HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Александр Сапир

Ведомые Богом

Обсудить

Роман

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

На чтение краткой версии потребуется 9 часов, полной – 10 часов | Цитаты: 1, 2, 3, 4, 5 | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.11.2015
Оглавление

14. Часть вторая. Миссия.
15. Глава 1. Моисей и Ципора. Рауэль. Несгораемый куст.
16. Глава 2. Аарон, Мариам и Корах. Встречи с фараоном.

Глава 1. Моисей и Ципора. Рауэль. Несгораемый куст.


 

 

 

Однажды он увидел в воде своё отражение. Седой, морщинистый, восьмидесятилетний старик. К этому возрасту мало кто выживает, а он выжил, выстоял, и сил у него ещё в достатке. Сорок лет прошло с тех пор, как бежал он из Египта, спасая свою жизнь. Был полководец, знатный вельможа, но однажды потерял голову и в пылу гнева убил египтянина, надсмотрщика над иврами, который был известен своей жестокостью. Закопал труп в песок и думал: никто не видел, как он это сделал. Назавтра что-то потянуло его, и он опять поехал в ту же каменоломню, где работали ивры. И услышал их разговор: «Этот человек опять приехал, кого он теперь убьёт?» – «Надо сказать старшему, пока не поздно». Не дожидаясь ареста, бежал и с тех пор скитался по оазисам, что раскинулись вокруг Ханаана. Сошёлся с вольными иврами – «хабирами», чьи предки покинули Египет в прежние времена, и совершал с ними набеги на землю Ханаанскую. С годами приостыл и стал задумываться: где бы ему спокойно провести остаток своих дней. И такой случай вскоре представился ему.

Одинокий, изголодавший, он блуждал по стране медиан, потомков Медиана, одного из сыновей Авраамовых. Подошёл к колодцу, рядом с которым молодые девушки поили скотину. Попросил напиться, и одна из них протянула ему кувшин с водой.

– Помочь тебе, дедушка, умыться? – спросила она.

Он охотно согласился. Умывшись, взял у неё кувшин и уселся в тени дерева.

– Как тебя зовут? – спросил он.

– Ципора («птичка»), – ответила девушка, – а тебя как?

– Меня – Моисей.

– Ты, наверное, из дальних краёв, проголодался. Возьми лепёшек, – сказала она, и он, поблагодарив, взял их.

«Кого-то она напоминает мне», – думал он, глядя на её свеженькое личико. Он силился вспомнить, но так и не смог. Она болтала со своими подружками, совсем позабыв о нём. Понемногу он задремал и проснулся от девичьих криков и грубых возгласов. Банда разбойников, налетев откуда ни возьмись, пыталась угнать у девушек скот. На старца, сидящего на земле с кувшином воды, разбойники не обратили внимания. Девушки с визгом бросились наутёк, опасаясь, что бандиты заберут и их вместе со скотиной. Наверное, так бы и случилось. Мгновенно оценив обстановку, Моисей вскочил на ноги и, вращая над головой посох с железным наконечником, бросился на разбойников. Один из них, отразив удар, схватился с ним в поединке. Некоторое время они совершали молниеносные движения, увертываясь от смертельных ударов противника.

– Ты, старец, дерёшься как египетский воин, откуда ты взялся такой? – воскликнул разбойник. – Давно не встречал такого соперника.

– И не встретишь, потому что я выбью сейчас твои мозги, – ответил Моисей и бросился на него. Он нанёс удар такой силы, что дубина разбойника отлетела прочь, и сам он упал на землю. Его подручные, робко стоявшие в стороне, тотчас обратились в бегство.

Моисей занёс над разбойником свой посох, но рядом стояли девушки, и ему не захотелось смущать их жестоким убийством.

– Что ты медлишь, старик? – спросил его поверженный разбойник, – проткни меня своей палкой и делу конец.

– Из какого ты племени?

– Я – амелик.

– И как тебя зовут?

– Гурам. Зачем тебе всё это? Ты победил, так убей меня.

– Иди, Гурам, к своим и скажи им, чтобы они сюда дорогу забыли. Ты всё понял?

– Ты что же, даруешь мне жизнь?

– Дарую, но уходи отсюда побыстрее и никогда не возвращайся.

– И откуда ты только взялся, старик? – пробормотал разбойник, вставая на ноги. Он ещё раз с опаской взглянул на Моисея и пустился наутёк.

Девушки с изумлением смотрели на своего спасителя.

– Ты должен пойти с нами, – сказала Ципора, – наш отец отблагодарит тебя. Он – вождь племени.

Моисей согласился, и они отправились в селение медиан, что находилось за соседними холмами.

– Отец, отец, этот человек спас нас, – заговорили девушки разом, когда суровый человек с длинной бородой вышел из шатра и пошёл им навстречу. Пока они, перебивая друг друга, рассказывали ему о разбойниках и своём чудесном спасении, их отец и Моисей внимательно разглядывали друг друга.

– Ты ли это, Рауэль? – наконец спросил Моисей.

– Неужели Моисей? – воскликнул вождь медиан.

– Он самый, дружище мой, Итро.

– Ты не забыл, как называл меня в Египте, – произнёс Рауэль, обнимая Моисея.

– Ещё бы, друг мой.

– Да вы что, знакомы, что ли? – спросила Ципора, широко раскрыв глаза.

– Когда-то, девочка моя, мы были друзьями, ещё в те времена, когда мы оба проживали в Египте, – сказал Рауэль. – Я был тогда жрецом великого бога Атона-Ра, а Моисей проживал во дворце фараона. Но обстоятельства сложились так, что нам обоим пришлось бежать. Я стал вождём медиан, взял в жёны твою мать и проживаю здесь уже много лет.

– А я подался к хабирам и дрался в Ханаане.

– У меня в племени проживают несколько семей хабиров, я познакомлю тебя с ними. А теперь пойдём в шатер, дорогой друг.

Слуги подали им вино и жареного барашка, и они всю ночь предавались воспоминаниям. Рауэль позвал хабиров, и оказалось, что двух из них, Кацона и Навина из племени Ефремова, Моисей хорошо знал – они были его давние боевые соратники в набегах на Ханаан.

– Я счастлив, что я с вами, друзья мои, – сказал Моисей, – после всех тягот, что выпали на мою долю, Господь одарил меня этой встречей.

 

Так и получилось, что Моисей осел среди медиан. Согласно обычаям Рауэль отдал ему в жёны свою любимицу, Ципору, и та родила Моисею двух сыновей. Старшему, Илиезеру, уже пять лет, а младшего, ещё не названного, – всего несколько дней назад.

Ничто не предвещало перемен, и он не хотел их. Но Господь рассудил иначе, и наступил день, который перевернул всё в его жизни. В то утро он пошёл на дальнее пастбище, проверил, всё ли благополучно, и к вечеру возвращался в селение. Он думал о своей Ципоре и беспокоился о малютке. Вдруг видит: горит невдалеке от дороги, там, где начинается подъём в гору Синай, чудным пламенем терновый куст. Остановился, смотрит как зачарованный. Странное пламя, яркое, но совсем не опаляет зелёные листья. Недаром местные жители опасаются этих мест: всякие, говорят, чудеса здесь случаются. То клубы дыма показываются над горой, то огненное пламя взовьётся. И слышит голос из горящего куста:

– Моисей, сними сандалии и подойди к кусту. С тобой будет Бог говорить.

– Чей Бог? – спросил Моисей. – Медиан или Авраама, Исаака, Иакова?

– Истинный Бог, Создатель всего, что есть на свете, Бог Авраама, Исаака, Иакова. Единственный и Всемогущий.

Моисей снял сандалии, положил посох у дороги и подошёл к кусту поближе. Пламя разгорелось сильнее, и другой голос, густой, сочный, сказал:

– Я – Бог твоего народа, Моисей, Создатель всего, что есть на свете. Ты не страшишься меня?

– Гнева Твоего страшусь, но верую в Тебя и надеюсь на милость Твою, – ответил Моисей.

– Милость Моя безмерна, но надо верить в Меня, в Мою силу и Мою славу, в Моё благоволение верующим и почитающим Меня. Знай, отступников от Меня, не соблюдающих установления Мои, караю Я со всей мощью десницы Моей. И нет укрытия от гнева Моего ни в воздухе, ни на земле, ни под землёй, ни в водах морских. Сильна ли вера твоя, Моисей?

– Да, Господин мой, я уверовал в Тебя всем сердцем и духом своим. И потому я готов исполнить твою волю, какой бы она ни была.

– Настал твой черёд, Моисей. Вопиет народ твой под египетским игом, и мольбы его дошли до меня. И потому поручаю Я тебе: выведешь народ из египетского плена и возвестишь ему Слово Божье. А когда народ проникнется Словом Божьим, приведёшь его в землю Ханаанскую, что сочится молоком и мёдом, землю, которую Я обещал потомкам Авраама. Так Я решил и для этого Я здесь.

– Бог, ты видишь, что я стар и только в старости обрёл покой. Прошу Тебя, дай мне дожить мою жизнь среди семьи, с женой моей, Ципорой, и моими сыновьями. Разве я смогу исполнить Твою волю?

– Вот ты, Моисей, уже усомнился во всесилии Моём. Знай: впереди у тебя ещё большая жизнь, и ты исполнишь всё. Я помогу тебе, всегда буду с тобой. Собирайся и иди в Египет. Там тебя встретит твой старший брат, Аарон, и твоя сестра Мариам.

– Но, Господь мой, мы не узнаем друг друга, ведь мы не виделись с молодых лет.

– Ох-хо, до чего ж вы, ивры, потомки Авраама, Исаака, Иакова, спорить горазды. Порой сам удивляюсь – почему Я на ваш народ простёр милость Мою?

– Так ведь на то и разум нам Тобою дан, чтобы сомневаться во всём.

– Во всём, кроме слов Моих. В них верить надо. Будь спокоен, Моисей, мои посланцы помогут вам узнать друг друга.

– Но, скажи, Господь, почему Ты избрал меня?

– Ты с рождения отмечен мной. Я испытывал тебя, но ты выносил все тяготы. Ты знаешь Египет и знаешь пустыню. Ты учился жреческому искусству, был воином фараона, а когда бежал из Египта, стал хабиром. Ты единственный, кто может выполнить мой промысел.

– Да, был я хабиром. Ходили мы в Ханаан и возвращались с добычей. Мы даже взяли Иерихон и разрушили его. Но потом египтяне пришли в Ханаан, и мы потерпели поражение, ушли в пустыню.

– Скоро, Моисей, всё изменится. Ты выведешь народ из плена и создашь настоящее войско. С моей помощью вы одержите победу, изгоните неугодных мне ханаан, аморреев, хеттинов, суттинов и овладеете Ханааном.

– Бог, ты ведь знаешь, я во младенчестве взял уголёк в рот и с тех пор я заикаюсь. Я не смогу убедить людей.

– Когда надо, говорить с людьми будет твой брат Аарон.

– Как мне называть тебя людям?

– Я тот, кто существует. Я – единый и сущий. Всевышний и Всесоздатель, Господин ваш Всесильный. Элоним, или Яхве, или, по-иному, Иегова. Но предупреждаю: не поминай Моё имя всуе.

– Я понял, Господь, но если позволишь, то ещё один вопрос.

– Ну говори, – сказал Господь с некоторым раздражением.

– Каким мне изобразить Тебя людям? Тельцом, змием, львом? Или, быть может, в образе солнечного диска с исходящими лучами, как изображал Единого Бога мой покойный благодетель, фараон Эхнатон? Или в образе человека, как язычники-ахейцы своих богов изображают? Каков Ты есть, какова плоть Твоя?

– Плоть Моя есть дух Мой, и не дано смертной твари ни зреть Меня, ни даже помыслить, каков Я есть. А всякое изображение Моё, в образе тельца ли, человека ли, луны или солнца есть мерзость языческая. Передай так народу. Никаких зримых изображений! Никаких каменных изваяний! Никаких кумиров и никаких идолов. То Моё первое ему напутствие. А их ещё много будет. Теперь иди, Моисей, исполни свою миссию. Прощайся с семьёй и немедля уходи в Египет. Когда возвратишься с народом, останавливайся станом под этой горой и поднимись ко Мне на вершину. Я буду там. Через тебя Я возвещу слово Своё народу. Теперь подойди поближе, Я награжу тебя частицей духа Моего.

Моисей приблизился к кусту, и холодное пламя неожиданно вырвалось и на миг окружило его. Огонь тотчас потух, и Моисей, возвратившись на дорогу, одел сандалии, взял в руку посох и поспешил к дому. Он чувствовал лёгкость во всём своём теле. «Я будто помолодел на много лет», – думалось ему. Но путь был неблизок, и постепенно сомнения стали закрадываться в его душу. Всякие видения посещают одинокого путника в пустыне. Был ли этот разговор со Всевышним? Или полуденное солнце перегрело его? «Надо созвать моих старых друзей, хабиров, и рассказать им всё, – подумал он. – Если это был мираж, то они посмеются надо мной и на этом дело окончится. Но если Всевышний действительно подвигнул меня, то Его посланцы будут рядом со мной. Тогда мои друзья поверят мне, и я уйду в Египет».

Возвратившись, он отправил слуг к своим друзьям. Пришли, расселись на шкуры, приготовились слушать. Пришёл и Итро, уселся на почётное место, спросил:

– Чем, зять, порадуешь?

Волнуясь, заикаясь и шепелявя, он поведал им о своей встрече со Всевышним. Позже он часто вспоминал этот разговор с друзьями и думал: что мне хотелось более, чтобы они высмеяли меня, и я бы спокойно доживал свои дни, или чтобы они поверили мне? И то, и другое смешалось тогда в его душе. Он кончил рассказ, и воцарилась тишина. «Посмеются они сейчас надо мной и пойдут прочь, – думалось ему. – А как выйдут из шатра, то кто-нибудь скажет: «Моисей-то наш головой тронулся, а ведь какой орёл был».

Воцарилась тишина. «Ну и дела, зятёк», – пробормотал Итро, покачав с сомнением головой. Наконец старый Навин из колена Ефремова, чьё лицо пересекал шрам от копья, сказал:

– Ты знаешь, я твой друг, помню, как мы с тобой тёмной ночью на стены Иерихона лезли, охрану резали, верёвки хабирам кидали. Помню, как отступали под натиском египтян, как прикрывались ханаанскими пленницами, и они гибли одна за другой от египетских стрел. Помню, но трудно поверить тебе. Другой бы кто сказал – ни за что не поверил бы. Но тебе? Не знаю, что и думать. С тобой кто-нибудь был?

– Никого.

– Вот то-то и оно.

– Отец, поверь ему, – вдруг с жаром воскликнул его юный сын, Осий, что сидел рядом с ним. – Я всей душой чувствую, всем существом своим: так и было. Я готов идти с тобой, Моисей. Возьми меня, я пригожусь тебе, я владею оружием не хуже отца.

– Осий, не встревай в наш разговор, – прикрикнул на него отец, но тут все заговорили разом.

– Верим тебе, Моисей, верим. Бог наш вспомнил о своём народе. Бог Авраама, Исаака, Иакова. Конец близится плену египетскому, четырёхсотлетнему.

– Иди в Египет, Моса, – сказал Итро, назвав Моисея на египетский манер. – Сомневаюсь, что всё так было, как ты рассказал, но держать тебя не могу.

– Спасибо, друзья, что поверили мне, – воскликнул Моисей. – Завтра с восходом солнца я ухожу.

– Одному идти нельзя, бери моего сына, – сказал Навин. – И наших тоже, – поддержали остальные.

– Спасибо, друзья, знаю, самое дорогое мне отдаёте, частицу вашу. Попрошу вас вот о чём. Идите, кто может, во все края, во все оазисы, от Кадеша до Дамаска. Поднимайте хабиров, вольных ивров, как делали мы это в прежние времена. Пусть отборная тысяча бойцов идёт к Египту и скрывается в Тростниковых озерах, что рядом с Софоком. Я свяжусь с ними. Остальные – идут к горе Синай, куда и я вернусь со всем народом. Все мы должны услышать Слово Божье. А кто не сможет идти, пусть сидит дома и молит Всевышнего, дабы не отвлекли бы его другие дела, поважнее нашего.

– Всё сделаем, Моисей, – воскликнули старые хабиры.

– Я знаю Тростниковые озёра и приведу туда воинов, – сказал Кацон, давний соратник Моисея.

Когда Ципора узнала, что муж покидает её, она воскликнула:

– Я твоя жена, и я иду вместе с тобой.

Он пробовал возражать:

– Ты только что родила, всего несколько дней прошло. Оставайся дома.

– Нет, я возьму детей с собой.

Моисей знал, что с ней не поспоришь, и недовольно махнул рукой.

Ранним утром следующего дня маленький отряд отправился по пустынной дороге в Египет. Ципора со служанкой и детьми ехала в крытой повозке, запряжённой волами, остальные тряслись на ослах. Через два дня пути, глубокой ночью, Моисея разбудил плач ребенка. Он вскочил на ноги и при свете костра увидел Ципору с ножом в руках. Ребёнок кричал в своей корзинке, а Ципора бросила к ногам Моисея кусочек окровавленной плоти.

– Что случилось, Ципора, что ты наделала? – воскликнул Моисей.

Их крики разбудили весь отряд, люди хватали оружие и бежали к Моисею.

– Успокойтесь, – сказала Ципора. – Я всё сделала, как мне повелел Господь.

– Господь?

– Да, Господь. Я вдруг проснулась, будто от толчка. И вижу – Господь в облаке снизошёл к нам и говорит:

– Я сейчас убью Моисея, мужа твоего.

– За что? – спрашиваю, – Ты повелел ему идти в Египет, и он идет.

– Восьмой день прошёл, как родился ваш ребёнок, и он не обрезанный. Как Моисей сможет исполнить свою миссию, если он не соблюдает главный закон, не отметил печатью несмываемой дитя своё?

– Прости его, говорю, мы ведь заспешили в Египет. Я сейчас сама всё сделаю, и прилепится наше дитятко к Тебе на веки вечные, будет он Тебе женихом по крови. Я взяла каменный нож, подержала его над костром и отрезала дитятке крайнюю плоть, как мы делали это с нашим старшеньким.

– О, Боже, как же я мог забыть про восьмой день! Прости, Господи, оплошность мою! – воскликнул Моисей, воздев к небу руки. – Клянусь кровью моего ребёнка, я смертью буду карать всякого, кто отвергнет закон и не обрежет своё дитя на восьмой день.

– Нам пора назвать его, – сказала Ципора, – ведь на восьмой день полагается, после обрезания.

– Назовем его Гиршам, – сказал Моисей, – «Богом отмеченный».

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

14. Часть вторая. Миссия.
15. Глава 1. Моисей и Ципора. Рауэль. Несгораемый куст.
16. Глава 2. Аарон, Мариам и Корах. Встречи с фараоном.
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!