. Но для того чтобы мы начали делать более-менее приличные картины, понадобилось лет пять или шесть вот этого варева. А ребята где-то ходят, где-то там какие-то студии у нас есть маленькие. Пока они не найдут, пока не будет вот этой среды – она очень важна – ничего не будет. Я думаю, что должно возродиться. Ну не может мир жить без мультипликации! Не может Украина жить без мультипликации! Она задохнётся. Представляете? Ты идёшь по улице, а у тебя нет мультипликации. Наверно. Нет, может и прожить, в общем-то – но хотелось бы, чтобы она лу́чше прожила ещё.
Роман Оленев: Тогда, в советское время – вы сами сказали, что, по сути, приходилось начинать с нуля, и я так понимаю, обучение ваше проходило на «Союзмультфильме»?
Давид Черкасский: Ровно неделю. Нас туда послали, на «Союзмультфильм». Мы походили среди богов. Мы заходили – а комнатки махонькие такие – сидит Котёночкин[15] (я ещё тогда не знал, кто это такой). Красивый, здоровый хлопец. Сидит Буся Бутаков[16], человек с перекошенным лицом. Ну, в общем, мультипликаторы. И все похожи на атлетов – здоровые почему-то. И смотришь на них как… И вдруг один из них потянулся так сладко и вышел. Второй потянулся за ним и третий. Ну, мы пошли за ними – посмотреть. Они перешли улицу. Там была такая, оказалось, потрвейная. Они встали в очередь. Бросили двадцать копеек – полстакана. Ещё двадцать копеек – стакан. Выпили и опять встали в очередь. И так несколько раз. А потом – там где-то был пруд на Каляевской рядом – они садились и долго смотрели на лебедей. И такая тихая слеза скатывалась по лицу. И уже не работали. Но этих двух часов им хватало для того чтобы сделать шедевр. Там действительно качество было фантастическое. Они гении были. Так – непохожи на гениев: ну, ходят здоровые дядьки, которые любят выпить, подраться и так далее. Я был на вечере однажды, на «Союзмультфильме» – я не знаю, надо ли это говорить – сплошные драки! Ну, тогда – ещё ж война вот-вот закончилась. Это ж какой – это пятьдесят девятый-шестидесятый год. Ещё же почти все фронтовики. Совсем другой темперамент!
Кадры из мультфильма «Остров сокровищ» (режиссёр Давид Черкасский , 1988 г.).
– Я буду драться за двоих! Нет, за четверых! За двенадцать! За трин… Разрешите идти, сэр! Выполнять долг! Есть, сэр! Кругом! Шагом марш! Ать-два, ать-два! Ать-два, ать-два! Ать-два, ать-два! – Вы негодяй! Извращенцы! – Я?! – Да, ты!
Роман Оленев: А легко было найти свой собственный язык, если продолжать разговор о том влиянии «Союзмультфильма»?
Давид Черкасский: Нет, нет. Никакого не было. Как мы умели, так мы и рисовали. И я хочу сказать, что всё-таки каждый художник делает не для народа, не для детей – он делает для себя. То есть, как он может делать – ни влево, ни вправо. Вот как он может, так он и делает. И если это совпадает с тем, что кому-то это нравится – и детям, и взрослым – значит, ты счастливый человек. Если совпадает – это случай, я так понимаю.
Роман Оленев: Ещё одно открытие вы в мультипликации сделали, как минимум, которое я сейчас вспомню – это эффект летающей камеры, хотя тогда даже в Америке ничего подобного не было.
Давид Черкасский: Нет. Да было всё!
Роман Оленев: Было?
Давид Черкасский: Конечно. Но я учился на художественном кино, в общем-то. То есть я же необразованный человек. Всего неделя образования. А потом – картина. Но ни вода, ни камера, которая бегает среди героев – всё это не новости. Это всё хорошо забытое старое.
[14] Лазарчук, Ипполит Андронникович (1903–1979) – украинский художник и режиссёр кино (прим. ред.).
[15] Вячеслав Михайлович Котёночкин (1927–2000) – известный русский режиссёр и художник-мультипликатор. Постановщик мультфильмов «Ну, погоди!» и других. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР (прим. ред.).
[16] Борис Петрович Бутако́в (1924–2008 г.) – русский режиссёр, сценарист, аниматор (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|