Наталья Соколова
Роман
![]() На чтение потребуется 5 часов 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 3. Аудиофайл три 4. Аудиофайл четыре 5. Аудиофайл пять Аудиофайл четыре
– Ну, что, китоврас? – иногда говорил он, и я ценил его тонкий юмор и проницательный ум. Как верно понял он амбивалентную мою природу, считав между зооморфных строк черты божественной мудрости и смелости. Кто бы мог подумать, что старикашка этот, тщедушный экземпляр рода человеческого сыграет такую роль в моей жизни. Как он понял меня! Неслучайно мое знакомство с Эрмитажем он начал с Военной галереи Зимнего дворца: «а всё плащи да шпаги, да лица нам бы полные воинственной отваги»! Мне кажется, я вижу воочию этот день – 25 декабря 1826 года. О достопочтенный Джордж Доу и триста тридцать две его картины! О двенадцать лепных лавровых венков, восхваляющих места самых судьбоносных сражений! О черный день семнадцатого декабря тысяча восемьсот тридцать седьмого года!.. Я вижу себя стоящим в Фельдмаршальском зале у выхода в министерский коридор. Я первым учуял подозрительный запах гари, вызвал пожарных и заставил их залить водой все щели. Но стена не выдерживает напора огня, рушится, и языки пламени принимаются вылизывать деревянные балки. Здание охвачено полностью. Я командую эвакуацией экспонатов. Вынесли всё, но убранство и отделка залов погибли безвозвратно. Я посыпаю пеплом мой мундир пудрового окраса. Это так трогательно, что императрица рыдает, заламывая руки, и даже император Николай Первый глотает свою великодержавную скупую мужскую слезу. В выбитых окнах еще беснуется огонь, низвергая мраморные колонны, расплавляя хрусталь и бронзу многочисленных люстр, обращая в бессмысленную копоть драгоценную позолоту. Да, горе мое было безмерным, но я стал первым, кто опомнился и очнулся к созиданию. Архитектора Василия Стасова я назначил руководить реставрацией, с тем чтобы он без изменений воссоздал барочное убранство Парадной лестницы и Большой и Малой церквей. – Я требую во что бы то ни стало сохранить облик Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов, воссоздать убранство Военной галереи! Два года, два года я тратил нещадно все свои душевные и физические силы, надзирая за реставрацией, и это того стоило. – Коко, ты слишком впечатлителен, малыш! Эти исторические экскурсы чересчур истощают твои нервические силы. Он замолкал и принимался приглаживать мои перышки, привыкшие к надушенным, розовым, атласным женским прикосновениям, своим в заусенцах, трещинах от грубого мыла пальцем. – Нет! Хочу! Давай! – возился и ёрзал я, желая дослушать рассказ до конца, ведь мне в моем воображении так лестно было видеть себя причащенным великому воинскому братству мужей тысяча восемьсот двенадцатого года. И что же, после этого вы хотите, чтобы я был снисходителен к выходке невесть кем возомнившего себя прошлогоднего посетителя Эрмитажа?! Вывесить свой портрет в галерее! Путешественник он… Железом, каленым железом клеймить таких путешественников. Чтоб неповадно было. На что замахнулся! Покусился на что! Одно глумление в крови, инстаграмщик! Помешались на селфи! Дыба по нему плачет! Дыба, дыба! Выслушал я тогда в новостях на Дожде, что однажды он вышел из дома. С одним рюкзаком и без денег, чтобы отправиться в кругосветку. А вернулся только через пятьсот тридцать семь дней. По пути осчастливил своей ночевкой Великую китайскую стену, сплавился на двери от курятника по реке до Лаоса, влюбился в латиноамериканку, застряв в Таиланде, подрабатывал фотографией на самолет до Штатов. И что? За этот конкистадорский набор я должен лицезреть полнокровное мурло этого беспредельщика в Галерее тех, чьи широкие шинели напоминали паруса? Да, я за романтику и за подвиг. Но за устоявшуюся, многажды отфильтрованную романтику, за подвиг в рамках патриотической парадигмы. Включите самоцензуру, господа. Умерьте вашу экспансию. Перейдите на жизнь шепотом. Дождитесь, чтобы вас заметили. Коли настанет черед. Скромность, вот что удержит нас всех на плаву. Призванных – призовут. Признают. Случится случай. Выпадет надоба. А до тех пор – почитай власть и авторитет. Пся крев. Так вот – в дверь постучали. Хотя тогда, в первый раз, он, Хранитель, даже не постучался, а скорее поскребся в дверь. Он был в солдатских обмотках, совершенно, форменным образом в солдатских военных обмотках. Нет, конечно, была на нем и крестьянская косоворотка, и какая-то ливрея с отпоротыми галунами, но отчего-то в глазах у меня до сих пор стоят прежде всего именно эти теплые суконные онучи когда-то должно быть белого, а теперь серого заношенного цвета и обрезанные едва выше лодыжек серые же валяные сапоги. Нищета. Это она. – Я должна познакомить вас, – сказала Надя. – Моя сестра, Люба, невеста Мейера Борисовича. А это хранитель бесценных эрмитажных древностей Петр Павлович… – Вермеер, подлинный Вермеер! – всплеснув крохотными ручками, опередил тот ее и взмолился, – не двигайтесь, Наденька! Ради Бога, не двигайтесь! Люба и Надя остолбенели. – Семнадцатый век! Малые голландцы! Тридцать лет назад месяцами безвылазно я подвизался в музеях Амстердама и его окрестностей. Бурная молодость умопомешанного на «тихой природе» русского аристократа. – Впрочем, Останкин, – отрекомендовался он и присовокупил, – из тех самых. Он замолчал, а потом снова всплеснул ручками: – Да что же это я?! – и полез в оттопыренный карман. Из него он извлек кирпичик черного хлеба и картонный цыбик чаю. И еще в газетке горсть крупной-крупной сахарной крошки, пожалуй, что и на полфунта. Сестры ахнули. Через пять минут все снова сидели за столом, но настроение теперь явно было мажорное. В стаканах испускал пар самый настоящий, как ему и положено быть, кирпичного цвета чай, и перед каждым лежало по несколько лепестков посыпанного крупной зернистой сахарной крошкой хлеба. И разговор теперь вязался куда как веселее. – Вермеер Вермеером, – вещал Петропавлыч,– но там и без него кудесников изрядно было. Взять хоть Яна де Хема, ученика Бальтазара ван дер Аста. Какой цвет! Какая прозрачность. Типично голландское понимание единства светотеневой и живописной среды с фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ… – Ах, малыш! – это уже ко мне. – Какая у тебя родословная! Я глядел на него, не мигая, и ловил каждое слово. Теперь-то, спустя сто лет, сто лет моей жизни, я понимаю, что они, эти голландцы, были талантливыми инстаграмерами, а любой из их натюрмортов – своеобразный каталог товаров, способный свести с ума платежеспособную публику. Дизайнерские кубки, вазы с фруктами, фарфоровый чайник, серебряный подсвечник, кухонная утварь – вот чем хотели владеть зажиточные представители среднего класса того времени. – Натюрморты рыбный, кухонный, цветочный, философский и вершинный – роскошный, pronkstilleven, как зримое отображение социальных устремлений владельцев этих картин! – продолжал вещать Петропавлович. Это была революция, переворот: не христианские святые и мученики, не портреты монархов и знати, а обычные предметы из повседневной жизни занимают с тех пор умы современников. Часто при всей своей декоративности изображения компоновались не случайно, а выражали философское мировоззрение эпохи, потому предназначались не только для украшения стен. Время от времени внезапный наш лектор о чем-то спрашивал сестер, о каких-то знаках и символах, тиская пухлые свои не мужские ручки. К примеру: – Какие предметы символизируют смерть? – Череп. – Кости. – А еще! – воздевал он указательный палец, – чертополох и…роза! – Роза?! – не сразу верили ему сестры. – Да! Да-да! И все это с самого начала чередуется на натюрмортах с христианскими знаками добродетели и чистоты. То есть, изображая фрукты и цветы, художники выражают надежду на спасение и очищение мира от греха. Если следить только за композицией и принимать во внимание исключительно яркость красок… И его несло, несло, несло… Фрик! Разумеется, тогда и слова такого не было, а если бы и существовало, то я его наверняка бы не знал – среда окружала не та. Но сейчас, вспоминая тот достопамятный вечер и то, как восхищенно слушали хранителя завороженные сестры, я восклицаю: «Талантливый фрик!» Почему они, эти одним местом ушибленные особи, так магически действуют на людей? Заговариваются до глоссалии, так, что порой пропадают те или иные признаки осмысленной речи?! Как впавшие в транс, как сомнамбулы, как получившие один из даров Святого Духа, тайный, сакральный язык общения с Богом, и потому погрузившиеся в экстаз?! Ну, да, иногда полезно хорошенько проораться, как вещающая пифия, как дельфийская пророчица, харизматический сектант, камлающий шаман. И я ничуть не удивился бы, если бы вслед за описанием разновидностей натюрмортов, прямо от отличительных черт vanitas, «суеты сует», он в состоянии экзальтации, подобно Монтану, возвестил бы скорый конец света и явление Небесного Иерусалима во фригийском городе Пепуза. А затаившие дыхание сестры, как пророчицы Присцилла и Максимилла, почитая его за учителя и Духа-утешителя, обещанного Евангелием от Иоанна, последовали бы за ним. Какая убедительная ажитация! Какой энтузиазм! Следить за полетом его мысли было одно удовольствие: от элементов натюрморта в древних наскальных рисунках, где вещи имели ритуальный смысл, от предметов, изображенных в росписях египетских гробниц, от древнегреческих натюрмортов – «обманок», вводящих в заблуждение зрителей, до, до бесконечности. Вот живописец Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что иллюзорное это сходство заставляло птиц клевать эти ягоды. Но и сам Зексис однажды сел в галошу, попытавшись отдернуть занавеску, нарисованную коллегой Паррасием. Вот веточка с фруктами и стеклянный сосуд с водой, на стенках которого отражались солнечные блики, изображенные неизвестным художником на стене дома древнеримского Геркуланума, разрушенного в первом веке нашей эры извержением Везувия. А вот в коллекции Эрмитажа, его, Петропавлыча, Эрмитажа, хранятся древнеримские эмблемы, мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком. – Вы спросите, что же на них? Но Надя и Люба, обратившись в слух, давно ничего уже не спрашивали. – А на них, – не дождавшись вопроса, продолжал Петропавлыч, – атрибуты Геракла: палица, чаша для вина, маска героя, сделанная из темных камешков. Внизу композиции пара посвятительных животных, кабанов, впряженных в повозку с тремя молодильными яблоками. – Гесперид? – очнулась одна из сестер. – Именно. Золотые яблоки, дарящие человеку вечную молодость. А на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты, кроме самого босоного мальчика, который и олицетворял в Древнем Риме первый летний месяц «Junias» внимание привлекает корзина с луком, знак щедрости земли и плодородия лета: «От дыхания дедов и прадедов разило чесноком и луком, но их дух был духом мужества и силы». Не я, не я, Марк Теренций Варон так воспел непременный продукт на столе римлян с древнейших времен. А справа и слева на картине дары моря, и сам Сенека писал, что из-за страсти к морепродуктам римляне не ленились «рыскать по морским глубинам и вырывать раковины на неведомом берегу отдаленнейшего моря». – Всё так, всё так, – сам себя подзадоривал наш гость, – но всё же как самостоятельный жанр натюрморт сложился в семнадцатом столетии в Голландии, начиная с работ Питера Арсена, картины которого перестали быть художественной «кладовой» религиозных атрибутов, бытовых вещей, он-то и перенес акцент с человеческой фигуры на самую разную снедь. И названия картин стали житейски простыми и милыми: «Закуска», «Букет цветов», «Маленький банкет», «Накрытый стол», «Маленький завтрак». – Скромное чаепитие по случаю знакомства, – это Надя наконец пришла в себя и произнесла, обведя ладонью скудное угощение на столе. Люба рассмеялась, а Хранитель принялся рукоплескать одними пальчиками: – Шарман! Но вдруг Люба нахмурилась. Поводила ноготком по скатерти вокруг блюдца и наконец произнесла: – Так это значит – натюрморт обречен! Подняла голову и посмотрела прямо в глаза вдохновенному искусствоведу. – Мне понятен ваш пессимизм! – с неожиданным умилением воскликнул тот. – А мне – нет, – возразила Надя. – Хотелось бы уточнить … диагноз. – Какие еще доказательства нужны, сестра?! Просто посмотри на наш стол. – Так я и думал, так я думал! – опять непонятно чему обрадовался старикашка. – А между тем всё идет по плану, тут и знаки, и символы, и закон, и пророки. И, запрокинув голову, он радостно закурлыкал. Даже на меня это произвело впечатление, а Люба и Надя, те просто расхохотались в голос. – Помяните мое слово: наше время еще всех удивит! Забегая вперед, скажу о той сладкой истерике, которую вскоре вызовут у Хранителя празднично великолепные по цвету и нищенские по атрибутике картины Петрова-Водкина: «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт» и «Селедка». А игры с рефлексиями, эти бликующие стеклянные и зеркальные стаканы, самовары, чайники и зеркала, отражающие своей гладкой поверхностью льющийся отовсюду свет, просто сводили его с ума. Да-да, какой свет! Какая радость! Какая непосредственность! – токовал он восторга и не торопился трезветь. Запомни, Коко! Будет, о чем поведать потомкам! Уж я-то знаю – ты нас всех переживешь! Как в воду глядел, однако. Ну, вот я вам и рассказываю про эти позеленевшие картофелины и ржавую иваси. Порадуйтесь за нас. Впрочем, что-то я сбился с магистрального пути. Я же не просто так из анналов memori выдернул этот сюжет. Устал, устал. Пардону просим. Адью.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
Оглавление 3. Аудиофайл три 4. Аудиофайл четыре 5. Аудиофайл пять |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|