HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Сбитнев

Грибной директор

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за декабрь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.01.2017
Оглавление

19. Глава восемнадцатая
20. Глава девятнадцатая
21. Глава двадцатая

Глава девятнадцатая


 

 

 

Лёшка объявлен в розыск

 

 

Наутро, как и ожидал Витька, Алексей дома не появился. Заночевавшая в его квартире Тамара уже не плакала, а лишь просила Витьку написать заявление в милицию и, если понадобится, обозначить её как свидетельницу.

– Я взяла на сегодня отгул, – говорила она сухим бесстрастным голосом, – и весь день буду здесь. Ждать и надеяться. Позвоните мне, пожалуйста, если хоть что-то прояснится насчёт Алексея. К вечеру я позвоню вам сама. Не может же в наше время человек вот так взять и исчезнуть без видимых причин?! «Ах, если бы и в самом деле без причин!» – воскликнул про себя Витька сокрушённо, а в трубку буркнул скороговоркой:

– Не волнуйтесь, узнаю, позвоню, до скорого…

Положив трубку и вырубив газ под закипевшим чайником, Витька насыпал себе целых три ложки порошкового кофе и опустил в дымящуюся бурую жидкость пару кусков сахара. Предстояло обдумать всю цепочку предстоящих сегодня действий. Закончив с кофе и несколькими бутербродами с домашней ветчиной, Витька стал набирать Дасмаева:

– Товарищ капитан! – заорал он сиплым от недосыпа голосом. – Что так ору? Так друг мой, директор грибной пропал. Где пропал? Вчера на автобус до Усольска пошёл и исчез. И до Усольска не доехал, и назад не вернулся. Лучше давайте я сейчас подъеду, и мы с Вами в спокойной обстановке это дело переговорим? Выезжаю… Сейчас у соседа мотоцикла напрокат возьму – и я у вас!

И Витька опрометью сорвался с места. На «Восходе» Ваньки Балакирева он уже не единожды ездил, а потому оседлал его без особых проблем и менее чем через час уже стучался в кабинет участкового. Дасмаев в это время пил чай и задумчиво наблюдал в окне голубую киношную афишу с изящным женским профилем, перечёркнутым ломаной чёрной надписью – «Жизнь взаймы».

– Вот и я про то же, – поздоровавшись, кивнул Витька Дасмаеву на окно. – Василь Иваныч, очень-очень не хочется предполагать что-то ужасное, но за Алексеем такого никогда не водилось.

– Вот что, Виктор Сергеич, давай всё по порядку, как положено. – Дасмаев поставил опустевшую посуду на край стола, привычно спросил:

– Чаю с дороги выпьешь?

– Если честно, то мне бы сейчас чего покрепче, только рано ещё, – признался Витька.

Дасмаев понятливо кивнул и, налив Витьке бурого, хорошо заваренного напитка, плеснул в гостевой стакан с подстаканником толику «трёхзвёздочного». Витька с удовольствием отхлебнул ароматного коктейля и вопросительно посмотрел на капитана.

– Пиши для начала заяву, – скомандовал Дасмаев, – а потом поговорим. Пиши кратко, только факты: где, при каких обстоятельствах и в какое время.

И Витька стал писать:

 

Начальнику Усольского РОВД Ревичу В. Д. от Реми В. С., проживающего в селе Межа Усольского района Н-ой области. Заявление. Довожу до Вашего сведения, что вчера, 3 августа 1978 года, проживающий в настоящее время у меня Соломин Алексей Николаевич отправился к автобусу, с тем чтобы съездить за покупками в Усольск. На автобус он опоздал, а потому, по всей видимости, пошёл лесом на пригородный поезд, который бывает на нашем разъезде часом позже. Однако в Усольск Соломин, видимо, так и не приехал, и не вернулся назад. Во всяком случае, его невеста Семёнова Тамара Михайловна, приехавшая, как они условились, к нему на квартиру, его так и не дождалась. Автобус на Усольск должен был отходить от нашей остановки в 9, но 3 августа почему-то проехал часом раньше, а пригородный поезд бывает на разъезде в 10 часов. Прошу срочно разыскать Соломина А. Н. и сообщить о его нынешнем местонахождении. Реми В. С., учитель средней школы села Межа. Дата. Подпись.

 

Дасмаев ловко ухватил со стола серый листок с Витькиным заявлением и, прочтя его вслух, аккуратно положил в настольную папку, на обложке которой было крупно выведено «Текущее».

– А вот теперь прошу подробнее. – Дасмаев сел к столу и щёлкнул клавишей небольшого портативно магнитофона.

Витька, задумавшись на минуту, начал издалека:

– С Алексеем Соломиным мы дружим с детства. Он хоть и не жил в Меже постоянно, но его туда привозили каждое лето – сначала из Москвы, где в ту пору служил его отец, а потом из области, куда его семья переехала сразу после выхода его бати-подполковника в отставку. Особенно мы сблизились в студенчестве, потому как учились в одном городе, в Ленинграде то есть. После окончания институтов я обосновался в Меже, а он в Усольске, где одно время работал по своей инженерной профессии, а потом решил завести у нас в Меже своё дело.

При этих словах Дасмаев проворно согнал с лица равнодушное выражение и весь превратился в сплошное милицейское внимание.

– Интересно, откуда к нему эта идея пришла? – с таинственной улыбкой спросил он. – Из-за бугра что ли? Впрочем, это я так, для понимания общей обстановки, хотя местные КГБисты им не на шутку интересовались. Не скрою.

– Да, нет, Василь Иваныч, не из-за бугра, – убеждённо сказал Витька. – Дед его в коллективизацию в Меже зверствовал. Не только кулаков, но и середняков всех под корень из села вымел. Многие так и сгинули на северах. И всё больше работящие люди, со своими мельницами, пекарнями и даже небольшими заводиками, в том числе и по засолке грибов и консервации ягод. Вот Лёшка и решил этот грех дедовский искупить. «Не отпускает, – говорил он мне, – память ни на день. Житья от этой вины нет на белом свете!».

Дасмаев с понимаем кивнул Витьке и попросил продолжать.

– Ну, значит, приехал он ко мне прошлым летом, расположился, снял деньжат в банке, и пошли мы с ним оборудование смотреть. –продолжал Витька. – Что-то купили, что-то сами из лесу припёрли и начал он грибы у местных принимать. Ну, я, как мог, помогал в свободное от школы время.

– И как на это дело межаки поглядели? – с хитрецой во взгляде спросил Дасмаев.

– Вот я к этому и веду, – кивнул невесело Витька. – Смотрели, признаться, по-разному. Большинству, и грибникам в первую очередь, это дело пришлось по душе, поскольку Витька им платил за сданную продукцию неплохие по местным меркам деньги. А где ещё в Меже заработать можно? Только калым на стройке или сенокосе. А строить нынче стали мало, да и сенокосов поубавилось. Корова – большие хлопоты, привязка к месту. Молодым это ни к чему, а старикам многим уже не под силу. А тут на тебе: погулял за грибками-ягодками и изволь получить пять, а то и десять рублей!

– Но были и такие, кому это дело не понравилось? – не то спросил, не то констатировал капитан.

– Бабам, прежде всего! – согласился Витька. – Мужики получили возможность получать «левые» деньги на пропой, так сказать, вышли из-под бабьего контроля. Но это не страшно, потому что Алексей переписал всех пьяниц и большую часть денег, заработанных ими на грибах, стал выдавать их жёнам. А им так… на красненькую пару рублей. Но появились у нас, так сказать, и идейные противники. Это местные коммунисты, которые в Меже все как один держат собак и вообще живут очень и очень крепко. Думаю, что Алексеев дед в двадцатые- тридцатые их бы точно раскулачил. Знаете, они даже не коммунисты, а скорее современные большевики, словно это не Сталин, а Брежнев написал о том, что по мере врастания в социализм классовая борьба в стране только обостряется. Хотя, думаю я, в конечном итоге и не в идее дело!

– А в чём? – с неподдельным интересом стал уточнять Дасмаев.

– В местечковом жлобстве, – зло отвечал Витька. – Как вы, верно, заметили, жители Межи очень специфичны и заметно отличаются от своих земляков из Столбов, Соколихи и Ясной Поляны. Даже говор у них грубее, а уж привычки! Не любят они пришлых, приезжих, а тем более, таких как Алексей. Опасаются, что ли, и вообще… Ретрограды, одним словом, причём, активные, агрессивные ретрограды, пуще староверов!

– Эта их агрессивность в чём-то выражалась? – спросив это, Дасмаев стал что-то заносить в свой блокнот.

– Однажды ночью некто сорвал замок с нашей грибоварни и устроил в ней форменный разгром. – Рассказывая об этом случае, Витька стал невольно горячиться, понимая теперь, что, возможно, между этим давним случаем и нынешним исчезновением Алексея имеется причинно-следственная связь. Кстати, на месте мы обнаружили крупные собачьи лапы. Один из местных, некто Макаров Николай Иванович, ваш клиент, вроде, признался нам в содеянном, но как-то неуверенно, из-под палки, что ли. Его сын у меня учится, и весьма плохо. Словом, зависим он от меня, а потому я в его признания не очень-то и верю. Он мог ради сближения со мной признать что угодно и, так сказать, покаяться. Это старый, как мир, приём. А вот потом, буквально на днях, эти большевики и собак своих подтянули.

– Куда подтянули? – в хрипловатом голосе Дасмаева слышалось явное недопонимание.

– К нашему дому, – отвечал Витька. – Есть у них там один товарищ, который всем нам, а Вам, товарищ капитан, в первую очередь, давным-давно не товарищ! Фамилия его Лыткин. Знаете такого?

– Ещё бы! – зло и ехидно проговорил капитан. – Он у меня с шестидесятых годов в подозреваемых по 102-ой – «мокрой» ходит, сволота! Коммунист, блин… Понял я, учитель, о чём ты баешь.

– Хорошо, если понял, потому что собак своих Лыткин натаскал, как лорд Баскервиль, на людей. – Витька перешёл на таинственный шёпот. – И это уже не 102-ая, а много хуже! Это «дикая охота», которую практиковали ещё в средние века и некоторые наши дворяне времён Екатерины, когда ловили беглых крепостных. Так вот, для начала эта сука Лыткин решил проверить своих «волков» на моей корове Дочке. И если бы мы вовремя не выскочили на двор, то корову бы попросту задрали. А так… ноги ей сильно покусали. Слава богу, до вымени не успели добраться. А вчера, вскоре после исчезновения Алексея, опять это гнусный вой прямо под моими окнами. Ну, я взял двустволку, вышел за околицу, а они на краю стоят и воют, а этот Лыткин ими дирижирует, подлюга! Пальнул я по этим волчарам, не стерпел, товарищ капитан, но далековато было. Так что, может, ещё и заяву на меня накатает – дескать, стрелял в него. Попытка убийства!

– Не накатает! – отрицательно мотнул головой Дасмаев. – Ни в его интересах. А вот ты напиши мне ещё одно заявление. Так мол и так, натравил на мою корову и прочую живность своих овчарок, в результате чего корова была сильно покусана, а две куры – задавлены!

– Товарищ капитан, куры уже на насесте были! – стал возражать Витька.

– Пиши, я сказал! – сурово настаивал Дасмаев. – Были бы внизу, точно бы от них ни хрена не осталось. Разве что пух для подушек! Так, подозрения твои я понял и разделяю их, потому что в Меже уже четверых приезжих слизнуло, и никаких следов. Давай теперь про вчера поконкретней!

– Вчера я по большей части из-за разрядки ситуации, а не по необходимости, стал Алексея спроваживать в Усольск, – стал вспоминать события минувшего дня Витька. – Боялся я, что не выдержит он и, чего доброго, пристрелит этих псов и тогда… Словом, не хотел я думать, что тогда. И, видимо, зря, как теперь понимаю. Лёшка спорить не стал, позавтракал, собрался и к девятичасовому на остановку побежал. А, оказывается, как я потом вызвонил, автобус вчера вышел из Медведя почти на час раньше, и Лёшка на него опоздал. А вот что дальше. Мог, конечно, и на попутке, но я думаю, нет, уверен, что он побежал на разъезд к пригородному. На попутках он практически никогда не ездил, а вот поезда любил всегда. Бывало, неприятности у него какие-нибудь или настроение ни к чёрту, он сразу шасть на поезд. Съездит куда-нибудь, в тот же Усольск, а то и в Медведь, и всё у него встаёт на свои места. Он стук колёс любил, запах угля и вагонной обшивки. Нет, он, конечно, на пригородный пошёл. Тем более, что у него был комфортный запас времени. А вот дальше… Слушайте, Василь Иваныч, а позвоните-ка вы сейчас на разъезд Межа и спросите, а не брал ли там такой-то и такой-то молодой человек проездного билета до Усольска. Вы же участковый, Вам и по телефону скажут.

– Да я уж об этом и сам подумал, – признался Дасмаев и начал крутить эбонитовый диск. Минут через десять он устало отстранился от телефона и проговорил грустным- прегрустным голосом:

– Судя по всему, Виктор Сергеич, не дошёл твой друг до разъезда. Не дошёл, потому что у Гали Антоновой железная память, а у твоего Алексея весьма примечательная для наших мест наружность. Сразу видно, что не здешний! Нет, говорит, вообще никаких молодых мужчин вчера на пригородный не садилось. Были две молодых мордовки, старуха с корзинками и мужик в чёрной спецовке какой-то мешок на себе волок. Наверное, с поросёнком. Всё! Нынче в основном автобусами обходятся. Я слышал, что пригородный вообще хотят снимать с пути следования. Невыгодно стало пустые-то вагоны гонять туда-сюда.

– И что теперь делать прикажете, господин участковый? – в голосе Витьке слышался полный упадок. – Раз не садился на поезд – значит, остался в лесу!

– Ну ты постой! – вскрикнул капитан. – Давай раньше времени в осадок-то не выпадай! Может, всё же с попуткой удачно вышло или на этот пригородный без билета сел. Ну, купить не успел или просто адреналину захотелось?! Знаешь, на этом пригородном наши усольские пацаны ради остроты ощущений до сих пор на крыше ездят!

– Могу себе представить Лёху на крыше вагона… с чумазыми пацанами! – зло усмехнулся Витька. – Не, не думаю, что без билета. Времени у него было – вагон и маленькая тележка!

– А если по дороге грибы попались? – попытался отвлечь Витьку от дурных мыслей Дасмаев. – Или ягоды, или зверь какой? Лес – стихия непредсказуемая. Но тебе нынче же надо по этой тропе пройтись и внимательно всё там осмотреть, особенно все её подозрительные места. Тебе надо объяснять, что я под этим разумею?

– Не стоит, – отрицательно завертел головой Витька. – Это места, удобные для засад, для неожиданного нападения. Словом, такие, где у путника крайне ограниченный обзор.

– Понимаешь, стало быть, – поощрительно проговорил Дасмаев. – Всё, давай иди, шукай тропу, а я пока у начальства твои заявления подпишу, вызову этого большевика к себе на допрос и попрошу в помощь Саньку, опера из уголовки. Позвоню тебе сам, а там поглядим. И они, крепко пожав друг другу руки, решительно расстались.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2016 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

19. Глава восемнадцатая
20. Глава девятнадцатая
21. Глава двадцатая
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!